Дело № 2-84/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вуктыл 10 февраля 2011 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Смагиной К.Р.,
с участием истицы Осиповой Г.А.,
представителя ответчика главы администрации СП «Подчерье» Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Г. А. к администрации сельского поселения «Подчерье» об обязании выполнить ремонт кровли,
установил:
в Вуктыльский городской суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Подчерье» об обязании выполнить ремонт кровли <адрес> в <адрес> обратилась Осипова Г.А..
Свои исковые требования истица мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ из-за оттепели с крыши дома, где она проживает, съехал снег, в результате чего печную трубу оторвало и развернуло, выбило стекла, сбила спутниковую антенну. В результате произошедшего схода снега на крыше дома отсутствует кровля. В квартире холодно, на потолке со стороны крыши снег, который во время оттепелей тает, в результате чего вода течет по стенам и потолку.
Истица Осипова Г.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, уточнив, что просит установить срок ремонта кровли до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Подчерье» в судебном заседании исковые требования признал частично, указав, что срок для ремонта кровли следует предоставить боле поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав доводы истицы, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что администрация СП «Подчерье» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом МО СП «Подчерье», принятым решением Совета СП «Подчерье» № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2 вышеуказанного Положения об администрации СП «Подчерье», являющегося Приложением к решению Совета СП «Подчерье» от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами ее деятельности является создание необходимых условий для жизнеобеспечения подведомственной территории, обеспечение социально-экономического развития поселения, управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами поселения, соблюдение законности, прав и свобод граждан.
Согласно распоряжения Правительства Республики Коми №-р от ДД.ММ.ГГГГ и акта приемо-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ жилищный фонд, расположенный на территории муниципального образования СП «Подчерье» передан из собственности МО МР «Вуктыл» в собственность МО СП «Подчерье».
В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации СП «Подчерье» «О включении жилого помещения в казну муниципального образования сельского поселения «Подчерье» <адрес> в <адрес> включено в казну МО СП «Подчерье».
Из справки исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ администрации СП «Подчерье», управляющей компании по обслуживанию жилищного фонда на территории СП «Подчерье» нет с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
В соответствии с ордером № от ДД.ММ.ГГГГ С.И. согласно Постановления главы администрации Подчерского сельсовета МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлена на состав семьи три человека, в том числе Осипову Г.А.- <данные изъяты> <адрес> в <адрес>.
На основании п.1.1 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как наймодатель передала Осиповой Г.А., как нанимателю в бессрочно владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>.
Из п.п.»б» и «в» п.5 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наймодатель обязан: принимать участие в надлежащем содержании в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищно – бытовых условий семьи, проживающей по адресу: <адрес> установлено, что - печь со стороны столовой имеет по углу вертикальные глубокие трещины практически по всей высоте печи, у потолка разрушения кирпичной кладки, потресканый кирпич, облетевшая штукатурка; - печь со стороны кухни имеет вертикальную трещину вдоль стояка; - на чердаке труба имеет наклон, произошедший под тяжестью сползающего снега.
ДД.ММ.ГГГГ администрация СП «Подчерье», как заказчик, и ИП А.С., как подрядчик, заключили договор № предметом которого, согласно п.1.1 являлся ремонт шиферной кровли <адрес> в <адрес>.
В соответствии с актом сдачи – приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, администрация СП «Подчерье». как заказчик приняла у ИП А.С. работы по ремонту шиферной кровли <адрес> в <адрес>, которые выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией СП «Подчерье» и А.К. заключено трудовое соглашение о выполнении ремонта печи в <адрес>.1 по <адрес>, согласно которого А.К. работу сдал, а представитель администрации СП «Подчерье» работу принял.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования <адрес>, лестничной площадки и кровли многоквартирного <адрес>, следует: а) в <адрес> жилых комнатах и на кухне наличие следов затекания на потолке, на обоях стен, в районе лампы освещения (коридор), наблюдается отслоение и коробление обоев; б) на лестничной клетке наличие желтых следов затекания прежнего затопления на наружной стене и частично на стене, примыкающей к <адрес>; в) в чердачном помещении и кровле – отсутствует сопряжение дымовых труб и покрытия кровли здания (наличие отверстий). Не выполнена заделка выхода труб на кровлю здания, через отверстие которого в чердачное помещение попадает снег. На деревянных конструкциях наличие следов прежнего намокания. В одном месте наблюдается прогиб деревянных конструкций, наличие разрушения карниза кровли. Наличие сквозных трещин в досках слуховых окон. Над <адрес> укладка шифера выполнена из листов различной волны. В чердачном помещении наличие наметания снега, частичного образования ледяных наростов…
На основании ч.1 ст.36 ЖК РФ под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме понимаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации
В соответствии со ст.65 ЖК РФ наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества и имеет право требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги.
