№ 11-138/2021
22MS0008-01-2020-002337-12
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 августа 2021 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи К.А. Удовиченко,
при секретаре А.Р. Сошиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Боброва Г.Е. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по иску акционерного общества «Барнаульская генерация» к Боброву Г.Е. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
АО «Барнаульская генерация» обратилась в суд с иском, в котором просило взыскать сумму долга за отпление и горячую воду за период с сентября 2019 года по декабрь 2019 года в размере <данные изъяты> рублей, сумму пени в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расходы по уплате госпошлины.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 13.04.2021 года исковые требования АО «Барнаульская генерация» удовлетворены. Взыскана с Боброва Г.Е. сумма задолженности за отопление и горячую воду за период с сентября 2019 года по декабрь 2019 года в размере <данные изъяты> рублей, сумма пени в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, расходы по уплате госпошлины в сумме 400 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Бобров Г.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, жалоба мотивирована тем, что мировым судьей не учтены доводы ответчика о неверном расчете задолженности, истцом не представлено расчета количества потребленного ответчиком тепла. Кроме того, истцом не была направлена ответчику досудебная претензия с требованием об оплате задолженности.
Бобров Г.Е. надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился.
АО «Барнаульская генерация» извещено надлежаще, в судебное заседание представителя не направило.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность вынесенного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что АО «Барнаульская генерация» является поставщиком тепловой энергии горячей воды для Боброва Г.Е. на объекты <адрес>. Собственником данных объектов является Бобров Г.Е., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 12-17).
Обслуживание многоквартирного дома по адресу <адрес> осуществляет ООО УК «Фаворит», обслуживание многоквартирного дома по адресу <адрес> – ООО «Приоритет».
Между АО «Барнаульская генерация» и ООО УК «Фаворит» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № теплоснабжения и поставки горячей воды. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному договору тепловая нагрузка и площадь помещения, принадлежащего Боброву Г.Е., расположенного по адресу <адрес> исключены из договора.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Барнаульская генерация» и ООО «Приоритет» заключен договор № теплоснабжения и горячего водоснабжения, в который согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ включен дом по <адрес>.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору тепловая нагрузка и площадь помещения Боброва Г.Е., расположенного по адресу <адрес> исключены из вышеуказанного договора.
Из искового заявления следует, что требования АО «Барнаульская генерация» предъявлены к Боброву Г.Е. за бездоговорное потребление тепловой энергии для нужд отопления и горячей воды за период с января 2019 года по апреля 2019 года. При этом количество потребленного коммунального ресурса было определено истцом расчетным способом и на основании актов снятия показаний приборов учета.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору
энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15).
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Порядок поставки коммунального ресурса в помещения многоквартирных домов в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства, включающим в себя постановления Правительства РФ и нормативно - правовые акты федеральных органов исполнительной власти РФ (п. 10 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5, ст. 8 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Частью 1 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
В силу ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Часть 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Согласно абз. 1 п. 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Таким образом, из вышеизложенных норм права следует, что заключение договора поставки коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения в доме в письменном виде не является императивной нормой. Отсутствие письменного договора не освобождает от обязательств по оплате коммунальных услуг, в случае их оказания. Такой договор считается заключенным с момента начала совершения конклюдентных действий (потребление услуг, оплата).
Изменения в пункт 6 Правил № 354 в части введения в него абзацев 3,4,5,6 вступили в законную силу с 01.01.2017.
Вместе с тем, в силу п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Положениями пп. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Ответчик Бобров Г.Е. не отрицает, что проект договора теплоснабжения №, который истцом был направлен в адрес ответчика почтой, и получен Бобровым Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ, не был им подписан и возвращен истцу без протокола разногласий, поскольку отсутствовал акт разграничения балансовой принадлежности.
Таким образом, судом установлено, что Бобров Г.Е. знал о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими
организациями уже в декабре 2017 года, однако не заключил данные договоры до настоящего времени.
Также судом установлено, что в спорный период Бобров Г.Е. не производил оплату за потребленную тепловую энергию и горячую воду ни истцу, ни управляющим организациям, что им не отрицалось.
АО «Барнаульская генерация» в указанный период времени не получала денежных средств за нежилые помещения ответчика и от ООО «УК «Фаворит», и от ООО «Приоритет».
Факт поставки АО «Барнаульская генерация» коммунальных услуг ответчику подтверждается:
общедоступным приказом Минэнерго России от 28.12.2017 г. № 1244 о присвоении АО «Барнаульская генерация» статуса единой теплоснабжающей организации на территории г. Барнаула;
актами снятия показаний общедомового прибора учета, фиксирующего потребление ресурсов всего дома (факт поставки ресурса в дом не спаривался ответчиком);
отсутствием в материалах дела доказательств отсоединения сетей помещения ответчика от общедомовых коммуникаций. При этом истец не обязан доказывать факт присоединения сетей, поскольку процедура технологического присоединения основана на принципе однократности (определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 136-0).
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии у него обязательств по оплате коммунальных услуг, ввиду отсутствия договорных отношений с истцом основан на неверном толковании норм права.
Расчет задолженности ответчика мировым судьей проверен и признан соответствующим требованиям закона. С данным расчетом суд апелляционной инстанции соглашается.
Факт потребления коммунальных ресурсов и расчет задолженности ответчиком в суде первой инстанции не оспаривался, контррасчет ответчиком не представлялся.
Такой контррасчет не представлен ответчиком и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, при этом Бобров Г.Е. указывает, что лишен возможности проверить представленный судом расчет.
Однако, в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ указаны тепловая нагрузка и площадь помещений, расположенных по адресу <адрес>, и <адрес>, кроме того, истцом представлены акт снятия показаний с приборов учета, размер тарифов за тепловую энергию находится в свободном доступе, в связи с чем доводы ответчика о том, что расчет количества потребленной ответчиком тепловой энергии и горячей воды произведен истцом неправильно, а проверить правильность расчетов он не имеет возможности, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Проанализировав приведенные выше нормы закона и положения, учитывая установленные мировым судьей обстоятельства, подтверждающие отсутствие оплаты ответчиком в спорный период за тепловую энергию и горячую воду, поставляемые истцом в принадлежащие ему нежилые помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с него суммы задолженности в пользу истца.
Пунктом 9.1 ст.15 ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что потребитель
тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку неустойка рассчитана истцом, исходя из процентной ставки в размере 1/300 и 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а также, учитывая длительный период неисполнения обязательств, сумму задолженности, суд соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии оснований для снижения пени.
Согласно представленному истцом расчету, размер пени составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Данный расчет проверен судом, является верным.
Доводы жалобы о том, что истцом не была направлена в адрес ответчика досудебная претензия, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, так как в феврале 2020 года АО «Барнаульская генерация» обращалось к мировому судье судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказа был выдан АО «Барнаульская генерация», а определением от ДД.ММ.ГГГГ отмене в связи с поступившими возражениями ответчика Боброва Г.Е. Следовательно, Бобров Г.Е. знал о задолженности.
Основанием взыскания пени является отсутствие своевременной оплаты, в связи с чем оснований для отказа во взыскании пени у суда не имеется.
Остальные доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции о наличии у ответчика перед истцом задолженности за спорный период, основаны на ошибочном толковании норм материального права, правового значения не имеют, и направлены на переоценку установленных судом первой инстанции доказательств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением мирового судьи, данные доводы являлись предметом рассмотрения у мирового судьи и мотивированно отклонены.
Доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку доказательств, исследованных мировым судьей, оценка которым дана мировым судьей в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, при этом в силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства во внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований не согласиться с проведенной мировым судьей оценкой исследованных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая, что мировым судьей правильно определены обстоятельства,
имеющие значение для дела, выводы, мирового судьи основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
апелляционную жалобу Боброва Г.Е. оставить без удовлетворения, решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 13.04.2021 года без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья К.А. Удовиченко