Решение по делу № 2-2361/2017 от 15.11.2017

Дело № 2-2361/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми 12 декабря 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми     в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,

представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веселенюк Светланы Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просила суд обязать ответчика назначить страховую часть пенсии в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации», по пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 23 июня 2017 г., взыскать судебные расходы на представителя по ведению дела в суде 11 000 руб. В обоснование иска указала, что 31 мая 2017 года обратилась к ответчику за назначением страховой части трутовой пенсии по старости, предоставив личное заявление и необходимые документы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФР в г.Воркуте РК от 07.07.2017г. истцу было отказано в установлении указанной части пенсии вследствие недостаточного количества общего трудового стажа, который составил 18 лет, 03 мес., 05 дней при требуемых 20 годах. Истец не согласна с тем, что периоды ее работы в РКС и МКС до 01.01.1992 г. при исчислении общего трудового стажа определены календарно. Считает, что периоды работы в РКС и МКС подлежат включению в общий трудовой стаж в льготном исчислении. Поскольку период отпуска по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то соответственно подлежит включению в общий трудовой стаж также в льготном исчислении. Считает, что с учетом спорных периодов, она имеет право на пенсию.

Ответчик в отзыве на иск указал, что льготы по «кратному» исчислению стажа работы для установления пенсий предоставлялись только при заключении трудовых договоров сроком на пять лет до 01.01.1968, после этой даты — на три года (на островах Северного Ледовитого океана — на два года). Истцом трудовые договоры не предоставлены, в связи с чем, период работы с 08.06.1982 по 20.11.1983 гг. был исчислен календарно, при этом страховой стаж составил менее 25 лет, в связи с чем в назначении пенсии отказано. Судебные расходы на представителя считает излишне завышенными.

Истец в суд не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, направила представителя. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без её участия.

В судебном заседании представитель истца поддержала доводы иска.

Представитель ответчика с иском не согласился по доводам отзыва.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Истец 31 мая 2017 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без фиксированной выплаты. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФР в г.Воркуте РК от 07.07.2017г. №122/03 истцу было отказано в установлении указанной части пенсии вследствие недостаточного количества общего трудового стажа, который составил 18 года, 03 мес., 05 дней при требуемых 20 годах, стаж в РКС 13 л. 00 мес. 20 дн. Из решения ответчика следует, что периоды работы истца до 01.01.1992 года были исчислен календарно.

В соответствии с законом № 166-ФЗ, военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 8 Федеральным Законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по старости, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 (далее — закон № 400-ФЗ).

В силу п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу п.8 ст. 13 указанного закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П", разъяснено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70 при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно ст. 28 Закона «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера…» (в редакции действующей до 01.01.2002 г.) и Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Анализ вышеуказанных правовых норм, позволяет сделать вывод суду о том, что законодательством предусмотрена возможность льготного исчисления стажа, для определения права на назначение пенсии, протекавшего до 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полуторном размере, при этом не установлено ограничения в льготном исчислении стажа в зависимости от категории лица обратившегося за установлением трудовой пенсии либо страховой части трудовой пенсии. Таким образом, в силу перечисленных норм, страховой стаж истца, протекавший в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 года, подлежит исчислению в полуторном размере для определения права на страховую часть пенсии.

Из отзыва ответчика следует, что периоды работы в РКС и МКС до 01.01.1992 включены в общий трудовой стаж истца календарно, поскольку отсутствуют срочные договоры за указанные периоды работы. Между тем из смысла Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера следует, что мера по исчислению стажа работы в РКС, равно как и другие меры носили стимулирующий характер, и были направлены на заключение с работниками договоров на срок пять лет и более с целью освоения и заселения районов Крайнего Севера, а также привлечения кадров в районы Крайнего Севера.

Из трудовой книжки истца следует, что вся трудовая деятельность истца проходила в районах Крайнего Севера, за исключением периодов с 01.10.1985 по 24.06.1986 и с 01.10.1986 по 01.07.1987 гг., когда истец работала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Таким образом, работа истца в районах Крайнего Севера носила устойчивый характер, поскольку истец фактически проработал в Воркуте по день обращения за назначением пенсии, то есть более 29 лет, что свидетельствует о том, что с истцом заключались договоры о работе в районах Крайнего Севера на срок более 3 лет, как того требует пункт 3 указа от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII Президиума Верховного Совета СССР, которым расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что в силу пункта 110 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" дает право истцу на исчисление спорных периодов в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что согласно ст. 94 Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере, что само по себе, является основанием для включения спорных периодов в льготном исчислении для определения права на пенсию. При таких обстоятельствах, периоды работы до 01.01.1992 г., которые протекали в РКС подлежат включению в общий трудовой стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, а периоды работы в МКС подлежат включению в стаж РКС как один год работы за девять месяцев.

Из таблицы трудовой деятельности и материалов пенсионного дела следует, что истцу с 30.01.1989 по 31.08.1989 предоставлялся отпуск по уходу за ребенком.

Пленум Верховного Суда РФ п. 27 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Поскольку отпуск по уходу за ребенком у истца начался до 6 октября 1992 года, работа, как до указанного отпуска, так и после него, включена ответчиком, в стаж РКС и учтена при исчислении общего трудового стажа из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, суд приходит к выводу о том, что сам отпуск по уходу за ребенком с 30.01.1989 г. по 31.08.1989 г. подлежит зачету в стаж РКС в календарном исчислении, а также подлежит зачету в общий трудовой стаж истца из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.

Таким образом, на 23.06.2017, общий трудовой стаж истца в льготном исчислении составит более 20 лет, а стаж в РКС в календарном исчислении с учетом МКС 14 л. 01 м. 01 дн., чего не достаточно для назначения пенсии с 23.06.2017 года.

На день обращения в суд с иском (14.11.2017) истец достигла возраста 50 лет 04 мес., следовательно, для назначения пенсии по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей требуется стаж в РКС не менее 14 лет, что дает истцу право на назначении пенсии без учета фиксированной выплаты с 14 ноября 2017 года.

Согласно квитанции от 08.11.2017 г. истец уплатила в ООО «Май» за юридические услуги 11 000 рублей. В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ принимая во внимание степень сложности дела, с учетом ходатайства ответчика об уменьшении взыскиваемой суммы за услуги представителя, с учетом принципа разумности и справедливости и объема работы, проделанной представителем истца, суд считает возможным уменьшить расходы на представителя и взыскать в пользу истца расходы в размере 7 000 рублей.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми назначить Веселенюк Светлане Алексеевне страховую часть пенсии по старости по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без учета фиксированной выплаты с 14 ноября 2017 года и бессрочно и выплатить недоплату пенсии с 14 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Веселенюк Светланы Алексеевны судебные расходы на представителя 7000 (семь тысяч) рублей.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                  Е.А. Бунякина

2-2361/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Васеленюк С.А.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Воркуте РК
Другие
Гочелашвили С.В.
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
15.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2017Передача материалов судье
16.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее