Дело № 2а-90/2021 УИД 14RS0022-01-2021-000136-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Соколовской Л.В.,
при секретаре Решетниковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Нера
11 мая 2021 года
административное дело по административному иску Акционерного общества «Тарынская золоторудная компания» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании незаконными и отмене заключения и предписания государственного инспектора труда
У С Т А Н О В И Л:
АО «ТЗРК» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконными и отменить заключение и предписание № № от 31 марта 2021 года. В обоснование административного иска указывает, что проводя дополнительное расследование несчастного случая на производстве государственный инспектор труда (по охране труда) Ихинова Е.М. превысила свои полномочия, а вынесенное ей заключение № 14/№ от 31 марта 2021 года является незаконным, необоснованным не мотивированным и нарушает права и законные интересы АО «ТЗРК».
Стороны извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, согласны на рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела 04 августа 2020 года в 16 часов 00 минут на участке Дражный вахтового поселка ТГОК «АО ТЗРК» произошел групповой несчастный случай на производстве со смертельным исходом, в результате которого погибли работники АО «ТЗРК» ФИО5 и ФИО6
10 августа 2020 года по указанному несчастному случаю составлены акты по форме Н-1 № 11 и 12 в которых подробно изложены обстоятельства несчастного случая, причины, виновные лица и прочая сопутствующая информация.
В соответствии с абз. 1 ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
В силу абз. 2 указанной статьи Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
По смыслу ч. 2 ст. 229.3 ТК РФ для понуждения работодателя к составлению нового акта о несчастном случае на производстве необходимо установление того, что имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.
Согласно ч. 4 ст. 230 ТК РФ в акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Как следует из материалов административного дела первоначальные акты о групповом несчастном случае на производстве в отношении погибших ФИО5 и ФИО6 составлены 10 августа 2020 года.
18 декабря 2020 года в адрес ГИТ в РС (Я) поступила жалоба ФИО7, жены погибшего ФИО6, в которой она выражает свое несогласие с итогами расследования несчастного случая, а именно определения виновного лица.
В связи с чем, было издано распоряжение о проведении дополнительного расследования группового несчастного случая со смертельным исходом № № от 15.02.2021 года.
Как следует из материалов первоначального расследования несчастного случая, комиссия пришла к выводу, что причинами несчастного случая явилось нарушение правил внутреннего трудового распорядка, выразившееся в нарушении должностной инструкции п. 3.2.3 ДИ электрогазосварщика, лицо допустившее нарушение требованиц охраны труда определено как ФИО5 электрогазосварщик, нарушивший ст. 21, 214 ТК РФ, п. 3.2.3 Должностной инструкции электрогазосварщика, п. 2.1 Инструкции по охране труда электрогазосварщика.
Согласно сообщения заместителя руководителя В-Я МСО СУ СК России по РС (Я) ФИО8 по факту группового несчастного случая на производстве со смертельным исходом 03.09.2020 года возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 143 УК РФ, в настоящее время уголовное дело находится в производстве, в качестве подозреваемого никто не допрашивался, обвинение никому не предъявлялось, мера пресечения или принуждения не избиралась.
В рамках данного уголовного дела проведена судебная почерковедческая экспертиза, из заключения эксперта № 36 от 05 марта 2021 года следует, что подписи электрогазосварщика ФИО5 в журнале (книге) выдачи наряд-заданий на производство работ от 04.08.2020 года выполнены разными лицами.
В совокупности с другими исследованными обстоятельствами, с учетом заключения эксперта № 36 от 05.03.2021 года, государственный инспектор труда (по охране труда) ФИО4 пришла к выводу, что групповой несчастный случай со смертельным исходом произошедший 04 августа 2020 года с работниками АО «ТЗРК» ФИО5 и ФИО6 связан с производством и подлежит оформлению актом формы Н-1, учету и регистрации в АО «ТЗРК». Причинами вызвавшими несчастный случай, государственным инспектором труда установлены, неудовлетворительная организация производства работ и нарушение технологического процесса. Ответственными лицами определены начальник хозяйственного участка ФИО9 и электрогазосварщик ФИО5
По результатам проведенного дополнительного расследования вынесено обжалуемое предписание № от 31 марта 2021 года.
Таким образом, после составления первоначальных актов о несчастном случае на производстве, с учетом заключения эксперта № 36 от 5 марта 2021 года, обстоятельства указанного несчастного случая существенно изменились.
Первоначальные акты о несчастном случае на производстве № 11 и 12 от 10 августа 2020 года были составлены без учета указанных существенных обстоятельств которые были установлены после его составления.
Проведя дополнительное расследование несчастного случая и вынося по его результатам обжалуемое предписание № № от 31 марта 2021 года государственный инспектор труда (по охране труда) ФИО4 действовала в пределах полномочий, предоставленных ей ТК РФ, содержание предписания соответствует требованиям трудового законодательства, при этом закон не устанавливает предельные сроки, в течение которых ГИТ может потребовать от работодателя составления нового акта о несчастном случае на производстве, при этом составление нового акта о несчастном случае на производстве влечет утрату силы прежним актом, принятие какого либо дополнительного решения об отмене первоначального акта не требуется.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска АО «ТЗРК» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Тарынская золоторудная компания» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) о признании незаконными и отмене заключения и предписания государственного инспектора труда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Оймяконский районный суд РС (Я) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 мая 2021 года.
Председательствующий: Л.В. Соколовская
подлинник находится в Оймяконском районном суде Республики Саха (Якутия) в материалах уголовного (гражданского) дела № 2а-90/2021