Дело № 5-444/2022
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
427000, Удмуртская Республика, с. Завьялово, ул. Речная, 17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 ноября 2022 года село Завьялово УР
Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Стяжкин М.С. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (юридический адрес: Удмуртская Республика, д. Хохряки, ул. Восточная, д. 2, ОГРН 1211800022290, ИНН 1841101880),
установил:
постановлением заместителя прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Лебедева Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Управления «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (далее также – Управление «Хохряковское») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие выявленных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Как следует из постановления, проверкой, проведённой прокуратурой Завьяловского района Удмуртской Республики, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 20, контейнерная площадка по состоянию на 24 октября 2022 года в нарушение требований п.п. 8, 10. СанПиН 2.1.3684-21 на прилегающей к контейнерной площадке территории, расположенной на <адрес> в д. <адрес> выявлены твердые коммунальные отходы и мусор растительного происхождения, которые образуют собой стихийную свалку. Кроме того, часть контейнеров находится за пределами контейнерной площадки.
Согласно Положению об Управлении «Хохряковское», утвержденного решением совета депутатов МО «МО «Завьяловский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в полномочия Управления «Хохряковское» входит осуществление надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов на подведомственной территории (уборка территории, прилегающей к контейнерным площадкам, контроль за состояние контейнерных площадок).
При рассмотрении дела помощник прокурора Ратникова А.Н. обстоятельства совершения Управление «Хохряковское» вменяемого правонарушения полагала подтверждёнными материалами дела, считает возможным применить наказание в виде предупреждения.
Управление «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики», надлежащим образом извещённое о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя при рассмотрении дела не обеспечило, на основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья рассмотрел дело в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По определению статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определённом законодательством Российской Федерации. Под обращением с отходами подразумевается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 этого же Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 8 данного Федерального закона, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, пункта 18 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»).
Пунктом 3 указанных правил и норм (далее также – СанПиН 2.1.3684-21) установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъёмниками для подъёма контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (пункт 3).
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО (пункт 6).
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (пункт 6).
В случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (пункт 7).
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам (пункт 8).
При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9).
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше – не реже 1 раза в 7 суток (пункт 13).
В ходе проверки, проведённой проведённой прокуратурой Завьяловского района Удмуртской Республики, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 20, контейнерная площадка по состоянию на 24 октября 2022 года в нарушение требований п.п. 8, 10. СанПиН 2.1.3684-21 на прилегающей к контейнерной площадке территории, расположенной на <адрес> в д. <адрес> УР выявлены твердые коммунальные отходы и мусор растительного происхождения, которые образуют собой стихийную свалку. Кроме того, часть контейнеров находится за пределами контейнерной площадки.
Согласно Положению об Управлении «Хохряковское», утвержденного решением совета депутатов МО «МО «Завьяловский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в полномочия Управления «Хохряковское» входит осуществление надлежащего санитарного состояния территорий населенных пунктов на подведомственной территории (уборка территории, прилегающей к контейнерным площадкам, контроль за состояние контейнерных площадок).
Установленные по делу обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств:
- фактическими данными, имеющимися в постановлении заместителя прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики от 2 ноября 2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, – начальник Управления Р.П, Белицкий., в объяснениях факт нарушения не отрицал, собственноручно расписался, копия постановления вручена представителю лица, привлекаемого к административной ответственности;
- актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, копией справки о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом;
- копией Положению об Управлении «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики»;
- иными материалами дела.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется. Каких-либо данных, свидетельствующих о незаконности и недопустимости представленных доказательств, не усматривается, в связи с чем судья признаёт содержащиеся в них сведения достоверными.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства позволяют судье прийти к выводу о виновности Управления «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, либо влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
Каких-либо данных о наличии объективных причин, не позволивших Управлению «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» соблюсти требования законодательства, не представлено. Оснований полагать, что обстоятельства нарушения были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.
При определении вида и размера наказания судьёй учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства дела.
Смягчающим ответственность обстоятельством является признание вины, совершение правонарушения впервые. Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Санкция части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание мнение помощника прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики Ратниковой А.Н. относительно вида и меры наказания, судья, исходя из соразмерности и целесообразности назначаемого наказания, с учётом наличия смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств, степени вины и обстоятельств, при которых было совершено данное правонарушение, считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
При этом следует отметить, что состав данного правонарушения является формальным, в связи с этим ответственность за совершение правонарушения наступает вне зависимости от причинения вреда, ущерба или иных негативных последствий, но при этом выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан.
Тем самым, характер правонарушения, степень его общественной опасности не позволяют сделать вывод о малозначительности совершённого Управлением «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Управление «Хохряковское» администрации муниципального образования «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Стяжкин