УИД 73RS0№-15
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8401/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
18 апреля 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Киреевой Е.В., Кириченко А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-1497/2023 по иску Романова В.В, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным и подлежащим отмене решения на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным и подлежащим отмене решения на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование требований указал, что в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе он поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Протоколом № заседания комиссии ФСИН России от 26 января 2023 года в его учетное дело внесены изменения, из состава семьи исключен сын – ФИО, он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Истец был ознакомлен с указанной выпиской, направил в адрес ответчиков претензию с несогласием с принятым решением, однако ответ на претензию до настоящего времени не получил.
Кроме того, Романов В.В. указал, что комиссия пришла к выводу об улучшении жилищных условий детьми и матерью истца, поскольку 05 июня 2014 года ими произведена приватизация жилья по адресу: <адрес>. Однако сам истец в приватизации данного жилого помещения не участвовал. Комиссией было указано на его отказ в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>.
Также истец не согласен, что основанием для снятия его с учета на предоставление ЕСВ послужила справка Военного комиссариата Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области от 08 ноября 2022 года №, согласно которой его сын Романов Е.В., 2001 года рождения, призван на военную службу и отправлен в ряды ВС РФ.
Истец полагает, что факт его совместного проживания и детей, не влечет правовых последствий применительно к отношениям, связанным с обеспечением жилыми помещениями сотрудников УИС.
Ссылаясь на изложенное и уточнив требования, Романов В.В. просил суд признать незаконным и отменить постановление (решение) комиссии ФСИН России, выраженное в протоколе № от 26 января 2023 года; обязать ФСИН России устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем восстановления его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года составом семьи из четырех человек.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 июля 2023 года, с учетом определения того же суда от 13 сентября 2023 года об исправлении описки, исковые требования Романова В.В, удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания в части снятия Романова В.В, с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выраженное в протоколе № от 26 января 2023 года.
На Федеральную службу исполнения наказания возложена обязанность восстановить Романова В.В, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года составом семьи из 3 человек.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда 05 декабря 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению указанного выше гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 декабря 2023 года решение от 19 июля 2023 года отменено, постановлено новое, которым признано незаконным и отменено решение комиссии Федеральной службы исполнения наказания в части снятия Романова В.В, с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от 26 января 2023 года.
На Федеральную службу исполнения наказания возложена обязанность восстановить Романова В.В, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года составом семьи три человека.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Федеральной службе исполнения наказания, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказано.
В кассационной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области просит решение и апелляционное определение отменить, в удовлетворении требований истца отказать, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В заявлении Романов В.В. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, рассмотреть дело без его участия.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе; уволен со службы 07 декабря 2015 года приказом УФСИН России по Ульяновской области от 03 декабря 2015 года №лс по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию); выслуга лет истца на 07 декабря 2015 года составляла 21 год 2 месяца 13 дней, в льготном исчислении – 30 лет 5 месяцев 10 дней.
Решением комиссии ФСИН России от 11 октября 2016 года Романов В.В. составом семьи 4 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года.
Решением комиссии ФСИН России от 26 января 2023 года истец снят с учета для получения ЕСВ на основании подпункта «б» пункта 15 Правил предоставления единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы таможенных органах Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».
Также судом установлено, что согласно справке ООО «РИЦ» от 09 июня 2023 Романов В.В. с 16 декабря 1992 года по 31 июля 1996 года, а затем с 26 августа 1998 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>
По данному адресу также зарегистрированы и проживают: ФИО (мать истца) с 16 декабря 1992 года; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын истца) с 30 января 2002 года; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын истца) с 26 августа 2009 года, а также супруга заявителя с 20 сентября 2019 года по 19 сентября 2024 года (ранее с 15 сентября 2014 года по 15 сентября 2019 года) по месту пребывания.
Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 47,1 кв.м., собственниками которой в равных долях являются мать и дети истца (по 1/3 доли в праве у каждого) на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 05 июня 2014 года №.
Согласно пункта 2 договора передачи жилой площади в собственность граждан 05 июня 2014 года Романов В.В. не принимал участия в приватизации указанного жилого помещения.
Кроме того, супруга истца ФИО, с 30 марта 1990 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (двухкомнатной квартире) общей площадью 45,9 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери супруги истца ФИО, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27 февраля 2019 года. Ранее указанное жилое помещение принадлежало отцу супруги истца ФИО, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что сын истца - ФИО. достиг совершеннолетия (22 года), не обучается в образовательных организациях по очной форме обучения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу, что факты улучшения истцом жилищных условий, в результате которого были бы утрачены основания для предоставления единовременной социальной выплаты, а равно факты совершения истцом действий с намерением получить единовременную социальную выплату в большем размере, в ходе рассмотрения дела не установлены, относимых, допустимых и достоверных доказательств обратного не представлено, а следовательно, у ответчика отсутствовали основания для снятия истца с учета для предоставления единовременной социальной выплаты.
Вместе с тем, приняв во внимание, что сын истца - ФИО достиг совершеннолетия (22 года), не обучается в образовательных организациях по очной форме обучения, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложить на Федеральную службу исполнения наказания обязанность восстановить Романова В.В, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года составом семьи из 3 человек.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела указал на то, что оспариваемое решение ФСИН России о внесении изменений в учетное дело Романова В.В. в части уменьшения состава его семьи до трех человек (истец, его супруга и несовершеннолетний сын) и исключении из состава семьи сына ФИО, достигшего возраста 18 лет и не обучающегося в образовательных организациях по очной форме обучения, является правильным. Вместе с тем, решение ФСИН России от 26 января 2023 года в части снятия Романова В.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 15 Правил № 369 нельзя признать законным.
Так судом апелляционной инстанции из содержания протокола и пояснений представителя ФСИН России установлено, что Романов В.В. снят с учета в связи с тем, что он и члены его семьи совершили действия с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, а именно: Романов В.В. отказался от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, а супруга истца ФИО отказалась от причитающейся ей доли наследства после смерти отца.
Однако, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что семья истца исходя из установленного норматива (15 кв.м на одного человека) перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2 статьи 31). В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 статьи 31).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подп. «а»).
Судом второй инстанции указано, что в силу приведенных выше положений жилищного законодательства и разъяснений по их применению следует, что при расчете обеспеченности семьи истца жилой площади следует исходить из площади всего жилого помещения по <адрес> (47,1 кв.м). В таком случае на каждого члена семьи истца, проживающих в данной квартире, приходится по 9,4 кв.м (47,1 кв.м/5 чел.).
Также судом второй инстанции установлено, что наследственного дела после смерти отца супруги истца ФИО - ФИО с заявлением о принятии наследства обратилась его супруга - ФИО Другие наследники после смерти ФИО - ФИО и ФИО отказались от причитающейся им доли наследства. В состав наследственного имущества ФИО входили в том числе жилые помещения: квартира общей площадью 45,9 кв.м по адресу: <адрес>; жилой дом общей площадью 22,1 кв.м по адресу: <адрес>.
Право собственности ФИО на квартиру возникло на основании полной выплаты пая 25 августа 1982 года, а на жилой дом - на основании договора купли-продажи от 18 декабря 2001 года.
ФИО состоял в зарегистрированном браке с ФИО с 11 мая 1973 года. В настоящее время право собственности на квартиру по проспекту Нариманова в <адрес> и жилой дом в <адрес> зарегистрировано за ФИО
Пунктом 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (пункт 2 ст. 34).
Таким образом, жилые помещения, входившие в состав наследства ФИО, в силу закона являлись совместно нажитым имуществом супругов ФИО. С учетом данных обстоятельств супруга истца ФИО после смерти отца могла получить 1/6 долю в наследственном имуществе, что составляет в квартире по адресу: <адрес> - 7,65 кв.м (45,9 кв.м/6), в жилом доме по адресу: <адрес> - 3,7 кв.м (22,1 кв.м/6).
Принимая во внимание данные обстоятельства, в случае вступления ФИО в наследство после смерти отца обеспеченность семьи истца жилым помещением составила бы 11,69 кв.м на каждого члена семьи (47,1 кв.м+7,65 кв.м+3,7 кв.м)/5 чел.).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 1 Федеральным законом от 30 декабря2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации», членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие данного Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 283-Ф3 сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (часть 1).
Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 4).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4).
Частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника) (пункт 1); с обменом жилыми помещениями (пункт 2); с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения (пункт 3); с выделением доли собственниками жилых помещений (пункт 4); с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5).
Согласно статье 7 Федерального закона № 283-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека (пункт 1); 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек (пункт 2); 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек (пункт 3).
Размер единовременной социальной выплаты и размер общей площади жилого помещения определяются исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 данной статьи (часть 2 статьи 7).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила № 369).
Пунктом 2 Правил № 369 установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно пункта 4 Правил № 369 принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил № 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил № 369).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил № 369).
Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 данных Правил, имевшегося у них на день увольнения (пункт 14 Правил № 369).
Пунктом 15 Правил № 369 установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере (подп. «б»).
В соответствии с пунктом 18 Правил № 369 норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 данных Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил №369).
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что с учетом отказа истца от участия в приватизации квартиры по <адрес> и отказа супруги истца от наследства, семья истца продолжает оставаться нуждающейся в жилом помещении, выводы о возложении на Федеральную службу исполнения наказания обязанности восстановить Романова В.В, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14 апреля 2014 года составом семьи из 3 человек являются обоснованными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование норм права, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях норм права, повлиявших на исход дела, поэтому не может служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом второй инстанции и не получили правовую оценку.
Доводы о неправильном применении судом норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятым судебным актом, не влекут отмены или изменения апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Киреева
А.Д.Кириченко