Дело № 2а-286/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2019 года г. Комсомольск Ивановской области
Комсомольский районный суд Ивановской области
в составе: председательствующего судьи Большакова А.Ю.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Комсомольского района Ивановской области Пуховой И.С.,
при секретаре Черновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Ивановской области в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Комсомольского района Ивановской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, мотивировав тем, что в ходе проведенной прокуратурой Комсомольского района проверки соблюдения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно эксплуатационного состояния дорожных знаков на автомобильных дорогах Писцовского сельского поселения, установлено, что в нарушение п. 4.3 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст), дорожный знак 2.1 «Главная дорога» на автомобильной дороге по адресу: <адрес> развернут против направления движения, вследствие чего происходит неправильное восприятие указанного знака участниками дорожного движения, что может привести к аварийным ситуациям на дороге. Аналогичные нарушения допущены на <адрес>, где дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» развернут против направления движения.
В соответствии с п.5.1.2 ГОСТ, знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 50597.
В нарушение указанных требований, предусматривающих размещение знаков таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями, обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения, дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», расположенные по вышеуказанным адресам на территории Писцовского сельского поселения, развернуты, не соответствуют требованиям ГОСТ.
Ненадлежащее состояние дорожных знаков является нарушением прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц, так как угрожает безопасности участников дорожного движения, круг которых определить невозможно, и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, которые в свою очередь могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, проживающих на территории муниципального района и других участников дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор ФИО7 поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, представили в суд отзыв и заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствии представителя, возражений против удовлетворения исковых требований не имеют.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района Ивановской области при проверке соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения было установлено, что Администрацией Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области в нарушение требований федерального закона ненадлежащим образом осуществляется содержание дорожных знаков на автомобильных дорогах сельского поселения. В ходе проверки выявлено, что дорожный знак 2.1 «Главная дорога» на автомобильной дороге по адресу: <адрес> развернут против направления движения, вследствие чего происходит неправильное восприятие указанного знака участниками дорожного движения, что может привести к аварийным ситуациям на дороге. Аналогичные нарушения допущены на <адрес>, где дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» развернут против направления движения.
Выявленные нарушения угрожают безопасности участников дорожного движения и могут явиться причиной дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с п.5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Аналогичные положения закреплены в ч.6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 данного Закона содержание автомобильной дороги определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в сфере дорожного хозяйства.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установленные судом обстоятельства дают основания для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным, и необходимости совершения органом действий, направленных на устранение нарушений Федерального закона №257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При решении вопроса об удовлетворении требований прокурора, суд признает, что они направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, граждан, проживающих на территории сельского поселения в области безопасности дорожного движения и считает необходимым обязать административного ответчика – Администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области устранить выявленные нарушения законодательства в части приведения дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» по адресу: <адрес> и дорожного знака 2.1 «Главная дорога» по адресу: <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Исходя из положений ч.9 ст.227 КАС РФ, суд считает установить административному ответчику срок в 1 месяц со дня вступления в силу решения суда для устранения нарушений в содержании дорожных знаков и по результатам исполнения решения суда сообщить в суд и прокурору.
Руководствуясь ст. 46, 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Комсомольского района Ивановской области в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к обеспечению безопасности дорожного движения в части не приведения дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу» по адресу: <адрес> и дорожного знака 2.1 «Главная дорога» по адресу: <адрес> в соответствии с ГОСТ 52289-2004, незаконным.
Обязать Администрацию Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: провести дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» по адресу: <адрес> и дорожного знака 2.1 «Главная дорога» по адресу: <адрес> в соответствии с ГОСТ в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Комсомольский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.,Ю. Большаков
Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2019 года.