ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шатохина Г.А. Дело № 21-80/2020
РЕШЕНИЕ
09 июля 2020 г. город Липецк
Судья Липецкого областного суда Демидкина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональная многопрофильная компания» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Липецкой области - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. № 230 от 25 декабря 2019 года и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региональная многопрофильная компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Липецкой области - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. № 230 от 25 декабря 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Региональная многопрофильная компания» (ООО «РМК») привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей.
Решением судьи Данковского городского суда Липецкой области от 15 мая 2020 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «РМК» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ООО «РМК» просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными и необоснованными.
Выслушав защитника ООО «РМК» по доверенности Чемисову О.Л., поддержавшую жалобу, должностное лицо, вынесшее постановление, - Трубицина М.Н., изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что на основании решения Липецкого межрайонного природоохранного прокурора от 10.09.2019 года №67, в период с 10.09.2019г. по 07.11.2019г. прокуратурой с привлечением, в том числе Росприроднадзора, с участием представителей ООО «РМК» была проведена выездная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, о пожарной безопасности и об использовании государственного имущества в деятельности ООО «РМК» на полигоне захоронения твердых бытовых отходов, эксплуатируемом ООО «Региональная многопрофильная компания» и находящемся по адресу: Липецкая область г.Данков в 1798 м. на юго – восток от д.4 корп.1 по ул.Терешковой.
По результатам проверки был составлен акт осмотра территории от 10.09.2019 года с фототаблицей, согласно которого на полигоне размещены виды отходов, в отношении которых обществу разрешена только деятельность по транспортированию согласно перечня к лицензии №048-00100: тара полиэтиленовая, загрязненной нефтепродуктами с содержанием менее 15% (код Федерального классификационного каталога отходов - 43811301514), одиночные гальванические элементы (батарейки) никель – кадмиевые неповрежденные отработанные (код Федерального классификационного каталога отходов - 48220151532).
По данному факту 21.11.2019г. Липецким межрайонным природоохранным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «РМК» по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение руководителю Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Трубицына М.Н. от 25 декабря 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Региональная многопрофильная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 рублей.
Из представленных материалов следует, что ООО «РМК» вменено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, поскольку на полигоне для захоронения отходов размещены отходы, в отношении которых у общества не имеется лицензии на размещение.
Решением судьи Данковского городского суда Липецкой области от 15 мая 2020 года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «РМК» без удовлетворения.
Фактические обстоятельства дела и вина общества подтверждаются собранными доказательствами: актом осмотра территории от 10.09.2019 года с фототаблицей, объяснениями представителя ООО «РМК» Горшина А.А., копией лицензии №048-00100, выданной ООО «РМК» на осуществление деятельности по транспортированию отходов 1-4 класса и сбор, размещение отходов 4 класса опасности 11.03.2016г., переоформлена 13.05.2019г.; актом проверки от 07.11.2019г., и другими доказательствами по делу.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Вывод о наличии в действиях ООО «РМК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины ООО «РМК» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Судьей районного суда проверялись и были правильно отвергнуты довод защиты о недоказанности факта размещения отходов, а также довод об определении класса отходов без отбора проб.
Из пояснений в судебном заседании Липецкого областного суда старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Трубицына М.Н. следует, что в сентябре 2019 года он участвовал при проведении проверки Липецкой природоохранной прокуратурой на полигоне ТКО, арендованном ООО «РМК» в г.Данкове. В ходе проведения проверки установлено, что на указанном полигоне отсутствует станция сортировки отходов. Выявленные канистры из - под масла и батарейки были обнаружены в теле полигона для захоронения, а не в месте для сортировки отходов. При обнаружении отходов они были идентифицированы по их маркировке. На канистрах было указано, что они из - под масла (нефтепродуктов), а на батарейках был указан их химический состав, в связи с чем не имелось никакой необходимости в отборе каких либо проб на химический состав отходов.
По сути, аналогичные пояснения дал в судебном заседании Липецкого областного суда допрошенный в качестве свидетеля старший помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Смирнов А.А., участвовавший в проведении проверки и являвшийся очевидцем непосредственного выявления нарушения.
Таким образом, обнаружение отходов в теле полигона для захоронения отходов позволяет сделать вывод о том, что в настоящем случае имело место размещение (в виде захоронения) отходов, а обнаруженные отходы позволяли визуально определить их отнесение к определенному классу опасности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «РМК».
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, нарушений норм закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено.
Постановление о привлечении ООО «РМК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной нормы.
В судебном заседании Липецкого областного суда представителем ООО «РМК» было заявлено ходатайство о снижении размера назначенного административного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ со ссылкой на тяжелое материальное положение, в подтверждение чего представлен отчет о финансовых результатах за первый квартал 2020 г., справка о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, акт сверки расчетов.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление, - Трубицин М.Н. не возражал против удовлетворения данного заявления.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что назначение ООО "РМК" административного наказания в пределах размера, установленного санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, может быть высоко обременительным для данного субъекта экономической деятельности, повлечь к избыточному ограничению его имущественных прав и интересов, и в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положений ч. 1 ст. 3.1, ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его финансовое положение, нахожу возможным постановление должностного лица и решение судьи изменить в части назначенного ООО "РМК" наказания, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Липецкой области - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Трубицына М.Н. № 230 от 25 декабря 2019 года и решение судьи Данковского городского суда Липецкой области от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региональная многопрофильная компания» изменить, снизив размер назначенного ООО «Региональная многопрофильная компания» административного штрафа до <данные изъяты> (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу ООО «РМК» - без удовлетворения.
Судья (подпись) Е.А. Демидкина
Копия верна:
Судья
Секретарь