РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Астрахань 05.04.2022 года
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Суханбердиевой А.Н.,
при секретаре Самохиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-919/2022 по иску прокурора Кировского района города Астрахани в интересах Овчинникова Анатолия Владимировича к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района города Астрахани обратился в суд с иском в интересах Овчинникова Анатолия Владимировича к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить Овчинникова А.В. прибором для установления инфузионного набора и сенсором для контроля уровня глюкозы. В обосновании требований указано, что по решению врачебной комиссии ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им. Н.И. Пирогова» №242 от 22.06.2021 Овчинникову А.В. оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь – установлена инсулиновая помпа. Расходными материалами (резервуар к инсулиновой помпе, инфузионный набор), входящими в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, по рецептам учреждения здравоохранения Овчинников А.В. обеспечен 13.07.2021 и 06.07.2021 тест полосками для контроля уровня глюкозы в крови. Проверкой установлено, что Овчинников А.В. прибором для установления инфузионного набора и сенсором для постоянного контроля уровня глюкозы не обеспечен. Расходные материалы к инсулиновой помпе являются ее составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно. Отказ в обеспечении Овчинникова А.В. расходными материалами к инсулиновой помпе, лишает данного гражданина на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Истец, с учетом уточнений, просит суд обязать Министерство здравоохранения Астраханской области обеспечить Овчинникова Анатолия Владимировича прибором для установления инфузионного набора и сенсором для контроля уровня глюкозы в количестве 36 штук исходя из потребности на 6 месяцев.
В судебном заседании представитель истца Киселев С.В. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Астраханской области Инкин М.А. иск не признал, просил отказать? поскольку сенсор и прибор для установки инфузионного набора не входят в перечень медицинских изделий, в соответствии с распоряжением Правительства РФ №3053р.
Овчинников А.В., извещенный надлежащим образом, в суд не явился, причина неявки суду неизвестна.
Представитель третьего лица – ГП № 8 им. Пирогова в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 150 ГК РФ жизнь, здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения, подлежат защите в случаях и в порядке, установленными ГК РФ и другими законами.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 4 данного закона, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 4.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 502н от 05.05.2012 «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия принимает решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям.
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005г. N494.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании, Овчинников А.В. является инвалидом 2 группы и наблюдается в ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им. Н.И.Пирогова» с диагнозом инсулинозависимый диабет.
В соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им. Н.И. Пирогова» №242 от 22.06.2021 Овчинникову А.В. оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь – установлена инсулиновая помпа.
С целью реализации своего права на лекарственное обеспечение Овчинников А.В. неоднократно обращался в ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им. Н.И. Пирогова» в целях предоставления лекарственных препаратов.
Согласно сообщению главного врача ГБУЗ АО «Городская поликлиника №8 им. Н.И. Пирогова» от 02.08.2021, 06.07.2021 направлена дополнительная заявка в министерство здравоохранения на расходные материалы для инсулиновой помпы для пациенты Овчинникова А.В. на 6 месяцев, 09.07.2021 Овчинникову А.В. выписаны льготные рецепты на: резервуар для инсулиновой помпы ММТ-332А 3 мл №10 – 3 упаковки, устройство для инфузии типа квик-сет ММЬ-399 канюля 6 мм трубочка 60 см №10 – 3 упаковки. Дата отпуска из аптеки 13.07.2021. данные расходные материалы находились в аптеке № 71, о чем было сообщено Овчинникову А.В. Либо необходимо предоставить рецепты и ожидать привоза медицинских изделий.
В судебном заседании была допрошена специалист Ефремова В.А. работающая в «Астраханской клинической больнице» ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России в должности «врача-эндокринолога», которая пояснила, что она устанавливала Овчинникову А.В. систему подкожной инфузии, то есть инсулиновую помпу, также пояснила, что без инфузионного набора инсулиновая помпа не может функционировать, без сенсора теоретически помпа работать может, но при этом нужен постоянный контроль глюкометром. Инфузионный набор меняется 1 раз в три дня, у сенсора предельный срок службы 6 дней. При наличии квик-сетов установочных устройств, пациенты могут самостоятельно устанавливать инфузионный набор и сенсор, там нет сложных манипуляций, пациентам все показывается. После установки помпы пациенту на руки были переданы паспорт, инструкция.
Согласно представленному ООО «Медтроник» по запросу суда информационному письму, паспорту и инструкции пользователя медицинского изделия «Инсулиновая помпа», использование последней рекомендуется совместно с медицинскими изделиями: «резервуар для помпы инсулиновой», «инфузионный набор к помпе инсулиновой». Для использования функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени с инсулиновой помпой необходимы следующие медицинские изделия: «трансмиттер ММТ-7703WW», зарядной устройство ММТ-7703WW», «тестовый разъем ММТ-7706», «устройство для установки сенсора One-Press Septer (ММТ-7512)», сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями». Система непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени обеспечивает доступность для пациента информации об уровне глюкозы в его организме, подачу сигналов тревоги о наступлении различных ситуаций, связанных с данным показателем качества компенсации сахарного диабета. Без указанных выше медицинских изделий для НМГ-РВ данная функция не будет доступна для пациента, а также будет существовать риск развития гипер-/гипогликемических состояний. Без использования функции НМГ помпа работает исключительно в режиме подачи инсулина.
В соответствии с положениями статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. N178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В состав предоставляемых социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.
Согласно ч.1 ст. 6.2 Федерального закона N178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Министерство здравоохранения Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения на территории Астраханской области (п.1.1 Постановление Правительства Астраханской области от 01.03.2005 № 4-П «О министерстве здравоохранения Астраханской области»).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Астраханской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Астраханской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
По мнению суда, непринятие министерством здравоохранения Астраханской области мер к бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными препаратами Овчинникова А.В., нарушило его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О).
Представленные суду документы свидетельствуют о том, что Овчинников А.В. на момент рассмотрения дела не обеспечен прибором для установления инфузионного набора и сенсором для контроля уровня глюкозы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствуясь положениями статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», положениями Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», исходя из того, что у Овчинникова А.В. имеется заболевание – «инсулинозависимый диабет» и он входит в круг лиц, установленный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890, не может быть лишен права на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения.
Судом достоверно установлено, что Овчинникову А.В. для обеспечения жизнедеятельности необходимы все препараты и средства медицинского назначения, определенные решением врачебной комиссией от 22.06.2021.
Министерство здравоохранения Астраханской области государственный орган, который обязан обеспечить инвалида Овчинникова А.В. соответствующими средствами.
Не обеспечение инвалида Овчинникова А.В. влечет нарушение его прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи, что является недопустимым.
Поскольку Овчинников А.В. имеет недостаточное обеспечение медицинскими препаратами, в связи с невыполнением Министерством здравоохранения Астраханской области возложенных на него обязанностей по обеспечению бесплатными необходимыми лекарственными препаратами, то у него есть право на получение инфузионного набора и сенсора для контроля уровня глюкозы, в необходимом количестве, в том числе и на будущее.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора Кировского района г.Астрахани в интересах Овчинникова А.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Кировского района города Астрахани в интересах Овчинникова Анатолия Владимировича к Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Астраханской области обеспечить Овчинникова Анатолия Владимировича, <дата обезличена> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, прибором для установления инфузионного набора и сенсором для контроля уровня глюкозы в количестве 36 штук.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, вынесший решение, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Суханбердиева
Полный текст решения изготовлен 12.04.2022 года.
Судья А.Н. Суханбердиева