Дело № 2-2845/2019 12 сентября 2019 года
29RS0014-01-2019-003877-47
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Архангельск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
администрация муниципального образования «Город Архангельск» обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей послужило неисполнение решения Октябрьского районного суда города Архангельска по делу <№>. Названным решением на истца возложена обязанность предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение. В обоснование невозможности исполнения решения суда указано, что у администрации муниципального образования «Город Архангельск» существуют уважительные причины неисполнения решения суда в установленные сроки, связанные с недостаточным финансированием местного бюджета. Между тем администрацией муниципального образования «Город Архангельск» принимаются все зависящие от неё меры для исполнения требований исполнительного документа и вины должника в неисполнении этих требований в установленный исполнительным документом срок не имелось.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Представитель истца Малеева С.В. просила рассмотреть дело без ее участия.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рсследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Р’ соответствии СЃ положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет.
Частью 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 06 февраля 2019 года на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить <***> во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 46,7 квадратных метров.
Во исполнение указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу города Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 13 мая 2019 года на основании исполнительного листа, выданного Октябрьским районным судом города Архангельска, возбуждено исполнительное производство <№>.
В установленный постановлением пятидневный срок истец не исполнил решение суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 июня 2019 года в связи с неисполнением решения суда с администрации муниципального образования «Город Архангельск» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно Постановлению Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 30 июля 2001 РіРѕРґР° в„– 13-Рџ установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, СЃ учётом характера правонарушения, размера вреда, степени РІРёРЅС‹, имущественного положения правонарушителя Рё РґСЂСѓРіРёС… обстоятельств РѕРЅ может быть снижен правоприменителем. РљСЂРѕРјРµ того, санкции штрафного характера, Рє числу которых относится Рё исполнительский СЃР±РѕСЂ, должны отвечать требованиям Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам Рё ценностям. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла статьи 55 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, введение ответственности Р·Р° правонарушение Рё установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости Рё соответствовать характеру совершённого деяния.Р’ силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, СЃ РёСЃРєРѕРј РѕР± отсрочке или Рѕ рассрочке его взыскания, РѕР± уменьшении его размера или освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°. Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» СЃСѓРґСѓ предоставлено право СЃ учётом степени РІРёРЅС‹ должника РІ неисполнении РІ СЃСЂРѕРє исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского СЃР±РѕСЂР°, Р° также уменьшить его размер, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть РѕС‚ размера, установленного РІ соответствии СЃ частью 3 настоящей статьи. Р’ соответствии СЃРѕ статьёй 401 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации лицо, РЅРµ исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность РїСЂРё наличии РІРёРЅС‹ (умысла или неосторожности), РєСЂРѕРјРµ случаев, РєРѕРіРґР° законом или РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если РїСЂРё той степени заботливости Рё осмотрительности, какая РѕС‚ него требовалась РїРѕ характеру обязательства Рё условиям оборота, РѕРЅРѕ приняло РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения обязательства. Р’ данном случае СЃСѓРґРѕРј учитывается отсутствие РІРёРЅС‹ должника РІ неисполнении решения РІ СЃСЂРѕРє для добровольного исполнения, Р° также его имущественное положение.Судебные акты Рѕ предоставлении гражданам жилых помещений взамен аварийных Рё признанных непригодными для проживания исполняются администрацией муниципального образования «Город Архангельск» РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ очерёдности вынесения судебного акта РїСЂРё наличии свободных жилых помещений или путём выплаты денежной компенсации. Как следует РёР· материалов дела, РІ 2017 РіРѕРґСѓ РёР· РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета было выделено 75 115 000 рублей для исполнения судебных актов Рѕ предоставлении жилых помещений, Р·Р° счёт которых исполнено 35 судебных решений. Р’ настоящее время администрация муниципального образования «Город Архангельск» переселяет граждан, проживающих РІ многоквартирных домах, включённых РІ перечень многоквартирных РґРѕРјРѕРІ Рё реестр аварийных многоквартирных РґРѕРјРѕРІ, также РїРѕ способам переселения адресной программы Архангельской области «Переселение граждан РёР· аварийного жилищного фонда» РЅР° 2013-2018 РіРѕРґС‹, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области РѕС‚ 23 апреля 2013 РіРѕРґР° в„– 173-РїРї. Указанная программа принята РІ целях реализации мероприятий РїРѕ сокращению доли аварийного жилья РІ жилищном фонде Архангельской области РІ соответствии СЃРѕ статьёй 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» РѕС‚ 21 июля 2007 РіРѕРґР° в„– 185-ФЗ Рё реализуется путём выделения СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РЅР° осуществление мероприятий РїРѕ переселению. Р’ рамках III этапа указанной программы РІ 2017 РіРѕРґСѓ было исполнено 250 судебных решений, РїРѕ IV этапу – 220 судебных решений. Р’ соответствии СЃ решением Архангельской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы «О РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј бюджете РЅР° 2019 РіРѕРґ Рё плановый период 2020 Рё 2021 РіРѕРґРѕРІВ» РѕС‚ 13 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 56 РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј бюджете РЅР° исполнение судебных решений предусмотрено 5 000 000 рублей. Р’ рамках реализации V этапа Программы планируется расселить 113 жилых помещений, признанных непригодными. Таким образом, предусмотренных РІ бюджете денежных средств недостаточно для исполнения всех судебных актов Рѕ предоставлении жилых помещений. Свободные жилые помещения РІ необходимом количестве Сѓ администрации муниципального образования «Город Архангельск» также отсутствуют.УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ РЅРµ оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено. РЎСѓРґ принимает РІРѕ внимание Рё то, что администрация муниципального образования «Город Архангельск» является органом местного самоуправления. Р’ соответствии СЃ частью 2 статьи 52 Федерального закона РѕС‚ 06 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» составление Рё рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение Рё исполнение местного бюджета, осуществление контроля Р·Р° его исполнением, составление Рё утверждение отчёта РѕР± исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно СЃ соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ силу статьи 169 Бюджетного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации проект местного бюджета составляется РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° социально-экономического развития. Р’ соответствии СЃ бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств РЅРµ допускается. РџСЂРё недостаточности РІ бюджете денежных средств, предназначенных для исполнения решения СЃСѓРґР°, администрация муниципального образования «Город Архангельск» РЅРµ имеет возможности произвольно израсходовать средства РёР· РґСЂСѓРіРёС… статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств. Учитывая принцип справедливости, соразмерности, степень РІРёРЅС‹ заявителя РІ неисполнении решения СЃСѓРґР° РІ СЃСЂРѕРє, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии правовых оснований для освобождения должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°. РџСЂРё этом представление истцом доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, РЅРµ требовалось, поскольку неисполнение администрацией муниципального образования «Город Архангельск» требований исполнительного документа РЅРµ связано СЃ осуществлением предпринимательской деятельности, РЅР° что указывает РЅРѕСЂРјР° пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РЎСѓРґ также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие Сѓ него объективных обстоятельств, находящихся РІРЅРµ его контроля, вызвавших нарушение установленных СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения требований исполнительного документа, РїСЂРё соблюдении той степени заботливости Рё осмотрительности, какая требовалась РѕС‚ него РІ целях надлежащего исполнения обязанности РїРѕ исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя. РџСЂРё указанных обстоятельствах СЃСѓРґ полагает возможным освободить администрацию муниципального образования «Город Архангельск» РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов РїРѕ Октябрьскому РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Архангельска РѕС‚ <Дата> РІ рамках исполнительного производства <в„–>. РќР° основании изложенного, руководствуясь СЃС‚. СЃС‚. 194-199 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ РЕШРР›:
исковые требования администрации муниципального образования «Город Архангельск» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Город Архангельск» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от <Дата> по исполнительному производству <№>.
Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина