Решение по делу № 33-1885/2023 от 17.03.2023

Докладчик Филимонова И.В. Апелляционное дело № 33-1885/2023

Судья Захарова О.С.

Гражданское дело № 2-80/2023

УИД № 21RS0024-01-2022-002429-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Ирины Владимировны,

судей Стародубцевой Людмилы Ивановны, Филимоновой Инны Валерьевны,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Южный» о возложении обязанности оборудовать автоматическими регуляторами систему отопления многоквартирного дома,

поступившее по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Южный» на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Филимоновой Ирины Владимировны, судебная коллегия

установила:

обратившись в суд с указанным иском, прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения, просил возложить на закрытое акционерное общество «Южный» (далее – ЗАО «Южный») обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автоматическими регуляторами систему отопления многоквартирного дома , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.

По результатам проверки соблюдения жилищного законодательства на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного дома <адрес>, прокуратурой Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики установлено, что в системе отопления указанного многоквартирного жилого дома (далее также МКД) отсутствуют автоматические регуляторы температуры, что является нарушением п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, пп. 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115. По мнению истца, поскольку управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ЗАО «Южный», то она обязана в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства проводить необходимые работы по регулировке систем отопления жилого дома для исключения некачественного использования тепла в обслуживаемом доме, тем самым обеспечить условия для безопасного и благоприятного проживания граждан.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Лукина Т.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ЗАО «Южный» Ситников Д.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что вопрос по установке автоматических регуляторов тепла относится исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений МКД при принятии решения о текущем ремонте общего имущества МКД. Дополнительно суду пояснил, что техническая возможность для установки автоматических регуляторов отопления в доме имеется, управляющей организацией неоднократно перед собственниками помещений многоквартирного дома ставился на обсуждение вопрос о необходимости их установки, однако решение по указанному вопросу не принято ввиду отсутствия кворума. В рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в указанном жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, также одновременно будет проведена работа и по установке терморегуляторов системы отопления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс» Гаврилова А.А. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, представив письменный отзыв на иск.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики и НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары, действующего в интересах неопределенного круга граждан, удовлетворить.

Возложить на закрытое акционерное общество «Южный» (<данные изъяты>) обязанность оборудовать систему отопления многоквартирного жилого дома <адрес>автоматическими регуляторами температуры в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.».

В апелляционной жалобе ЗАО «Южный» просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт вновь указывает, что принятие решения об установке автоматических регуляторов отопления в МКД относится к компетенции общего собрания собственников МКД, разъяснительная работа по вопросу необходимости их установки с жильцами дома со стороны управляющей компании проведена, однако решение по указанному вопросу общим собранием собственников МКД не принято. Также ответчик полагает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что в рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в указанном жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, включающая в себя установку автоматического регулятора в данном МКД, что делает бессмысленным установку обществом указанного в решении регулятора и ведет к необоснованным денежным тратам как ЗАО «Южный», так и самих собственников МКД.

В судебном заседании суда апелляционной инстанциипредставитель ответчика ЗАО «Южный» Ситников Д.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Шоркина А.П., представляющая по доверенности интересы истца – прокуратуры Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс» Гаврилова А.А. просила оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) и, исходя из общедоступности информации о времени и месте рассмотрения дела, опубликованной в сети «Интернет», судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, и исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 2008 года по настоящее время управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет управляющая компания ЗАО «Южный».

В ходе проверки соблюдения управляющей компанией обязательных требований при предоставлении жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, проведенной прокуратурой Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на основании поступившего коллективного обращения жителей указанного многоквартирного дома, установлено, что в системах отопления МКД отсутствуют автоматические регуляторы температуры, что является нарушением п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, и пп. 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, что подтверждается, в том числе, актом от 12 июля 2022 года.

Ответчик ЗАО «Южный» как в ходе прокурорской проверки, так и в ходе рассмотрения дела не оспаривало факт отсутствия терморегулятора тепла в спорном многоквартирном доме, мотивируя это тем, что управляющая компания ежегодно жильцам многоквартирного дома предлагала принять на общем собрании собственников решение по вопросу их установки, однако решение по настоящий момент не принято в связи с отсутствием кворума. Более того, ЗАО «Южный» будут предприняты меры для установки терморегуляторов тепла в МКД при проведении капитального ремонта МКД.

По делу также установлено, что пятиэтажный жилой дом, имеющий ... подъезда общей площадью жилых и нежилых помещений 3 548,7 кв.м., построен в ДД.ММ.ГГГГ году, система отопления подключена к централизованной системе теплоснабжения. МКД включен в республиканскую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2014-2043 годы. В рамках этой программы в 2023 году запланировано проведение капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе по замене системы отопления.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 3, статьей 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, пунктом 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению соответствия температуры в системе отопления в многоквартирных домах, в том числе установки приборов учета и поддержания их в исправном состоянии, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае на ответчика ЗАО «Южный», выступающее в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Соответственно, как указал суд первой инстанции, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы отопления), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, обеспечивая необходимый объем и надлежащее качество в соответствии с требованиями законодательства РФ. Между тем, доказательств, подтверждающих, что в настоящее время многоквартирный жилой дом оборудован автоматическими регуляторами системы отопления, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Суд первой инстанции признал несостоятельной ссылку ответчика на то, что решение по установке автоматических регуляторов в системе отопления является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений МКД, указав, что решение собственников для установки автоматических регуляторов не требуется, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством.

Сославшись на положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд установил срок для исполнения решения суда, составляющий 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям следующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.

Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Согласно подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.

Технические требования к системе отопления установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, в соответствии с п. 9.3.1 которых отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях отопительные приборы, как правило, оборудуются автоматическими терморегуляторами.

Пунктом 15 раздела VI приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предусмотрено, что качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. При этом, обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда (п. 5.1.2 Правил № 170).

Между тем,как правильно отмечено судом первой инстанции и не оспаривалось самим ответчиком, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих установку приборов автоматического регулирования температурного режима системы отопления в многоквартирном доме, в деле не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение по установке автоматических регуляторов в системе отопления является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений МКД, был предметом оценки суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается и оснований для переоценки не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, включающего в себя установку автоматического регулятора, что делает бессмысленным установку обществом указанного в решении регулятора и ведет к необоснованным денежным затратам как ЗАО «Южный», так и самих собственников МКД, основанием для отмены решения также не служит, поскольку Правилами и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 установлено, что обеспечение нормального функционирования инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов это обязанность обслуживающей организации. Следует отметить, что со дня принятия на обслуживание указанного многоквартирного жилого дома установленная законом обязанность по внедрению средств автоматического регулирования системы отопления ответчиком не исполнена. Ссылка на отсутствие решения общего собрания по данному вопросу правового значения не имеет, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, судебной коллегией не установлено.

Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Южный» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий И.В. Филимонова

Судьи Л.И. Стародубцева

И.В. Филимонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 года

Докладчик Филимонова И.В. Апелляционное дело № 33-1885/2023

Судья Захарова О.С.

Гражданское дело № 2-80/2023

УИД № 21RS0024-01-2022-002429-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Ирины Владимировны,

судей Стародубцевой Людмилы Ивановны, Филимоновой Инны Валерьевны,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Южный» о возложении обязанности оборудовать автоматическими регуляторами систему отопления многоквартирного дома,

поступившее по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Южный» на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Филимоновой Ирины Владимировны, судебная коллегия

установила:

обратившись в суд с указанным иском, прокурор Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения, просил возложить на закрытое акционерное общество «Южный» (далее – ЗАО «Южный») обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать автоматическими регуляторами систему отопления многоквартирного дома , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.

По результатам проверки соблюдения жилищного законодательства на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного дома <адрес>, прокуратурой Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики установлено, что в системе отопления указанного многоквартирного жилого дома (далее также МКД) отсутствуют автоматические регуляторы температуры, что является нарушением п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, пп. 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115. По мнению истца, поскольку управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ЗАО «Южный», то она обязана в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства проводить необходимые работы по регулировке систем отопления жилого дома для исключения некачественного использования тепла в обслуживаемом доме, тем самым обеспечить условия для безопасного и благоприятного проживания граждан.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Лукина Т.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ЗАО «Южный» Ситников Д.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что вопрос по установке автоматических регуляторов тепла относится исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений МКД при принятии решения о текущем ремонте общего имущества МКД. Дополнительно суду пояснил, что техническая возможность для установки автоматических регуляторов отопления в доме имеется, управляющей организацией неоднократно перед собственниками помещений многоквартирного дома ставился на обсуждение вопрос о необходимости их установки, однако решение по указанному вопросу не принято ввиду отсутствия кворума. В рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в указанном жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, также одновременно будет проведена работа и по установке терморегуляторов системы отопления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс» Гаврилова А.А. полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению, представив письменный отзыв на иск.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики и НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары, действующего в интересах неопределенного круга граждан, удовлетворить.

Возложить на закрытое акционерное общество «Южный» (<данные изъяты>) обязанность оборудовать систему отопления многоквартирного жилого дома <адрес>автоматическими регуляторами температуры в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.».

В апелляционной жалобе ЗАО «Южный» просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт вновь указывает, что принятие решения об установке автоматических регуляторов отопления в МКД относится к компетенции общего собрания собственников МКД, разъяснительная работа по вопросу необходимости их установки с жильцами дома со стороны управляющей компании проведена, однако решение по указанному вопросу общим собранием собственников МКД не принято. Также ответчик полагает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что в рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в указанном жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, включающая в себя установку автоматического регулятора в данном МКД, что делает бессмысленным установку обществом указанного в решении регулятора и ведет к необоснованным денежным тратам как ЗАО «Южный», так и самих собственников МКД.

В судебном заседании суда апелляционной инстанциипредставитель ответчика ЗАО «Южный» Ситников Д.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Шоркина А.П., представляющая по доверенности интересы истца – прокуратуры Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс» Гаврилова А.А. просила оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) и, исходя из общедоступности информации о времени и месте рассмотрения дела, опубликованной в сети «Интернет», судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, и исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 2008 года по настоящее время управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет управляющая компания ЗАО «Южный».

В ходе проверки соблюдения управляющей компанией обязательных требований при предоставлении жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, проведенной прокуратурой Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на основании поступившего коллективного обращения жителей указанного многоквартирного дома, установлено, что в системах отопления МКД отсутствуют автоматические регуляторы температуры, что является нарушением п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, и пп. 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, что подтверждается, в том числе, актом от 12 июля 2022 года.

Ответчик ЗАО «Южный» как в ходе прокурорской проверки, так и в ходе рассмотрения дела не оспаривало факт отсутствия терморегулятора тепла в спорном многоквартирном доме, мотивируя это тем, что управляющая компания ежегодно жильцам многоквартирного дома предлагала принять на общем собрании собственников решение по вопросу их установки, однако решение по настоящий момент не принято в связи с отсутствием кворума. Более того, ЗАО «Южный» будут предприняты меры для установки терморегуляторов тепла в МКД при проведении капитального ремонта МКД.

По делу также установлено, что пятиэтажный жилой дом, имеющий ... подъезда общей площадью жилых и нежилых помещений 3 548,7 кв.м., построен в ДД.ММ.ГГГГ году, система отопления подключена к централизованной системе теплоснабжения. МКД включен в республиканскую адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2014-2043 годы. В рамках этой программы в 2023 году запланировано проведение капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе по замене системы отопления.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 3, статьей 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, пунктом 9.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению соответствия температуры в системе отопления в многоквартирных домах, в том числе установки приборов учета и поддержания их в исправном состоянии, возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в данном случае на ответчика ЗАО «Южный», выступающее в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Соответственно, как указал суд первой инстанции, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы отопления), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, обеспечивая необходимый объем и надлежащее качество в соответствии с требованиями законодательства РФ. Между тем, доказательств, подтверждающих, что в настоящее время многоквартирный жилой дом оборудован автоматическими регуляторами системы отопления, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Суд первой инстанции признал несостоятельной ссылку ответчика на то, что решение по установке автоматических регуляторов в системе отопления является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений МКД, указав, что решение собственников для установки автоматических регуляторов не требуется, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством.

Сославшись на положения части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд установил срок для исполнения решения суда, составляющий 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям следующих норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.

Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в числе прочего обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Согласно подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.

Технические требования к системе отопления установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, в соответствии с п. 9.3.1 которых отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях отопительные приборы, как правило, оборудуются автоматическими терморегуляторами.

Пунктом 15 раздела VI приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предусмотрено, что качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

В соответствии с п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. При этом, обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда (п. 5.1.2 Правил № 170).

Между тем,как правильно отмечено судом первой инстанции и не оспаривалось самим ответчиком, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих установку приборов автоматического регулирования температурного режима системы отопления в многоквартирном доме, в деле не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение по установке автоматических регуляторов в системе отопления является исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений МКД, был предметом оценки суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается и оснований для переоценки не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики» на 2023 год в жилом доме планируется замена системы теплоснабжения, включающего в себя установку автоматического регулятора, что делает бессмысленным установку обществом указанного в решении регулятора и ведет к необоснованным денежным затратам как ЗАО «Южный», так и самих собственников МКД, основанием для отмены решения также не служит, поскольку Правилами и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 установлено, что обеспечение нормального функционирования инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов это обязанность обслуживающей организации. Следует отметить, что со дня принятия на обслуживание указанного многоквартирного жилого дома установленная законом обязанность по внедрению средств автоматического регулирования системы отопления ответчиком не исполнена. Ссылка на отсутствие решения общего собрания по данному вопросу правового значения не имеет, поскольку обязательность наличия таких регуляторов установлена действующим законодательством.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, судебной коллегией не установлено.

Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 января 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Южный» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий И.В. Филимонова

Судьи Л.И. Стародубцева

И.В. Филимонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 года

33-1885/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
ЗАО ЮЖНЫЙ
Другие
НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов»
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
ПАО Т Плюс
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Филимонова Ирина
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
17.03.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее