Решение по делу № 33-587/2024 (33-9529/2023;) от 27.11.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Газаралиев Ф.Э.

Дело №2-5196/2023

УИД-05RS0038-01-2023-005033-45

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2024 года по делу № 33-587/2024, г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Сатыбалова С.К.,

судей Акимовой Л.Н. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Алиева Али Муратхановича к администрации ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации г.Махачкалы на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 11 сентября 2023 года,

       Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., судебная коллегия

установила:

Алиев Али Муратханович обратился в суд с исковым заявлением к администрации ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Протоколом от 3 сентября 2014 г. № 1381 жилищной комиссии по гражданам нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. №4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан», истец принят на учёт для предоставления помещения по договору социального найма из Республиканского жилищного фонда.

Постановлением администрации г. Махачкалы от 3 сентября 2014 г. № 1381 «Об утверждении протокола жилищной комиссии при администрации г. Махачкалы» утвержден протокол жилищной комиссии при администрации г. Махачкалы от 22 августа 2014 г. «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядка его предоставления данным категориям граждан» (по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 11 сентября 2023 года постановлено:

«исковые требования Алиева Али Муратхановича к администрации ГОсВД «город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить во внеочередном порядке Алиеву Али Муратхановичу жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г.Махачкала» Сулейманов Р.С. просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Алиеву А.М. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первоочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно приведённому выше Закону, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям указанной категории, при невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, однако вопрос возможности проживания Алиева А.М. в раннее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Кроме того, имеющим значение для рассмотрения дела, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории, однако проблема определения судом места жительства Алиева А.М. в судебном заседании не исследовалась.

Постановлением Правительства РД от 14.12.2020 N 269 утверждена форма заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.

При принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

Кроме того, обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Алиев А.М. и представители Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерства финансов Республика Дагестан, Министерство образования и науки РД, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Алиев А.М. постановлением главы администрации г. Махачкалы от 03.09.2014 г. №1381 Алиев А.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г.Махачкала, поскольку принят на учет 20.06.2024 г., закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения, не имеет.

Удовлетворяя исковые требования Алиева А.М., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Алиева А.М.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям закона, бюджетом Республика Дагестан за 2020 год предусмотрено приобретение всего лишь 40 жилых помещений, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах доведённых республиканских объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республика Дагестан, несостоятельны.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве Алиева А.М. и возможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельными, т.к. постановлением главы администрации г. Махачкалы от 03.09.2014 г. №1381 Алиев А.М. принят на учет, как сирота, нуждающийся в предоставлении жилищных помещений из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается, и какие – либо доказательства о возможности проживания его в ранее в занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

        определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

           Председательствующий

Судьи

          Мотивированное апелляционное определение составлено 17.01.2024 года.

33-587/2024 (33-9529/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Алиев Али Муратханович
Ответчики
Министерство финансов РД
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
Министерство образования и науки РД
МКУ «Управление по жилищным вопросам»
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
28.11.2023Передача дела судье
10.01.2024Судебное заседание
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Передано в экспедицию
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее