Решение по делу № 12-158/2020 от 07.08.2020

Дело № 12-158/2020

06 октября 2020 года                              город Архангельск

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Соломбальского районного суда города Архангельска Кривуля Ольга Геннадьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельск, <адрес>, жалобу генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Архангельский морской торговый порт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением 1главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Архангельский морской торговый порт» (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» ФИО3 подал жалобу о его отмене и прекращении производства по делу, в обоснование доводов жалобы указывает, что Общество добровольно устранило выявленные государственным органом нарушения до вынесения оспариваемого постановления, что не было учтено государственным инспектором.

Защитник ОАО «Архангельский морской торговый порт» ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что сам факт совершения правонарушения юридическое лицо не оспаривает, но нарушения были устранены до вынесения обжалуемого постановления.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецкому автономному округу с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актом, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работников.

По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. .

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Архангельский морской торговый порт» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.

Обязательные для включения в трудовой договор условия перечислены в ст. 57 ТК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно 25 и 20 лет (п. 8 ст. 30 ФЗ).

Таким образом, для работников по профессии механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах законодательством установлены определенные льготы и наименование должности и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Наименование должности «механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» и квалификационные требования к ней содержатся в профессиональном стандарте «механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» утвержденном Приказом Минтруда России от 29.05.2019 № 367н), а также в Постановлении Минтруда РФ от 12.07.1993 № 134 (с изм.От 16.07.2003) «О внесении дополнений в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих».

Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам характеристика работ осуществляемых механизаторами (докерами-механизаторами) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах сводится к погрузке, выгрузке и перегрузке всех видов грузов на суда, в вагоны, автомобили и другой подвижной состав с применением различных видов применяемых подъемно-транспортных и перегрузочных машин и механизмов, их ежемесячное техническое обслуживание, выявление и устранение выявленных неисправностей. А также производство работ по строповке и увязке различных видов грузов, размещению грузов, а также выполнение различного вида подготовительных работ.

Согласно трудовым договорам, заключенным с работниками, а также производственным инструкциям по профессии механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ОАО «АМТП» наименование должности соответствует условиям, предусмотренным ст. 57 ТК РФ, а также положениям квалификационных справочников и профессиональных стандартов.

Действующее Международное и российское законодательство не содержит прямого запрета на привлечение к погрузочно-разгрузочным работам в морских и речных портах иных лиц, за исключением механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах.

Главным государственным инспектором труда установлено, что согласно производственной инструкции работники по профессии грузчик комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ОАО «АМТП» выполняют вспомогательные работы, связанные с грузовыми операциями, в том числе выполняют работы под руководством механизатора (докера-механизатора) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах имеющего класс квалификации 3-ий и выше. При этом к управлению подъемно-транспортными и перегрузочными машинами и механизмами, их ежесменному техническому обслуживанию, выявлению и устранению выявленных неисправностей грузчики комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах не допускаются, т.к. не имеют соответствующего разрешения и не обладают необходимыми для этого знаниями и умениями. Однако, в нарушение производственной инструкции грузчика на погрузочно-разгрузочных работах, работники привлекаются к выполнению работ на технике в рамках стажировки как докеры-механизаторы.

Согласно вахтенным журналам сменного механика и наряд-задания на выполнение работ грузчики комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах получают различного вида технику и выполняют поручаемую им работодателем дополнительную работу под присмотром инструктора.

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Каких-либо локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия подготовки и дополнительного профессионального образования грузчиков комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ОАО «АМТП», а также определяющих порядок оплаты, продолжительность и учет рабочего времени, в ходе проверки ОАО «АМТП» представлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ,с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса)

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

В соответствии со статьями 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Кодекса.

Таким образом, привлечение грузчиков комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором и производственной инструкцией требует письменного согласия работника и дополнительной оплаты, и должно предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Нарушение указанного порядка в дальнейшем может повлиять на пенсионное обеспечение работников.

В силу ст. 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Согласно 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.09.2009 N 14900) установлено, что норма рабочего времени на определенные периоды исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу т в воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены) при 40-часовой рабочей неделе – 8 часов, в праздничные дни – 7 часов. Исчисленная в указанном порядке норма распространяется на все режимы труда и отдыха.

    При составлении графика сменности работодатель обязан учитывать нормы ТК РФ о продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа не может изначально закладываться в график работы. График должен быть составлен так, чтобы в целом за учетный период количество часов, отработанное работником, не превышало нормальной продолжительности рабочего времени.

    При составлении графика сменности работодатель также обязан учитывать нормы Трудового кодекса РФ о продолжительности времени отдыха, которое должно быть предоставлено работникам.

    В статье 107 ТК РФ перечислены виды времени отдыха, в том числе которых перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.

    Согласно п. 10.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100, продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы). Санитарные правила являются нормативным правовым актом и обязательны для всех юридических лиц (п. 1.2 и п. 1.3).

    При рассмотрении предоставленными ОАО «АМТП» графиков сменности государственным инспектором были выявлены нарушения в продолжительности ежедневного отдыха между сменами.

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

С учетом установленных обстоятельств государственный инспектор труда (по охране труда) пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «АМТП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.7 КоАП РФ.

Правильность выводов государственного инспектора о совершении ОАО «АМТП» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и вина общества подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, соблюдены.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Совершенное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом формального характера совершенного правонарушения, его существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Оценив приведенные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, государственный инспектор обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «АМТП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, и виновности в его совершении.

Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались государственным инспектором и получили надлежащую оценку в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7КоАП РФ,

решил:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении открытого акционерного общества «Архангельский морской торговый порт» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Архангельский     морской торговый порт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                           О.Г. Кривуля

12-158/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Архангельский морской торговый порт"
Суд
Соломбальский районный суд г. Архангельск
Судья
Кривуля Ольга Геннадьевна
Статьи

5.27

Дело на странице суда
solombsud.arh.sudrf.ru
07.08.2020Материалы переданы в производство судье
06.10.2020Судебное заседание
09.10.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее