Решение по делу № 2а-2368/2020 от 07.10.2019

Дело № 2а- 2368/2020     06 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Балюра А.А.,

с участием представителя административного истца Логачевой А.А.,

представителя административного ответчика Ильиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алейникова Алексея Владимировича к Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу о признании задолженности безнадежной ко взысканию,

УСТАНОВИЛ:

Алейников А.В. с 17.02.2009 года по 19.05.2016 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу.

19.05.2016 года Алейников А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 7-10).

Алейников А.В. обратился в суд с иском к МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу, просит, уточнив администативные исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признать задолженность в размере 1 543 994,60 рублей безнадежной ко взысканию в связи с истечением срока взыскания. Признать обязанность по ее уплате прекращенной. Обязать МИФНС № 26 по Санкт-Петербургу исключить соответствующую запись о наличие задолженности из лицевого счета налогоплательщика (л.д. 36, оборот).

В обоснование заявленных требований указывает, что 19.05.2016 года ИП Алейников А.В. прекратил свою деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. За индивидуальным предпринимателем числилась задолженность по оплате обязательных платежей в размере 1 543 994,60 рублей. В период с 19.05.2016 года по настоящее время налоговым органом не принималось каких-либо решений по имеющейся задолженности, не совершались действия по ее взысканию. При этом бездействие налогового органа по неисключению соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика ущемляют права и законные интересы административного истца, так как наличие имеющейся задолженности влияет на принятие третьими лицами определенных решений в отношении истца.

Административный истец в судебное заседание не явился, представитель административного истца по доверенности Логачева А.А. в судебном заседании поддержала уточненное административное исковое заявление, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика по доверенности Ильина О.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, однако указала, что в судебном порядке указанная задолженность не взыскивалась.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных в материалы дела актов сверки расчетов за ИП Алейниковым А.В. числится задолженность по налогам, пеням, штрафам в общей сумме 1 543 994,60 рублей, в том числе:

- по налогу в сумме 884 967,00 рублей;

- по пеням в сумме 561 219,60 рублей;

- по штрафам в сумме 97 808,00 рублей (л.д. 46).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом в силу пункта 2 указанной выше статьи органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В п. 3 Порядка предусмотрено, что решение о признании задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания безнадежной ко взысканию и ее списании принимается при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень), приведен в приложении N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 2, при наличия основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, представляются копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителя МИФНС № 26 по Санкт-Петербургу указанная задолженность образовалась за 2016 год. При этом МИФНС № 26 по Санкт-Петербургу меры по взысканию данной задолженности в судебном порядке не принимались.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, требование в адрес Алейникова А.В. направлялось налоговым органом, однако в материалы дела требование не представлено.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При этом в судебном порядке задолженность не была взыскана, что не оспаривается административным ответчиком.

Таким образом, административный ответчик лишен права в дальнейшем обратиться в суд с иском о взыскании указанной задолженности с одновременной постановкой вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с иском. Следовательно оснований для взыскания задолженности по налогам, штрафам за 2016 год у административного ответчика не имеется.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Как разъяснено в Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01 декабря 2008 года N ММ-6-1/872, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

В связи с отсутствием оснований для взыскания налога за 2016 год также отсутствуют основания для взыскания пени за его неуплату.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик, с учетом того, что административным ответчиком пропущен предусмотренный ст. 48 НК РФ срок для взыскания с Алейникова А.В. задолженности за 2016 год в судебном порядке, лишен права в дальнейшем обратиться в суд с иском о взыскании указанной задолженности с одновременной постановкой вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с иском.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, имеются основания для признания суммы задолженности административного истца по налогам, пеням, штрафам в размере 1 543 994,60 рублей, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их оплате прекращенной.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административные исковые требования Алейникова Алексея Владимировича удовлетворить.

Признать сумму задолженности Алейникова Алексея Владимировича по:

- налогу в сумме 884 967,00 рублей;

- пеням в сумме 561 219,60 рублей;

- штрафам в сумме 97 808,00 рублей, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их оплате прекращенной.

Обязать Межрайонную ИФНС № 26 по Санкт-Петербургу исключить соответствующую запись о наличие задолженности из лицевого счета налогоплательщика.

    Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 20.04.2020 г.

2а-2368/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алейников Алексей Владимирович
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №26 по СПб
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Карсакова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
primorsky.spb.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
10.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2019Предварительное судебное заседание
20.01.2020Предварительное судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
20.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее