в„–2-530/18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
18 июля 2018 года Новоусманский районный суд Воронежской области в составе: председательствующей судьи Самойловой Л.В.,
при секретаре Сухоруковой Г.А.,
с участием прокурора Молочкина М.Ю.,
представителя ответчика - главы администрации Орловского СЃ/Рї - Пескова Р’.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новоусманского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Орловского сельского поселения Новоусманского МРВоронежской области о понуждении совершить действия по оформлению в установленном законом порядке земельных участков, используемых под размещение кладбища,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Новоусманского района Воронежской области обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределенного круга, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Орловского сельского поселения расположено 5 действующих кладбищ: в <адрес>; в <адрес>; в <адрес>; в <адрес> и в <адрес>, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в части эксплуатации кладбищ без разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта.
На основании изложенного, просят обязать ответчика совершить действия по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, используемых под размещение кладбищ, осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение кладбищ, подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проекта кладбищ.
В судебном заседании прокурор Молочкин М.Ю. поддержал заявленные исковые требования.
Ответчик глава администрации Орловского сельского поселения Новоусманского МРВоронежской области Песков Р’.Р. РІ судебном заседании РёСЃРє РЅРµ признал, РїСЂРё этом РЅРµ отрицал, что РЅР° территории Орловского СЃ/Рї имеется 5 кладбищ, земельный участки РїРѕРґ использовании которых РІ устанволенном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ оформлены.
Третьи лица Управление Росреестра по Воронежской области и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Рамонском районах явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.11 ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается ответчиком, что на территории Орловского сельского поселения Новоусманского МРВоронежской области имеется 5 кладбищ, расположенных по адресу: с. Орлово, ул. Больничная, 1а; с. Орлово, ул. Школьная; с. Орлово, ул. Школьная; с. Горки, ул. Школьная и с. Макарье, ул. Артамонова.
Доказательств наличия документации, подтверждающей отвод земельных участков для гражданских захоронений, также как и постановки спорных земельных участков на кадастровый учет при рассмотрении дела не представлено.
В соответствии с положениями Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
В силу ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 вышеназванного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется в том числе по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
На основании изложенного, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и полежат удовлетворению, поскольку администрацией поселения нарушаются вышеуказанные нормы законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Обязать администрацию Орловского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:
- подготовить необходимую документацию и обратиться в проектную организацию за разработкой проекта кладбищ, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> <адрес>;
- совершить действия по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, используемых под размещение кладбищ;
- обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанные земельные участки, используемые под размещение кладбищ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: