5-715\2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Долгодеревенское 22 января 2021 года
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Куценко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ
в отношении Андрианова А.Г. , ДАТА года рождения, гражданина РФ, временно не работающего, зарегистрированного и проживающего АДРЕС
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Отдела МВД по Сосновскому району Челябинской области Чумаков С.В. направил в суд административный материал в отношении Андрианова А.Г., ДАТА года рождения, из которого следует, что Андрианов А.Г., ДАТА в 11 час. 15 мин. АДРЕС в помещении магазина "Конфетка" находился без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в месте общего пользования в нарушение введенного режима повышенной готовности, введенного распоряжением Правительства Челябинской области от 06.05.2020 года № 288-рп, от 18.03.2020 № 146-рп, от 06.04.2020 № 191-рп, от 30.10.2020 № 875-0рп, от 13.11.2020 № 947-рп, в соответствии с подпунктом б п.6 ст. 4.1 ФЗ от 21.12.1994 № 68 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также п.1 и п.3 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или ЧС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Андрианов А.Г. извещался о дате и времени рассмотрения дела по месту регистрации, не явился.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При этом, в соответствии с положениями п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года N 5 в ред. ФЗ N 40 от 19.12.2013 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности извещалось о дате и времени рассмотрения дела по адресу регистрации, при этом судебное извещение после неудачной попытки вручения было возвращено за истечением срока хранения, то судья полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие Андрианова А.Г.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения является предупреждением чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года N 239) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки регламентировано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее Правила поведения).
В силу пункта 1 указанных Правил, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанных актов органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") (пункт 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года).
Из преамбулы распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года N 146-рп следует, что оно принято в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (COVID-2019), и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ и статьями 6 и 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 1 на территории Челябинской области введен режим повышенной готовности.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп "О введении режима повышенной готовности" введен подпункт 4 пункта 18, согласно которому возложена обязанность на граждан с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других). (пп. 4 введен Распоряжением Правительства Челябинской области от 06.05.2020 N 288-рп).
Из представленных материалов следует, что ДАТА в 11 час. 15 мин. Андрианов А.Г. находился в общественном месте в магазине АДРЕС без средств защиты (защитной маски) вопреки установленному в Челябинской области масочному режиму.
В ходе судебного заседания были исследованы письменные материалы дела об административном правонарушении, которые подтверждают вину Андрианова А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в том числе:
- протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1. КоАП РФ в отношении Андрианова А.Г., в котором тот указал, что "с протоколом не согласен, нет ни одного ФЗ, заставляющего меня носить маску";
- протокол принятия устного заявления о преступлении от 03.12.2020 от Кузевановой Л.Ф. о том, что 03.12.2020 в 10:50 АДРЕС возник словесный конфликт с покупателем, так как он был без средств индивидуальной защиты.
- объяснение Кузевановой Л.Ф. о том, 03.12.2020 года в 10 час. 50 мин. в помещении магазина вошел гражданин который ей ранее не знаком по адреску: с.Долгодеревенское, ул.Свердловская, д. 38 и требовал, чтобы ему продали конфеты, так как он был без средств индивидуальной защиты, то ему сказали, что без маски обслуживать не будут, на что гражданин начал ругаться, требовать, чтобы ему продали, далее вызвали полицию;
- объяснение Андрианова А.Г., в котором он указал, что 03.12.2020 находился в магазине "Конфетка" АДРЕС и не одел средства индивидуальной защиты, а именно маски по причине того, что он начинает задыхаться. В момент, когда он был в помещении магазина на этой почве у него возник конфликт с продавцом. В ходе словесного конфликта никто телесных повреждений не наносил, словесных угроз не высказывал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Андрианова А.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
При даче объяснений Андрианов А.Г. не указал ни место своего жительства, ни контактный номер телефона.
Учитывая объяснения Андрианова А.Г. путем заполнения им графы в протоколе "с протоколом ознакомлен, по существу поясняю", но при этом поставившего свою подпись в графе протокола "ст. 51 Конституции РФ разъяснена", с указанием "не разъяснена", а в графе "Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, ст. 28.2, ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ мне разъяснены" указал "не разъяснены" что является избранной им позицией и само по себе не свидетельствует о нарушении его прав на защиту.
Указанный протокол составлен должностным лицом органов внутренних дел, уполномоченными составлять указанные процессуальные документы, в присутствии Андрианова А.Г., последний давал письменные объяснения по существу вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах нарушений при составлении протокола не усматривается.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Из содержания указанной нормы Правил поведения, его буквального толкования, следует, что граждане безусловно обязаны использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, а другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в случае предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Чрезвычайная ситуация на территории Челябинской области объявлена не была.
В силу статьи 19 Закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Из анализа указанных правовых норм в их совокупности следует, что исполнение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе, в части выполнения требования о ношении медицинской маски в общественных местах в условиях введенного режима повышенной готовности, является обязанностью гражданина, которая обеспечивается за счет его собственных средств.
Соответственно в том случае, когда введен так называемый "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушения, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися, сроки давности привлечения по ним составляют: для ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - 1 год, для ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ - 3 месяца с момента обнаружения нарушения (вопросы 19, 24 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 N 1).
Срок давности привлечения Андрианова А.Г. к административной ответственности не истек.
С учетом данных о личности, обстоятельств совершенного Андрианова А.Г. правонарушения, то обстоятельство, что административное правонарушение по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ совершено им впервые, административное наказание Андрианову А.Г. следует назначить в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Андрианова А.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>: Т.Н.Куценко