УИД 61RS0031-01-2020-000538-37
Судья Попова О.М. Дело № 33а-14188/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,
судей Чайка Е.А., Авиловой Е.О.,
при секретаре Виннике А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Егорлыкского района Ростовской области к администрации Егорлыкского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии установленных законом мер по обеспечению населения питьевой водой, устранению выявленных нарушений,
по апелляционной жалобе администрации Егорлыкского района Ростовской области на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 17 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чайка Е.А., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Егорлыкского района Ростовской области, указав, что в ходе проведённой прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения установлено, что процесс водоснабжения в ст. Новороговской Егорлыкского района организован посредством добычи воды из подземных источников, наполнения башен и дальнейшей транспортировки ресурса по магистральному водопроводу потребителям. Иных источников водоснабжения на территории ст. Новороговской не имеется.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что вода, подаваемая жителям ст. Новороговской Егорлыкского района, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, следовательно, питьевое водоснабжение ст. Новороговской не осуществляется.
Несмотря на наличие данных об отсутствии в ст. Новороговской Егорлыкского района питьевого водоснабжения, администрацией Егорлыкского района в течение длительного времени не предприняты какие-либо действенные меры по исполнению своих обязанностей по организации питьевого водоснабжения в указанном населённом пункте. Непринятие Администрацией Егорлыкского района необходимых мер по исполнению законодательства в сфере питьевого водоснабжения может привести к возникновению заболеваний у неопределенного круга лиц, проживающих в ст. Новороговской Егорлыкского района Ростовской области, и, как следствие, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу указанных лиц.
По этим основаниям административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Егорлыкского района Ростовской области, выразившееся в непринятии установленных законом мер по обеспечению населения ст. Новороговской Егорлыкского района Ростовской области питьевой водой; обязать администрацию Егорлыкского района Ростовской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить население ст. Новороговской питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Определением судьи Егорлыкского районного суда Ростовской области от 10 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Егорлыкское МУП «Коммунальник».
Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 17 августа 2020 года административный иск прокурора Егорлыкского района удовлетворён.
В апелляционной жалобе администрация Егорлыкского района Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного, и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что администрация Егорлыкского района должна не самостоятельно осуществлять деятельность по водоснабжению, а обязана обеспечить условия, необходимые для организации подачи населению воды, соответствующей установленным требованиям. С целью реализации данных полномочий постановлением главы администрации Егорлыкского района Ростовской области от 29 декабря 2015 года № 793 создано Егорлыкское МУП «Коммунальник», учредителем и собственником которого является муниципальное образование «Егорлыкский район».
По мнению заявителя жалобы, суд, указывая на то, что пробы питьевой воды не соответствуют нормируемым показателям, не учёл, что в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что именно администрация не совершает необходимых действий или чинит ЕМУП «Коммунальник» препятствия для осуществления мероприятий по обеспечению приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В действительности же поставка питьевой воды в ст. Новороговскую организована посредством её подвоза при обязательном наличии заявок жителей, направляемых в диспетчерскую службу ЕМУП «Коммунальник». Информация о необходимости подачи указанных заявок размещена в ст. Новороговской Егорлыкского района на информационных стендах в установленных местах. То есть сами потребители питьевой воды определяют необходимый для них объём её потребления, о чём сообщают в водоснабжающую организацию. Для реализации возможности поставки (подвоза) питьевой воды ЕМУП «Коммунальник» с ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» заключён договор поставки от 23 марта 2020 года № 95 ЗФ.
Также заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что прокурором Егорлыкского района Ростовской области при подаче административного иска не указано, в чём конкретно заключается оспариваемое им бездействие администрации Егорлыкского района, от принятия каких именно решений уклоняется администрация, что может повлечь неопределённость решения и невозможность его исполнения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Егорлыкского района Ростовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителя административного истца, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
При этом организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункт 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона).
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
С учётом вышеприведённых норм, а также положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 3 Устава муниципального образования «Егорлыкский район» организация водоснабжения населения, водоотведения на территории Егорлыкского района Ростовской области находится в ведении муниципального района и относится к полномочиям Администрации Егорлыкского района Ростовской области.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 71). Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (пункт 72). Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешённых к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73). При отсутствии возможности либо при подтверждённой нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам (пункт 74).
Принимая обжалуемое решение, суд установил, что водоснабжение ст. Новороговской Егорлыкского района Ростовской области осуществляется Егорлыкским МУП «Коммунальник», созданным на основании постановления главы администрации Егорлыкского района Ростовской области от 29 декабря 2015 года № 793, учредителем и собственником которого является муниципальное образование «Егорлыкский район».
Процесс водоснабжения организован посредством добычи воды из подземных источников (артезианские скважины № 7709, № 4842, № 4200), наполнением водонапорных башен Рожновского и дальнейшей транспортировкой ресурса по магистральному водопроводу потребителям. Иных источников водоснабжения, в том числе питьевого, на территории ст. Новороговской не имеется.
Пробы питьевой воды, отобранные из водопроводных сооружения и разводящей сети на санитарно-химические показатели, не соответствуют нормируемым показателям, что подтверждается протоколами лабораторных исследований.
Егорлыкскому МУП «Коммунальник» выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод на Новороговском участке для хозяйственно-бытового водоснабжения населения ст. Новороговской. Между тем вид деятельности предприятия - сбор, очистка и распределение воды, исключает возможность в полном объёме осуществлять деятельность по водоснабжению. Из представленных в материалы дела документов следует, что Егорлыкское МУП «Коммунальник» имеет лицензию на добычу воды хозяйственно-бытового, а не питьевого назначения. Возможности доведения добываемой воды до качества питьевой путём очистки не имеется.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что на протяжении длительного времени администрацией Егорлыкского района не организовано снабжение питьевой водой населения ст. Новороговской в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что обеспечение питьевой водой ст. Новороговской организовано им посредством подвоза, при обязательном наличии заявок жителей в диспетчерскую службу Егорлыкского МУП «Коммунальник», заключён договор на поставку питьевой воды от 23 марта 2020 года, суд признал несостоятельными, поскольку достоверных и бесспорных доказательств организации поставки питьевой воды в ст. Новороговскую в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей жителей данного населённого пункта, суду не представлено, а из имеющихся в деле доказательств не представляется возможным определить, куда и какое количество питьевой воды поставляется по данному договору.
Изложенное послужило основанием для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Судебная коллегия находит, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Ссылки апеллянта на то, что функции водоснабжения на указанной территории выполняет Егорлыкское МУП «Коммунальник», не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку именно на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять контроль и создавать водоснабжающим организациям условия, необходимые для обеспечения населения питьевой водой.
Доводы заявителя жалобы о заключении Егорлыкским МУП «Коммунальник» договора поставки питьевой воды, количество которой определяется на основании письменной заявки покупателя, правомерно отклонены судом также и потому, что организация питьевого водоснабжения посредством подвоза воды в отсутствие доказательств невозможности либо нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием централизованной либо нецентрализованной системы питьевого водоснабжения, не соответствует требованиям пунктов 71 – 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 84 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Егорлыкского района Ростовской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.А. Нестерова
Судьи Е.А. Чайка
Е.О. Авилова
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 декабря 2020 года.