В силу ст.67 ЖК РФ наниматель имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя предоставление коммунальных услуг, и обязан своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
При этом, судом учитывается, что неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг, как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение приведенных положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственников бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Из ч.9 ст.155 ЖК РФ следует, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативном или иным специализированным потребительским кооперативном договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании п.3 ст.162 ЖК Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Статьей 163 ЖК РФ предусмотрены случаи управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. При этом, порядок управления многоквартирным, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
На основании ч.2 ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.4 ст.161 ЖК РФ.
Таким образом, для собственников многоквартирных домов, в которых все помещения находятся в публичной собственности, ст.163 ЖК РФ устанавливает обязанность заключить договоры управления с управляющим организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, - без проведения такого конкурса.
Как следует из материалов дела, способ управления домом, в котором проживает истица, не избран, управляющая организация не определена. Доказательств обратного, суду не представлено, Поэтому суд приходит к выводу о том, что, обязанность по его содержанию является обязанностью администрации СП «Подчерье».
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. По этому договору одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ (п.1 ст.49, ст.60 ЖК РФ).
Из п.п. «Б», «В» п 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в состав общего имущества включаются: крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
На основании п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п.п. «з» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п.п. «А» - «Д» настоящих Правил.
Согласно ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384- ФЗ (ред.02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В силу п.п. 3 п.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) граждане, юридические лица в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» обязаны: выполнять предусмотренные законодательством санитарно – гигиенические, экологические, архитектурно – строительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
На основании п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя: а) техническое обслуживание (содержание); б) осмотры; в) подготовку к сезонной эксплуатации; г)текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Из п.2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период подлежит: -устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных …, а также отопительных печей, дымоходов.
В соответствии с п.2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда план – график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Согласно п.3.3, п.3.3.1 и 3.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при содержании чердаков организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно – влажностный режим чердачных помещений; чердачные помещения не должны быть захламлены строительным мусором.
В силу п.4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по ослуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли иди инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
На основании п.4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует устранить, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушение соединений между элементами.., загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и других элементов); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга).
Как установлено в судебном заседании из акта от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании <адрес> в <адрес> выявлено, что печь в данной квартире имеет по углу вертикальные глубокие трещины по всей высоте печи, у потолка разрушения кирпичной кладки, на чердаке труба имеет наклон, произошедший под тяжестью сползающего снега. Доказательства того, собственником многоквартирного <адрес>, которым является администрация СП «Подчерье», был составлен план – график подготовки указанного многоквартирного дома к эксплуатации в зимних условия с учетом вышеуказанных недостатков, и данный план – график был утвержден органами местного самоуправления, суду не представлено.
Из имеющихся в материалах дела: договора о ремонте кровли и трудового соглашения на ремонт печи, акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес>, следует, что меры по устранению повреждений кровли крыши и печи, возникших в феврале 2015 года, ответчиком принимались, однако явились не достаточными для устранения указанных в акте отДД.ММ.ГГГГ нарушений. При этом, суд учитывает, что акт от ДД.ММ.ГГГГ составлен после ремонта печи и кровли крыши дом, что по мнению суда свидетельствует о том, что произведенные работы являлись не достаточно качественными и не достигли результата устранения всех разрушений, возникших при сходе снега с крыши в феврале 2015 года. Сомнений в объективности акта от ДД.ММ.ГГГГ у суда не возникает, поскольку, данный акт составлен, в том числе и с участием лица, осуществлявшего производство ремонт кровли дома, как подрядчик. Представленная суду локальная смета на ремонт отдельных мест покрытия из асбестоцементных листов, не может являться доказательством, подтверждающим доводы ответчика, поскольку никем не подписана и не заверена, а следовательно не отвечает требованиям ст.ст.59,50 ГПК РФ..
Поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования истицы Осиповой Г.А. к Администрации МО СП «Подчерье» об обязании выполнить ремонт кровли <адрес> в <адрес> законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом мнения сторон, иных установленных в судебном заседании обстоятельств (объема работ, частичного устранения разрушения кровли и т.д.), суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ производства работ по ремонту кровли крыши <адрес> в <адрес>, исходя из указанных в акте от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований по содержанию крыши и чердачного помещения, является достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрации сельского поселения «Подчерье» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить ремонт кровли крыши <адрес> <адрес> по <адрес> Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Вуктыльский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Сурганов