дело №2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Калачёвский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Поповой Г.И.,
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Калачёвского района <адрес> ФИО3 в интересах неопределённого круга лиц к Ж., о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Калачёвского района <адрес> ФИО3 обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Ж., о прекращении действия права на управление транспортным средством, указав, что Ж. имеет водительское удостоверение серии <адрес> с открытыми категориями В, С, выданное ДД.ММ.ГГГГг. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГг.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ж. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. состоит на диспансерном учёте у врача-нарколога ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя II стадии». Стойкой ремиссии нет по критериям срока, установленного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями». В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Ж., состоящий на учёте у врача-нарколога, в нарушение требований закона, обладает правом управления транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. В связи с чем, существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам <адрес> и Калачёвского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Калачёвского района <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования в полном объёме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Ж. надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств от него не поступало, уведомление о доставке извещения вернулось в суд с отметкой «не доставлено, истек срок хранения». При возвращении извещения с отметкой «истек срок хранения» в силу положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство все перед судом, неявка лиц в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве. По изложенным выше основаниям суд считает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела и полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, кроме этого представил письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Калачёвскому району <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Надлежащее уведомление лиц, участвующих в деле, согласно положений ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще уведомленных лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 24 названного Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств; обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае лишения права на управление транспортными средствами; внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических не реже одного раза в два года, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28.04.1993г. «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» утверждён Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, одним из которых является алкоголизм. Наличие такого расстройства препятствует управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно водительской карточке, Ж. получено водительское удостоверение дающие право на управление транспортным средством, а именно: ВУ серии <адрес> с открытыми категориями В, С, выданное ДД.ММ.ГГГГг. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 10).
Вместе с тем, согласно справке, а также представленному отзыву на административное исковое заявление ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» следует, что с февраля 2018г. Ж. поставлен на учёт врача-нарколога с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя II стадии».
Таким образом, учитывая, что имеющееся заболевание у Ж. относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - участников дорожного движения на безопасное передвижением по дорогам Российской Федерации.
Доказательств неправомерной постановки на профилактический учёт либо годности к управлению транспортными средствами ответчиком суду не представлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ж. находится на «Д» наблюдении у врача - нарколога ГБУЗ «Калачёвская ЦРБ» с 2018 года с диагнозом: «синдром зависимости от алкоголя II стадии», что подтверждается медицинской справкой от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 9).
Согласно Инструкции «О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания», утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988г., за время диспансерного учёта больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтверждённой ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учёта: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, как и при диспансерном наблюдении, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Таким образом, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление и.о. прокурора Калачёвского района <адрес> ФИО3 в интересах неопределённого круга лиц к Ж. о прекращении действия права на управление транспортным средством, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из приведенных правовых норм, суд взыскивает с Ж. государственную пошлину в размере трёхсот рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Калачёвского района <адрес> ФИО3 в интересах неопределённого круга лиц к Ж., о прекращении действия права на управление транспортным средством, - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортным средством Ж. ДД.ММ.ГГГГг. рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, водительского удостоверения серии <адрес> с открытыми категориями В, С, выданного ДД.ММ.ГГГГг. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГг.
Решение суда является основанием для изъятия у Ж. водительского удостоверения.
Взыскать с Ж. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере трёхсот рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд <адрес>.
Судья Г.И. Попова