Дело № 33 - 4021/2018 Судья – Цыкуренко А.С.
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 10 мая 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: Сыча М.Ю.,
судей: Матвиенко Н.О., Егоровой Е.С.,
при секретаре: Калиниченко В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Ю.С. к Козловой А.А., Козлову С.С., администрации г. Симферополя Республики Крым, по встречному иску Козловой А.А. к Козлову С.С., Козлову Ю.С., администрации г. Симферополя Республики Крым, встречному иску Колзлова С.С. к Козлову А.А., Козлову Ю.С., администрации г. Симферополя Республики Крым о включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности в порядке наследования
по апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым
на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 февраля 2018 года, которым исковые требования Козлова Ю.С., встречные исковые требования Козлова С.С., Козловой А.А. удовлетворены. В состав наследства, оставшегося после смерти Козлова С.А., умершего 01 августа 1994 года, включен земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (поз. по ГП- 4). За Козловым Ю.С., Козловым С.С., Козловой А.А. в порядке наследования признано право собственности на данный объект недвижимого имущества по <данные изъяты> доли за каждым.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
Установила:
Козлов Ю.С. обратился в суд с исковым заявлением к Козловой А.А., Козлову С.С., администрации г. Симферополя Республики Крым о включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности в порядке наследования.
Исковые требования мотивировал тем, что 01 августа 1994 года умер ФИО1 (его отец). После смерти ФИО1 открылось наследство в виде <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также в виде земельного участка площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес> (поз. по ГП- 4).
Указанный земельный участок был предоставлен наследодателю на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ за № для строительства жилого дома.
Наследниками первой очереди к имуществу, оставшемуся после смерти <данные изъяты>
В установленном законом порядке наследники обратились к нотариусу Симферопольского городского нотариального округа с заявлениями о принятии наследства, было заведено наследство дело №.
16 ноября 2016 года нотариусом Симферопольского городского нотариального округа наследникам было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 18/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.
В выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок было отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих его принадлежность наследодателю.
Ссылаясь на то, что право наследодателя на земельный участок возникло на основании решения органа местного самоуправления, Козлов Ю.С. с учетом уточненных исковых требований, просил суд включить данный объект недвижимого имущества в наследственное имущество, оставшееся после смерти Козлова С.А., признать за ним в порядке наследования право собственности на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества.
В ходе рассмотрения дела по существу, Козлов С.С., Козлова А.А. обратились в суд с аналогичными исковыми требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации г. Симферополя Республики Крым оспаривает законность и обоснованность решения, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, неправильную оценку фактических обстоятельств дела. Апеллянт ссылается на то, что поскольку наследодателю не был выдан государственный акт на право частной собственности на земельный участок, то каких –либо прав в отношении данного объекта у него не возникло, вследствие чего у суда отсутствовали правовые основания для его включения в наследственную массу.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях, Козлов Ю.С. полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Козлова Ю.С. – Пономарева Н.Ю. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных, и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав лиц, явившихся в заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 августа 1994 года умер ФИО1. Наследниками первой очереди к наследственному имуществу, оставшемуся после смерти ФИО1, являются ФИО4 (супруга), ФИО5, ФИО3 (сыновья).
При жизни Козлов С.А. являлся собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за № Козлову С.А. для строительства индивидуального жилого дома был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> (поз. По ГП – 4).
01 июля 2016 года нотариусом Симферопольского городского нотариального округа к имуществу, оставшемуся после смерти Козлова С.А., было заведено наследственное дело.
16 ноября 2016 года нотариусом Симферопольского городского нотариального округа истцам было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Постановлением от 13 октября 2017 года в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок нотариусом было отказано по основанию отсутствия документов, подтверждающих наличие у наследодателя права на данный объект недвижимого имущества.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом. (ч. 1 ст. 1206 ГК РФ)
Таким образом, при разрешении данного спора, надлежит учитывать нормы законодательства Украины, поскольку правоотношения, относительно возникновения прав наследодателя на земельный участок, возникли в период, когда данный объект недвижимого имущества находился на территории Украины.
На момент принятия исполнительным комитетом Симферопольского городского совета народных депутатов Республики Крым решения от 04 декабря 1992 года за № 1387, вопросы возникновения и прекращения прав на земельный участок регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года, Гражданским кодексом УССР от 18 июля 1963 года, Законом Украины «О собственности» от 7 февраля 1991 году № 697-XII.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 Земельного кодекса Украины было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользование, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Абзацем 1 ст. 23 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
В то же время, п. 6 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26 декабря 1992 года было приостановлено действие ст. 23 Земельного кодекса Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001 года, который вступил в силу 01 января 2002 года, не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков», получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Согласно п. 7 раздела X переходных положений Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.
В силу п. 5 ст. 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении» право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, приобретенные согласно действующих нормативно-правовых актов до вступления в законную силу этого Закона, признаются государством. При этом регистрация вещных прав на недвижимость, их обременении осуществлялись только в случае совершения сделок относительно недвижимого имущества, а также по заявлению собственника (владельца) недвижимого имущества.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым устанавливаются в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-3PK).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 38-3PK, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно ч.1 ст. 8-2 названного Закона, государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в ч. 1 настоящей статьи земельный участок является, в частности, решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено (ч.2 ст. 8-2 Закона).
Исходя из изложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о принадлежности наследодателю ко дню смерти спорного земельного участка на праве собственности и включении его в этой связи в состав наследственного имущества, признании за истцами права собственности на данный объект недвижимого имущества в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы жалобы направлены на неправильное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом. Предоставленные сторонами доказательства обсуждались судом первой инстанции, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
Определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи