72RS0010-01-2020-002161-80
Номер дела в суде первой инстанции 2а-59/2021
Дело № 33а-1397/2021
Апелляционное определение
город Тюмень | 17 марта 2021 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Левиной Н.В., |
судей | Глушко А.Р., Ревякина А.В., |
при секретаре | Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.О.В. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 января 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления С.О.В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ишимский», старшим инспекторам ДПС ОР ДПС ГИБДД межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ишимский» С.Р.А., С.А.А. о признании незаконными действий отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ишимский» и УМВД России по Тюменской области Ж.Л.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
С.О.В. обратился в суд с административным иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ишимский» (далее также – МО МВД России «Ишимский»), старшим инспекторам ДПС ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Ишимский» С.Р.А., С.А.А. о признании незаконными действий по содержанию доставленного лица в период времени с 21 часа 45 минут до 22 часов 30 минут в коридоре первого этажа административного здания МО МВД России «Ишимский», вне специального помещения, оборудованного в соответствии с правилами, предусмотренными Приказом МВД России от 30 апреля 2012 года № 389. Требования мотивировал тем, что 05 сентября 2020 года он был доставлен в здание МО МВД России «Ишимский» для установления личности и составления административного протокола, где сотрудники полиции С.А.А. и С.Р.А. не поместили его в специальное помещение, а оставили в коридоре первого этажа. Полагает, что в результате неправомерных действий сотрудников полиции, выразившихся в его содержании вне специального помещения, был продолжен конфликт между ним и С.Р.А., что привело к совершению действий, за которые он привлекается к уголовной ответственности по статьям 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, чем нарушены его права. Полагал, сотрудниками полиции нарушен порядок действий, предусмотренный пунктами 8.1-8.6 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного Приказом МВД России от 30 апреля 2012 года № 389.
С.О.В. и его представитель Р.Е.В., действующая на основании ордера от 10 ноября 2020 года, в судебном заседании административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель МО МВД России «Ишимский» Ж.Л.В., действующая на основании доверенности от 01 июня 2020 года (л.д.61), в судебном заседании против заявленных требований возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен С.О.В. В апелляционной жалобе, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивает, что после доставления оперативным дежурным обстоятельства доставления не выяснялись, в специально оборудованное помещение он не помещался, никакая работа с ним не проводилась, непрерывно в течение часа он содержался в коридоре первого этажа. Полагает надуманной позицию представителя МО МВД России «Ишимский», что после доставления, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он вел себя агрессивно и сотрудники полиции не могли с ним справиться. Утверждает, что представил в суд доказательства из материалов уголовного дела, однако оценка этим доказательствам судом не дана, также не дана оценка показаниям свидетеля Ч.О.А., допрошенной в судебном заседании. Обращает внимание, что основания административного иска заключаются в том, что он, являясь доставленным лицом, а не задержанным, до установления его личности и составления протокола об административном правонарушении должен был содержаться в помещении для доставленных граждан, а не для задержанных. Настаивает, что действиями сотрудников полиции нарушены его права, поскольку при нахождении в коридоре здания он претерпел издевательства со стороны С.Р.А. и С.А.А., которые спровоцировали его на совершение преступления.
В возражениях на апелляционную жалобу МО МВД России «Ишимский» просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда оставить без изменения.
С.О.В., должностные лица С.Р.А., С.А.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, С.Р.А. и С.А.А. просили рассмотреть дело без их участия, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – также КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05 сентября 2020 года в 20 часов 30 минут у дома № 25 по ул. Чайковского г. Ишима сотрудниками ДПС ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Ишимский» выявлен факт совершения С.О.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для установления личности и составления протокола об административном правонарушении С.О.В. доставлен в МО МВД России «Ишимский».
Находясь в здании МО МВД России «Ишимский» между С.О.В. и сотрудником полиции С.Р.А. произошел конфликт, в ходе которого С.О.В. совершил действия, явившиеся основанием для возбуждения в отношении него уголовного дела по статьям 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно записи № 1381 в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть МО МВД России «Ишимский», С.О.В. был доставлен в отдел полиции 05 сентября 2020 года в 20 часов 50 минут сотрудником ГИБДД С.Р.А. за совершение преступления предусмотренного статьями 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Передан сотруднику ГИБДД С.Р.А. для доставления в Ишимский межрайонный следственный отдел. Освобожден 05 сентября 2020 года в 21 час 20 минут.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконными действий сотрудников МО МВД России «Ишимский» не имеется, поскольку каких-либо нарушений при доставлении С.О.В. не выявлено, доказательств нарушения прав С.О.В. действиями административных ответчиков не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда исходя из следующего.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются, в том числе, обязанности пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно части 1 статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации 30 апреля 2012 года утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (далее также – Наставление), целью которого явилось совершенствование организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечение законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России.
Согласно Наставлению, оно устанавливает последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части (пункт 1).
Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).
Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктами 13, 14 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления (пункт 3).
Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению (пункт 4).
Как следует из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении, С.О.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, 05 марта 2020 года около 20 часов 30 минут по адресу г. Ишим, ул. Чайковского, 25, являясь пешеходом, шел по проезжей части дороги при наличии тротуара, допустил нарушение Правил дорожного движения, влекущее административную ответственность. Кроме того, С.О.В. выражался нецензурной бранью.
В связи с данными обстоятельствами сотрудниками ДПС ОР ДПС ГИБДД МО МВД России «Ишимский» С.О.В. для установления личности был доставлен в МО МВД России «Ишимский», после доставления он самостоятельно передвигался по всему отделу, вел себя неадекватно, оказывал сопротивление сотрудникам полиции.
Оперативным дежурным в специально оборудованном помещении проведена работа по установлению личности С.О.В., выяснены причины доставления – от сотрудников полиции принят рапорт.
После установления личности и причин доставления С.О.В. оперативным дежурным был передан сотрудникам полиции для его сопровождения в Ишимский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области.
В связи с действиями С.О.В. в отношении него 05 сентября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и постановлением от той же даты он привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа 500 рублей.
Кроме того, 08 сентября 2020 года следователем Ишимского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области по факту событий 05 сентября 20120 года в отношении С.О.В. возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также в отношении С.О.В. возбуждено уголовное дело по статье 319 Уголовного кодекса Российской Федерации
Исходя из анализа изложенных правовых норм и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что поскольку должностными лицами органа внутренних дел выявлен факт совершения С.О.В. административного правонарушения, а составление протокола на месте было невозможно ввиду отсутствия документа, удостоверяющего личность, административный истец был правомерно, в соответствии с нормами действующего законодательства, доставлен в помещение органа внутренних дел - МО МВД России «Ишимский».
При этом оперативным дежурным осуществлены предусмотренные Наставлением действия по установлению причин доставления и установлению личности указанного лица.
Нарушений порядка при доставлении С.О.В. в МО МВД России «Ишимский» не допущено, нахождение его в коридоре указанного здания в течение времени, предшествующего установлению его личности, об обратном не свидетельствует.
Вопреки позиции административного истца специальное помещение, указанное в приложении N 1 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, используется не для содержания доставленных граждан, а в целях выяснения обстоятельств доставления таких лиц. С.О.В. приглашался дежурным полиции в такое помещение, где были выполнены необходимые действия согласно Наставлению. В связи с этим ссылки С.О.В., что он находился вне специального помещения не состоятельны.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Такой совокупности условий по делу не установлено.
Как следует из представленных материалов, обращаясь в суд с административным иском, С.О.В. связывает нарушение своих прав действиями сотрудников МО МВД России «Ишимский» с возбуждением в отношении него уголовного дела по статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, оспариваемые действия сотрудников полиции по ненадлежащему, по мнению административного истца, содержанию в МО МВД России «Ишимский» в причинно-следственной связи с применением насилия в отношении сотрудника полиции С.Р.А. не находятся, возбуждение уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, обусловлено действиями самого С.О.В.
Доказательств, что в период нахождения в МО МВД России «Ишимский» были нарушены права и законные интересы административного истца, в материалах дела не имеется.
Указание в жалобе, что заявитель непрерывно в течение часа находился в коридоре МО МВД России «Ишимский» противоречит материалам дела, поскольку согласно представленным доказательствам С.О.В. был доставлен в полицию в 20 часов 50 минут и убыл в 21 час 20 минут.
Вопреки доводам жалобы, приобщенные к материалам настоящего административного дела документы из материалов уголовного дела исследованы в ходе судебного заседания, также в судебном заседании заслушаны показания свидетеля Ч.О.А., указанным доказательствам дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, они основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 12 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.О.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии