Судья Кончакова М.Г. |
№ 33-11337/2024 |
24RS0002-01-2023-003571-44 2.219г. |
|
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 25 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Килиной Е.А., Черновой Т.Л.
при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Региональная Энергосберегающая Организация», администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанностей устранить нарушения в эксплуатации котельной
по апелляционной жалобе представителя администрации Ачинского района Красноярского края Журбина Е.Р.
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 апреля 2024 года, постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосберегающая Организация» (ИНН 2443053703), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушения в эксплуатации здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- разработать график и осуществлять вибродиагностический контроль электродвигателей питательных и циркуляционных насосов, двигателей дымососов, двигателей вентилятора поддува, при вводе в эксплуатацию из монтажа, перед выводом в ремонт и после капитального ремонта, а также в процессе эксплуатации (мониторинг) котельной;
- заключить договор со специализированной организацией по подготовке воды для подпитки котлов, а также организации внутрикотлового водно-химического режима котельной;
- утвердить график химического контроля за водно-химическим режимом котельной;
- пронумеровать арматуру по технологической схеме трубопроводов котельной;
- устранить складирование золы на территории котельной;
- провести мероприятия по защите от коррозии металлических трубопроводов котельной (покрасить трубопроводы специальным средством против коррозии металла);
- составить акты по ревизии и настройке предохранительных устройств водогрейных котлов котельной;
- корпуса электродвигателей дымососов № 1, № 2 заземлить с обеспечением видимой связи соединения между корпусом электродвигателя и контуром заземления в котельной;
- оформить журнал технического осмотра зданий и сооружений;
- провести осенний осмотр здания котельной;
- разработать и утвердить план (схему) эвакуации людей в случае возникновения пожара на тепловых электроустановках;
- руководителем организации утвердить на рабочем месте в котельной схему трубопроводов котельной, с обозначением и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры;
- разработать и утвердить инструкцию по эксплуатации установки (установок) для докотловой обработки воды с режимными картами;
- на котлах № 1, № 2, № 3 и трубопроводе отопления установить проверенные манометры;
- на предохранительных клапанах водогрейных котлов №1, № 2, № 3 установить таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания;
- обеспечить котельную огнетушителем и пожарным рукавом;
- разработать и утвердить схему в котельной, на которой обозначить эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети.
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Региональная Энергосберегающая Организация» о возложении обязанностей: заключить договор со специализированной организацией на проведение инструментального определения присосов воздуха газоходов и ограждающих поверхностей; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения технического освидетельствования тепловых энергоустановок котельной (котлового оборудования, тепловой сети); персоналу, эксплуатирующему тепловые электроустановки пройти проверку знаний в Енисейском Управлении Ростехнадзора; разработать и утвердить распорядительный документ по организации рабочей комиссии по приемке тепловых энергоустановок из капитального ремонта; разработать и утвердить перечень технической документации, которая должна храниться у ответственного за электрохозяйство и на рабочих местах персонала в отношении котельной, расположенной по адресу: <адрес> отказать.
Обязать администрацию Ачинского района Красноярского края (ИНН 2402002403), в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушения в эксплуатации здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить котельную второй категорией надежности электроснабжения (установить второй источник электроснабжения);
- установить приборы учета тепловой энергии на котельной;
- провести очередные измерения сопротивления изоляции электропроводки котельной, в том числе осветительной сети, распределительного устройства, коммутационных аппаратов;
- обеспечить механическое удаление золы;
- обеспечить работоспособность теплообменника № 1 и № 2;
- заключить договор со специализированной организацией с целью проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы;
- разработать и утвердить технической техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной.
В удовлетворении исковых требований к администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности получить допуск в эксплуатацию котлов № 1, № 2, № 3; обеспечить работоспособность искусственной вентиляции в котельной по адресу: <адрес> – отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, к ООО «Региональная Энергосберегающая Организация», администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной прокуратурой проверки готовности ресурсоснабжающих организаций к отопительному периоду 2023-2024 гг. установлено, что в п. <адрес> расположена котельная, обеспечивающая теплом 11 многоквартирных домов по ул. Малиновая гора, МКДОУ «Тарутинский детский сад». Собственником котельной является администрация Ачинского района. По договору аренды от 22.08.2022 данная котельная передана во временное пользование ООО «РЭСО».
В ходе проведенной совместно с инспекторами Енисейского управления Ростехнадзора проверки 28.06.2023 установлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее – ПТЭ ТЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811 (далее – ПТЭЭПЭЭ).
С учетом выявленных нарушений просили обязать ООО «РЭСО» в отношении указанной котельной: разработать график и осуществлять вибродиагностический контроль электродвигателей питательных и циркуляционных насосов, двигателей дымососов, двигателей вентилятора поддува, при вводе в эксплуатацию из монтажа, перед выводом в ремонт и после капитального ремонта, а также в процессе эксплуатации (мониторинг) котельной; заключить договор со специализированной организацией по подготовке воды для подпитки котлов, организации внутрикотлового водно-химического режима котельной; утвердить график химического контроля за водно-химическим режимом котельной; пронумеровать арматуру по технологической схеме трубопроводов котельной; устранить складирование золы на территории котельной; заключить договор со специализированной организацией на проведение инструментального определения присосов воздуха газоходов и ограждающих поверхностей; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения технического освидетельствования тепловых энергоустановок котельной (котлового оборудования, тепловой сети);провести мероприятия по защите от коррозии металлических трубопроводов котельной (покрасить трубопроводы специальным средством против коррозии металла); составить акты по ревизии и настройке предохранительных устройств водогрейных котлов котельной; корпуса электродвигателей дымососов № 1, № 2 заземлить с обеспечением видимой связи соединения между корпусом электродвигателя и контуром заземления в котельной; персоналу, эксплуатирующему тепловые электроустановки пройти проверку знаний в Енисейском Управлении Ростехнадзора; разработать и утвердить распорядительный документ по организации рабочей комиссии по приемке тепловых энергоустановок из капитального ремонта; оформить журнал технического осмотра зданий и сооружений; провести осенний осмотр здания котельной;разработать и утвердить план (схему) эвакуации людей в случае возникновения пожара на тепловых электроустановках; руководителем организации утвердить на рабочем месте в котельной схему трубопроводов котельной, с обозначением и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры; разработать и утвердить инструкцию по эксплуатации установки (установок) для докотловой обработки воды с режимными картами; на котлах № 1, № 2, № 3 и трубопроводе отопления установить проверенные манометры; на предохранительных клапанах водогрейных котлов №1, № 2, № 3 установить таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания; обеспечить котельную огнетушителем и пожарным рукавом; разработать и утвердить схему в котельной, на которой обозначить эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети; разработать и утвердить перечень технической документации, которая должна храниться у ответственного за электрохозяйство и на рабочих местах персонала.
На администрацию Ачинского района в отношении данной котельной возложить обязанность совершить следующие действия: обеспечить котельную второй категорией надежности электроснабжения (установить второй источник электроснабжения); установить приборы учета тепловой энергии на котельной; провести очередные измерения сопротивления изоляции электропроводки котельной, в том числе осветительной сети, распределительного устройства, коммутационных аппаратов; обеспечить механическое удаление золы; получить допуск в эксплуатацию котлов № 1, № 2, № 3; обеспечить работоспособность теплообменника № 1 и № 2; обеспечить работоспособность искусственной вентиляции в котельной; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы; разработать и утвердить технической техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве 3-х лиц ООО « Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ачинского района», Енисейское управление Ростехнадзора, администрация Тарутинского сельсовета Ачинского района.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Представитель администрации Ачинского района просит отменить решение, выражая не согласие с выводами суда в части удовлетворения требований прокурора к администрации района. Возлагая обязанность по установке второго источника электроснабжения суд руководствовался Правилами устройства электроустановок утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, однако данные ПЭУ не были зарегистрированы Минюстом не подлежат обязательному применению. Суд не дал оценки их доводам о допустимости электроснабжения котельных второй категории надежности, к каковым относится рассматриваемая котельная, по третьей категории электроснабжения. Возложение обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на спорную котельную ввиду ее производственно-технологических и конструктивных условий и особенностей не может быть признано целесообразным. Требование о проведении очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки, в том числе осветительной сети, не может быть обращено к администрации района. Такая обязанность не возлагается на собственника, лежит на потребителе электроэнергии ООО «РЭСО». Требования по обеспечению механического удаления золы и обеспечения работоспособности теплообменника взаимосвязаны, их исполнение невозможно ввиду конструктива котельной, поскольку на котельной произведена замена котлов на более мощные по причине нехватки мощностей для нужд населения. Механическое удаление золы осуществлялось до установки более мощных котлов. Требования о заключении договора со специализированной организацией с целью проведения обследования металлической дымовой трубы не конкретизировано, поскольку нормативная база, регулирующая правовой статус такой специализированной организации и взаимоотношений с ней отсутствует. Поскольку консервация это один из видов эксплуатации тепловых электроустановок обязанность по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования электроустановок котельной лежит на ООО «РЭСО».
Ответчик ООО «РЭСО», 3-и лица в суд не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом заказной почтой. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав посредством ВКС с Ачинским городским судом Красноярского края представителя администрации Ачинского района Красноярского края по доверенности Журбина Е.Р., поддержавшего доводы жалобы, возражения прокурора Иляскина К.И., Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с ч.5 ст. 20 указанного Федерального закона, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
Как правильно установлено судом, нежилое здание котельной по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности муниципального образования Ачинский район Красноярского края.
30.06.2023 между администрацией Ачинского района (Арендодателем), МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района (Балансодержателем) и ООО «Региональная Энергосберегающая Организация» (Арендатором) заключен договор аренды № 3-23 движимых и недвижимых муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение на территории Тарутинского сельсовета, по условиям которого ООО «Региональная Энергосберегающая Организация» передана во временное владение и пользование котельная по адресу: <адрес>, на срок с 01 июля 2023 года по 29 июня 2024 года.
Согласно п.п. 3.2.4, 3.2.5 указанного договора аренды, на администрацию Ачинского района Красноярского края, как арендодателя возложена обязанность по капитальному ремонту имущества за счет средств краевого и местного бюджета, а также ответственность за недостатки вещи, не оговоренные при заключении договора аренды.
В соответствии с п.п. 3.4.4, 3.4.5, 3.4.6 договора аренды на арендатора – ООО «РЭСО» возложены обязанности: обеспечивать сохранность переданных в аренду объектов, соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию объектов, эксплуатировать арендуемые объекты в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, содержать объекты в исправном состоянии (производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание арендуемых объектов).
Сооружение: нежилое здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, передано ООО «РЭСО» по акту приема-передачи от 30 июня 2023 года.
Также из пояснений сторон установлено, что первоначальное сооружение котельной введено в эксплуатацию в 2010 году, в дальнейшем была произведена реконструкция котельной, котлы № 1, № 2, № 3 были заменены на большей по сравнению с проектной мощности, при этом изменения в проектную документацию котельной внесены не были.
В ходе проведения Ачинской городской прокуратурой проверки соблюдения ресурсоснабжающими организациями действующего законодательства об эксплуатации котельных, расположенных на территории Ачинского района, с привлечением в качестве специалиста главного государственного инспектора Западного территориального отдела Енисейского управления Ростехнадзора, установлено, что на вышеназванной котельной эксплуатируемой на дату проверки ООО «РЭСО», нарушены требования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 года № 811, Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103.
Выявленные нарушения ответчиками в полном объеме устранены не были.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, возложив на администрацию Ачинского района и ООО «РЭСО» обязанность организовать проведение мероприятий по устранению нарушений эксплуатации здания котельной по адресу: Красноярский край, Ачинский район,
При этом суд обоснованно исходил из доказанности факта неисполнения ответчиками должным образом возложенной на них законом обязанности по организации мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности и безопасной эксплуатации котельной.
Решение суда в части возложения указанных обязанностей на ООО «РЭСО», и в части отказа в удовлетворении исковых требований к администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности получить допуск в эксплуатацию котлов № 1, № 2, № 3; обеспечить работоспособность искусственной вентиляции в котельной сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом оценки суда апелляционной инстанции.
На администрацию Ачинского района Красноярского края судом возложены обязанности: - обеспечить котельную второй категорией надежности электроснабжения (установить второй источник электроснабжения); установить приборы учета тепловой энергии на котельной; провести очередные измерения сопротивления изоляции электропроводки котельной, в том числе осветительной сети, распределительного устройства, коммутационных аппаратов; обеспечить механическое удаление золы; обеспечить работоспособность теплообменника № 1 и № 2; заключить договор со специализированной организацией с целью проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы; разработать и утвердить технической техническое решение и технологическую схему по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на данного ответчика вышеперечисленных обязанностей, находя указанные выводы суда соответствующими исследованным по делу доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку, с подробным изложением результатов данной оценки в тексте решения.
Вопреки доводам жалобы возложение на администрацию обязанности по установке второго источника электроснабжения в спорной котельной произведено судом правомерно.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (ПТЭ ТЭ), котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В силу п.1.3 данных правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
В силу п. 4.8 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №944/пр, потребители теплоты по надежности теплоснабжения делятся на три категории: первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещении ниже предусмотренных действующими нормативными документами (больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.). Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч: - жилые и общественные здания - до 12 °C; - промышленные здания - до 8 °C. Третья категория - все остальные потребители.
В соответствии с п.4.9 указанного Свода правил, котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категорий. К первой категории относят котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников тепловой энергии. Вторая категория - все остальные котельные.
Согласно п.4.18 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», для котельных второй категории наличие основного и аварийного топлива определяется в соответствии с [13], за исключением объектов, входящих в [24].
Независимо от установленной мощности, электроснабжение котельных устанавливается по второй категории согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ) с учетом требований 16.7.
Пункт п.16.7 СП 89.13330.2016, определяет, что электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115°C, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относят по условиям электроснабжения к первой категории.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 №204 утверждены Правила устройства электроустановок ПУЭ, в силу п. 1.2.18 которых в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:
- электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
- электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
- электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу положений п.п. 1.2.19, 1.2.20, 1.2.21 ПУЭ электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с Правилами устройства электроустановок и пунктом 1.12 настоящих норм и правил.
Как установлено по делу спорной котельной помимо жилых многоквартирных домов обеспечивается теплоснабжение социально-значимого объекта МКДОУ «Тарутинский детский сад».
В силу вышеприведенного электроустановки котельной по надежности электроснабжения относятся не ниже чем ко второй категории, и, следовательно, в соответствии с п.п. 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок должны быть обеспечены независимым резервным источником снабжения электрической энергией, отсутствие такового может повлечь нарушение нормальной жизнедеятельности жителей поселка, функционирование детского дошкольного учреждения.
Нельзя согласиться с доводами жалобы и о необоснованном возложении на администрацию района обязанности по оборудованию котельной приборами учета тепловой энергии.
Котельная в <адрес> введена в эксплуатацию в период действия Федерального закона «О теплоснабжении».
Как установлено ч.2 ст. 19 указанного Федерального закона коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу ч.5 ст. 19 указанного Федерального закона, владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании положений ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу частей 1, 5 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18.11.2013 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, согласно п.20 которых на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что котельная, по адресу: <адрес> приборами учета тепловой энергии до настоящего времени не оборудована, обязанность по установке в котельной приборов учета возложена судом на администрацию района правомерно.
Позиция ответчика о нецелесообразности оборудования котельной приборами учета несостоятельна.
В п. 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя №1034 установление приборов учета необходимо в целях осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с возложением на администрацию Ачинского района обязанностей по проведению очередных измерений сопротивления изоляции электропроводки (в том числе осветительной сети, распределительного устройства, коммутационных аппаратов) и по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной с указанием что данная обязанность лежит на ООО «РЭСО», как пользователя котельной (потребителя), нельзя признать обоснованными.
В силу ст.210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания своего имущества. Неисполнение же собственником обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества в технически исправном состоянии влечет возможность существенного нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно п.1.7 Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок №115, ответственность за выполнение настоящих Правил возложена на руководителя организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технического руководителя, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно изложенного в указанных Правилах понятия, консервация - это комплекс мероприятий по обеспечению определенного технической документацией срока хранения или временного бездействия тепловых энергоустановок и сетей (оборудования, запасных частей, материалов и др.) путем предохранения от коррозии, механических и других воздействий человека и внешней среды.
По смыслу п.п. 2.7.9, 2.7.10, 2.7.15 ПТЭ ТЭ, консервация предусматривается в системе технического обслуживания и ремонта.
Консервация тепловых энергоустановок в целях предотвращения коррозии металла проводится как при режимных остановках (вывод в резерв на определенный и неопределенный сроки, вывод в текущий и капитальный ремонт, аварийный останов), так и при остановах в продолжительный резерв или ремонт (реконструкцию) на срок не менее шести месяцев.
Таким образом, техническое решение и технологическая схема по проведению консервации необходимы при всех видах ремонта, в том числе, капитального, обязанность по проведению которого, исходя из условий заключенного администрацией Ачинского района с ООО «РЭСО» договора, возлагается на Администрацию района, как арендодателя. Обязанности арендатора по разработке и утверждению технического решения и технологической схемы по проведению консервации оборудования энергоустановок котельной данным договором аренды не предусмотрено.
Оспаривание правомерности выводов суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию района обязанности по проведению инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы путем заключения с данной целью договора со специализированной организацией, по мотивам отсутствия законодательного урегулирования правоотношений с такой организацией и в принципе понятия специализированной организации, не свидетельствует о незаконности решения суда в указанной части.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2017 № 10-00-12/2529, под специализированной организацией можно понимать организацию, для которой рассматриваемый вид деятельности является основным. Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, средства контроля и измерения, необходимые для выполнения соответствующих работ. Кроме того, персонал специализированной организации должен быть аттестован, пройти проверку знаний, а также иметь соответствующее образование и опыт работы по специальности.
Обязанность по обеспечению механического удаления золы, обеспечения работоспособности теплообменника №1 и №2, также возложена судом на администрацию района правомерно, доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 установлено, что в котельных, работающих на твердом топливе, системы шлакозолоудаления должны обеспечивать надежное и бесперебойное удаление золы и шлаков, безопасность обслуживающего персонала, защиту окружающей среды от запыленности и загрязнения (п.4.3.1). Котельные установки, работающие на твердом топливе, как правило, оборудуются золоуловителями; обслуживающий персонал котельной осуществляет обеспечение бесперебойной работы золоулавливающей установки (п.4.3.4). Степень очистки дымовых газов при номинальном режиме работы золоуловителей обеспечивается в соответствии с инструкцией завода-изготовителя или проектом (п.4.3.5).
В нарушение приведенных требований механическое удаление золы в рассматриваемой котельной отсутствует, произведена замена котлов и шлакозолоудаление производится вручную.
Согласно п. 5.3.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, общий порядок, последовательность и условия выполнения основных технологических операций, обеспечивающих безаварийную и экологически безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, устанавливается инструкциями по эксплуатации, противоаварийной инструкцией, утвержденными техническим руководителем организации, с учетом инструкций заводов-изготовителей и настоящих Правил.
При эксплуатации котлов, водоподогревателей и утилизационных теплообменников обеспечивается: надежность и безопасность работы; возможность достижения номинальной производительности, параметров и качества пара и воды; экономичный режим работы, установленный на основании испытаний и заводских инструкций; регулировочный диапазон нагрузок, определенный для каждого типа тепловой энергоустановки, а для котлов - и вида сжигаемого топлива; минимально допустимые нагрузки; минимальное загрязнение окружающей среды ( п.5.3.2 Правил).
При эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе( п.6.2.1).
Указанные требования Правил по обеспечению работоспособности теплообменников котельной нарушены, теплообменник №1 демонтирован, теплообменник №2 неисправен. При проведении реконструкции котельной с заменой котлов № 1, № 2, № 3 на котлы большей по сравнению с проектной мощности, изменения в проектную документацию котельной внесены не были.
Отвергаются за несостоятельностью и доводы жалобы о том, что оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, и Правилах устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, которыми руководствовался суд первой инстанции, не допускается.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с ч.2 ст. 15 указанного Закона, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020.
При этом, ч.4 ст. 15 указанного закона установлено, что Правительство РФ вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона № 247-ФЗ. В указанный Перечень под номером 666 включен приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Таким образом, на Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, положения Закона об обязательных требованиях не распространяются.
Более того, в соответствии с ч.7 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях Российской Федерации», положения вышеуказанной статьи не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики.
Таким образом, отсутствие Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204 в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 не снимает с ответчика обязанности по приведению данных котельных в соответствие с требованиями указанных Правил.
Также следует отметить, что вопреки доводам апеллянта регистрации ПУЭ от 08.07.2002 № 204 в Минюсте РФ не требуется
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд дал надлежащую правовую оценку всем представленным по делу доказательствам, подробно мотивировав свои выводы в решении.
Апелляционная жалобы фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, не содержит, не может служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 апреля 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Ачинского района Красноярского края Журбина Е.Р. -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий: Т.С.Тарараева.
Судьи: Т.Л.Чернова.
Е.А.Килина.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.09.2024.