Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» июля 2018 года г.Зарайск Московская область
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,
с участием административных истцов Пахоменко В.Е., Поликарповой И.А., Юрова К. С., Кирьянова С.А.,
представителей административного ответчика Администрации городского округа Зарайск Московской области по доверенности Муромцевой Е.А., Каширкиной Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-451/2018 по административному иску Пахоменко В.Е., Поликарповой И.А., Юрова К.С., Кирьянова С.А. к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными и отмене решений административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия - митингов 4 августа 2018 года и 5 августа 2018 года на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а,
У С Т А Н О В И Л:
В Зарайский городской суд Московской области обратились Пахоменко В.Е., Поликарпова И.А., Юров К.С., Кирьянов С.А. с административным иском к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными и отмене решений административного ответчика от 25 июля 2018 года №2044 и №2045 об отказе в согласовании публичных мероприятий - митингов 4 августа 2018 года и 5 августа 2018 года на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, обязании Администрации городского округа Зарайск Московской области устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и свобод, препятствующих организации публичных мероприятий и оказании предусмотренного законом содействия в их проведении в заявленное время.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 июля 2018 года административные истцы обратились в Администрацию городского округа Зарайск Московской области с уведомлениями №130-НП и №131-НП о проведении публичных мероприятий в форме митингов с целями и требованиями: 1). Полного прекращения всех незаконных работ на территории полигона твердых коммунальных отходов «Солопово», окончательной рекультивации и закрытия полигона; 2). Исключение из Проекта землепользования и застройки и генерального плана городского округа Зарайск земельных участков, прилегающих к полигону ТКО «Солопово» с видом разрешённого использования «СП-2»; 3). Отмены результатов незаконных общественных слушаний от 18.06.2018 года по проекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области; 4). Открытия закрытого родильного отделения в городе Зарайск и исполнения поручения Президента России от 02.02.2018 года об открытии всех необоснованно закрытых лечебных учреждений, являющихся единственными в муниципальном образовании; 5). Требование общественного доступа к станциям экологического мониторинга, расположенных в пределах санитарных зон ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп», с размещением информации счётчиков учёта загрязнений на публичных информационных ресурсах; 6). Привлечение к ответственности должностных лиц, по вине которых происходят систематические аварии и незапланированное отключение горячего водоснабжения в жилых домах.
Проведение публичных мероприятий запланировано согласно уведомлению №131-НП на 04 августа 2018 года в период времени с 12.00 до 15.00 часов на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, с предполагаемым количеством участников до 3000 человек; согласно уведомлению №130-НП на 05 августа 2018 года в период времени с 12.00 до 15.00 часов на том же месте, с тем же предполагаемым количеством участников. При выборе места проведения митингов административные истцы руководствовались распоряжением Главного управления территориальной политики Московской области от 27.11.2017г. №9 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Главного управления территориальной политики Московской области от 21.05.2018г. №5).
Письмами Администрации городского округа Зарайск Московской области от 25.07.2018г. №2044 и №2045 административным истцам было отказано в согласовании проведения публичных мероприятий в связи с планируемым размещением в указанном месте аттракционов (батут, карусели, электромобили) индивидуального предпринимателя П.Д.А. в соответствии с его заявлением от 17.07.2018г.
Административные истцы полагают данные ответы Администрации городского округа Зарайск Московской области незаконными и нарушающими их конституционные права, предусмотренные ст.31 Конституции Российской Федерации, собираться мирно, без оружия, проводить митинги. Они указывают, что проведение митингов по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а с 12.00 до 15.00 законом не запрещается, а место специально отведено и приспособлено для проведения публичных мероприятий. Органам публичной власти запрещается отказывать в проведении публичных мероприятий по иным основаниям, кроме тех, которые указаны в законе, в том числе «согласовывать» их или «не согласовывать», поскольку проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 02.04.2009г. №484-О-П разъяснено, что орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно - правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Кроме того, согласно п.16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018г. №28, проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массовые мероприятия и т.д.), не относящиеся по смыслу Федерального закона №54-ФЗ к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.
Административные истцы указывают, что организаторам публичного мероприятия не было предложено альтернативное время и место проведения митингов, а административный ответчик всячески уклоняется от согласительных процедур по данным вопросам.
На протяжении длительного времени административный ответчик необоснованно препятствует в проведении митинга. За период с 15.12.2017г. истцами было подано 10 уведомлений о проведении публичных мероприятий на приспособленной для этих целей площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенной по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а. На все уведомления административный ответчик отвечает отказом, либо предложением провести митинг в отдаленных деревнях (Летуново или Ерново) на площадках, не приспособленных для массовых мероприятий. При подаче каждого уведомления площадь оказывается занята либо очередной ярмаркой, либо аттракционами. По факту мероприятий не проводится, либо они проходят при незначительном стечении людей, что не препятствует проведению митинга совместно с этими мероприятиями.
В судебном заседании административные истцы Пахоменко В.Е., Поликарпова И.А., Юров К.С., Кирьянов С.А. поддержали административный иск по приведенным в нем основаниям, в дополнение пояснив, что Администрация городского округа Зарайск Московской области необоснованно отказала в проведении митингов на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», поскольку это единственная площадка, включенная в Перечень, утвержденный распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4 (с последующими изменениями), на территории городского округа Зарайск Московской области, отведенная для публичных мероприятий с численностью участников до 3 000 человек. Кроме того, по мнению административных истцов, учитывая, что детские аттракционы занимают небольшую часть площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенной по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, возможно было рассмотреть возможность совместного проведения публичного мероприятия и работы аттракционов. Однако этого сделано ответчиком не было. Отказ не мотивирован не возможностью при совместном проведении данных мероприятий обеспечить их безопасность. Отказывая в согласовании проведения митингов 04 и 05 августа 2018 года, Администрация городского округа Зарайск Московской области вообще не предложила какой-либо альтернативы, какого-либо иного места или времени проведения митинга.
Представители административного ответчика Администрации городского округа Зарайск Московской области Муромцева Е.А. и Каширкина Ю.С. в судебном заседании административный иск не признали, пояснив, что оспариваемые ответы Администрации не являются отказом в проведения публичного мероприятия; данными ответами лишь сообщено заявителям, что проведение митингов на площади у МБУ ЦД «Победа» в заявленные организаторами даты и время невозможно в связи с предоставлением площади под размещение аттракционов. Администрацией г.о.Зарайск уже выдано ИП П.Д.А. разрешение на размещение на площади в период с 23.07.2018г. по 31.08.2018г. аттракционов на основании его заявления от 17.07.2018г. 18.07.2018г. информация об этом размещена на официальном сайте муниципального образования.Администрация городского округа Зарайск также не может предложить организаторам другие места возможного проведения митинга на заявленных условиях, так как площадь у МБУ ЦД «Победа» единственное приспособленное для указанных целей, для заявленного количества участников. В судебном заседании представители администрации указали, что с 31 июля 2018 года на площади будет осуществлено дополнительное размещение аттракционов.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Организация и проведение на территории Российской Федерации публичных мероприятий регламентируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пункты 1, 3 части 4 статьи 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, и по обеспечению соблюдения условий проведения мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Положением части 5 статьи 7 названного Федерального закона также предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно статье 12 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона (пункты 1 и 2 части 1); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с данным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3).
В силу статьи 8 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 11); при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц; в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 12); в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 22).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, а вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России»).
В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что 23 июля 2018г. в Администрацию городского округа Зарайск Московской области поступили два уведомления от 22 июля 2018 года №131-НП и №130-НП о проведении митингов. Заявленные место, дата и время проведения публичных мероприятий: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, площадь у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», 04 августа 2018 года (согласно уведомлению №131-НП) и 05 августа 2018 года (согласно уведомлению №130-НП), с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., предполагаемое количество участников публичного мероприятия : до 3 000 человек. Цели и требования публичных мероприятий: 1). Полного прекращения всех незаконных работ на территории полигона твердых коммунальных отходов «Солопово», окончательной рекультивации и закрытия полигона; 2). Исключение из Проекта землепользования и застройки и генерального плана городского округа Зарайск земельных участков, прилегающих к полигону ТКО «Солопово» с видом разрешённого использования «СП-2»; 3). Отмены результатов незаконных общественных слушаний от 18.06.2018 года по проекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области; 4). Открытия закрытого родильного отделения в городе Зарайск и исполнения поручения Президента России от 02.02.2018 года об открытии всех необоснованно закрытых лечебных учреждений, являющихся единственными в муниципальном образовании; 5). Требование общественного доступа к станциям экологического мониторинга, расположенных в пределах санитарных зон ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп», с размещением информации счётчиков учёта загрязнений на публичных информационных ресурсах; 6). Привлечение к ответственности должностных лиц, по вине которых происходят систематические аварии и незапланированное отключение горячего водоснабжения в жилых домах. Предполагается использование сборно-разборной сцены и звукоусилительной аппаратуры. Организаторами публичных мероприятий заявлены: Юров К.С., Кирьянов С.А., А.А.В., Поликарпова И.А., Пахоменко В.Е. (л.д.12-14, 17-19).
По результатам рассмотрения данных уведомлений 25 июля 2018 года Администрация г.о. Зарайск Московской области направила в адрес организаторов письменные ответы №2044 (о митинге 04.08.2018г.) и №2045 (о митинге 05.08.2018г.) соответственно, в которых, ссылаясь на норму статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», администрация отказала в согласовании проведения публичных мероприятий в форме митингов в заявленные время, дату и месте, указывая, что на площади у МБУ ЦД «Победа» размещены аттракционы (батут, карусели, электромобили). Размещение аттракционов осуществляется ИП П.Д.А. по согласованию с администрацией городского округа Зарайск (ответ администрации от 18.07.2018г. на заявление ИП П.Д.А. от 17.07.2018г.). Также до сведения организаторов доведено, что распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 21.05.2018г. №5 внесены изменения в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденный распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4. Согласно вышеуказанному распоряжению в Перечне имеется только одна площадка вместимостью до 3000 человек, а именно: площадь у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа» по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а. Остальные площадки из Перечня исключены (л.д.15-16, 20-21).
Не согласившись с данными решениями, Пахоменко В.Е., Поликарпова И.А., Юров К.С., Кирьянов С.А. 26 июля 2018 года подали в суд административное исковое заявление о признании их незаконными.
Срок обращения с административным исковым заявлением, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден.
Из ответов администрации городского округа Зарайск от 25.07.2018г. №2044 и №2045, заявления ИП П.Д.А. от 17.07.2018г., ответа Администрации г.о. Зарайск ИП П.Д.А., разрешения на размещение объекта №59 от 18.07.2018г., схемы границ аттракционов ИП П.Д.А., судом установлено, что индивидуальному предпринимателю П.Д.А. разрешено размещение аттракционов по адресу: г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, в период с 23.07.2018г. по 31.08.2018г., на части земельного участка с кадастровым номером: ---, площадью --- кв.м. согласно схеме границ. Судом установлено, что 18.07.2018г. на официальном сайте Администрации городского округа Зарайск Московской области в разделе «Потребительский рынок» было размещено информационное письмо о размещении аттракционов ИП П.Д.А. по вышеуказанному адресу в период времени с 23 июля по 31 августа 2018 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2017г. на земельный участок, земельный участок с кадастровым номером: ---- имеет площадь --- +/- ---- кв.м.
Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2017г. на земельный участок с кадастровым номером: ---, судом установлено, что площадь у д.28а по ул.Советская г.Зарайска (то есть у МБУ ЦД «Победа») простирается и на территорию земельного участка с кадастровым номером: ---, площадью ---- кв.м. (территория у памятника маршалу К.А. Мерецкову). В графе «адрес» указано: «Почтовый адрес ориентира: Московская обл., г.Зарайск, ул.Советская, площадь перед д.№28а».
Судом принимаются доводы административного ответчика о том, что на заявленные даты митингов 04 и 05 августа 2018 года небольшая часть площади у МБУ ЦД «Победа» была на законных основаниях занята аттракционами. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденному распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4 (с изменениями), площадь у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа» по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а - единственная площадка вместимостью до 3000 человек для проведения публичных мероприятий на территории городского округа Зарайск.
Возможность одновременного проведения публичных мероприятий и работы аттракционов администрацией не рассматривалась и не оценивалась, в том числе с точки зрения поддержания и обеспечения безопасности мероприятий.
Между тем, информируя заявителей об отказе в согласовании проведения митингов в заявленных месте и времени, Администрация городского округа Зарайск Московской области должна была предложить организаторам митинга изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, а также предложить устранить организаторам публичного мероприятия несоответствие указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона. Административным ответчиком этого сделано не было.
Доказательства невозможности проведения митинга в другой части (незанятой аттракционами) площади у МБУ ЦД «Победа» или в иное время, суду не представлены.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать обстоятельства, связанные с законностью и обоснованностью обжалуемого решения (действия), возложена на административного ответчика.
Не рассмотрев все возможные варианты проведения заявленного публичного мероприятия (с учетом изменения даты и времени), не рассмотрев возможность совместного проведения публичных мероприятий и работы аттракционов, и не направив организаторам митингов соответствующие предложения, не направив заявителю предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям федерального закона, Администрация городского округа Зарайск Московской области лишила административных истцов возможности исполнить свою обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Тем самым Администрация городского округа Зарайск Московской области не осуществила процедуру согласования проведения публичного мероприятия, исключив возможность достижения какого-либо консенсуса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Администрации городского округа Зарайск Московской области следует признать незаконными.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению (часть 8); в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия (часть 9).
Признавая незаконными оспариваемые решения Администрации городского округа Зарайск Московской области, суд тем не менее не подменяет собой орган местного самоуправления, а потому не вправе принять решение о возможности (невозможности) проведения митинга, о согласовании его проведения или отказе в согласовании. Администрации городского округа Зарайск Московской области надлежит повторно в установленном порядке рассмотреть уведомления о проведении митинга 04 августа 2018 года и 05 августа 2018 года (№ 131-НП от 22.07.2018г., №130-НП от 22.07.2018г.) При этом, учитывая, что проведение митингов запланировано его организаторами на 04 августа и 05 августа 2018 года, Администрация городского округа Зарайск Московской области должна повторно рассмотреть уведомления, подписанные Юровым К.С., Кирьяновым С.А., А.А.В., Поликарповой И.А., Пахоменко В.Е. в возможно короткий срок, который суд устанавливает не позднее 01 августа 2018 года
При повторном рассмотрении уведомлений Администрация городского округа Зарайск Московской области должна исходить из своих полномочий, предусмотренных статьей 12 Федерального закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и позиции суда, изложенной в настоящем решении, в том смысле что администрация не может совершить те же действия (направить заявителям такие же ответы) по тем же основаниям, которые настоящим решением признаны незаконными.
Руководствуясь статьями 174-175, 180, 188, 226,-227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Пахоменко В.Е., Поликарповой И.А., Юрова К. С., Кирьянова С.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Зарайск Московской области от 25 июля 2018 года №2044 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия - митинг, назначенного к проведению на 04 августа 2018 года в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Зарайск Московской области от 25 июля 2018 года №2045 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия - митинг, назначенного к проведению на 05 августа 2018 года на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а.
Обязать Администрацию городского округа Зарайск Московской области устранить допущенные нарушения.
Обязать Администрацию городского округа Зарайск Московской области не позднее 01 августа 2018 года повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия и дать ответ заявителям.
Обязать Администрацию городского округа Зарайск Московской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу сообщить суду об устранении допущенных нарушений.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Мотивированное решение судом изготовлено 01 августа 2018 года.
Судья Н.П. Бондаренко
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» августа 2018 года г.Зарайск Московская область
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Н.П.,
с участием административных истцов Пахоменко В.Е., Юрова К.С.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о возможности принятия дополнительного решения по вопросу взыскания судебных расходов по административному делу №2а-451/2018 по административному иску Пахоменко В.Е., Поликарповой И.А., Юрова К.С., Кирьянова С.А. к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными и отмене решений административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия - митингов 04 августа 2018 года и 05 августа 2018 года на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а,
У С Т А Н О В И Л:
В Зарайский городской суд Московской области обратились Пахоменко В.Е., Поликарпова И.А., Юров К.С., Кирьянов С.А. с административным иском к Администрации городского округа Зарайск Московской области о признании незаконными и отмене решений административного ответчика от 25 июля 2018 года №2044 и №2045 об отказе в согласовании публичных мероприятий - митингов 4 августа 2018 года и 5 августа 2018 года на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу: Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а, обязании Администрации городского округа Зарайск Московской области устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и свобод, препятствующих организации публичных мероприятий и оказании предусмотренного законом содействия в их проведении в заявленное время.
31.07.2017г. судом принято решение об удовлетворении заявленных требований административных истцов в полном объёме. Зарайский городской суд признал незаконными решения Администрации городского округа Зарайск Московской области от 25 июля 2018 года №2044 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия - митинг, назначенного к проведению на 04 августа 2018 года, и от 25 июля 2018 года №2045 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия - митинг, назначенного к проведению на 05 августа 2018 года, на площади у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа», расположенного по адресу Московская область, г.Зарайск, ул.Советская, д.28а; обязал Администрацию городского округа Зарайск Московской области устранить допущенные нарушении и не позднее 01.08.2018г. повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия и дать ответ заявителям; также обязал Администрацию городского округа Зарайск Московской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу сообщить суду об устранении допущенных нарушений. Мотивированное решение по делу изготовлено 01.08.2018 г.
Одним из требований административных истцов, содержащихся в иске, является требование о возмещении оплаченной государственной пошлины в сумме 300 руб.
При вынесении решения по делу не разрешен вопрос о судебных расходах.
Согласно ч.1 п.3 ст.183 КАС РФдо вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
В судебном заседании административные истцы Пахоменко В.Е., Юров К.С. не возражали против принятия по делу дополнительного решения о возмещении судебных расходов.
В судебное заседание административные истцы Поликарпова И.А., Кирьянов С.А. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения вопроса извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации городского округа Зарайск Московской области не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть вопрос о принятии по делу дополнительного решения в отсутствие не явившихся участников без ущерба для судебного разбирательства.
На л.д.10-11 имеется чек-ордер и квитанция об оплате адм.истцом Кирьяновым С.А. государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании ч.1 ст.111 КАС РФ, учитывая, что решение вынесено в пользу административных истцов, но административный ответчик освобожден от оплаты государственной пошлины на основании ст.333.35 ч.1 п.4 НК РФ, оплаченная госпошлина подлежит возвращению из бюджета муниципального образования городской округ Зарайск Московской области
На основании изложенного, руководствуясь ст.183 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возвратить Кирьянову С.А. из бюджета муниципального образования «Городской округ Зарайск Московской области» оплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На данное дополнительное решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Н.П. Бондаренко