Решение по делу № 33а-3379/2019 от 14.02.2019

Судья Безрукова О.В.           33а-3379/2019                                              019а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2019 года                         г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Жуля А.В., Шавриной А.И.,

при секретаре Малышевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.

административное дело по административному исковому заявлению главы администрации Туруханского района Шереметьева О.И. к прокуратуре г. Игарки, и.о. прокурора г. Игарки Шульгину М.В. о признании незаконным предостережения,

по апелляционному представлению заместителя прокурора г. Игарки- Шульгина М.В.

по апелляционной жалобе представителя прокуратуры заместителя прокурора г. Игарки- Шульгина М.В.

на решение Игарского городского суда Красноярского края от 21 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление главы Туруханского района Шереметьева Олега Игоревича к прокуратуре г. Игарки, исполняющему обязанности прокурора г. Игарки Шульгину Максиму Владимировичу о признании предостережения незаконным удовлетворить.

Признать предостережение о недопустимости нарушения законодательства о дошкольном образовании от 16.08.2018 г. № 7-03-2018, вынесенное исполняющим обязанности прокурора г. Игарки Шульгиным М.В. в отношении главы администрации Туруханского района Шереметьева О.И., незаконным.

Возложить обязанность на прокурора г. Игарки устранить допущенное нарушение прав административного истца».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Глава администрации Туруханского района Шереметьев О.И. обратился с административным иском к прокуратуре г. Игарки, и.о. прокурора г. Игарки Шульгину М.В. о признании незаконным предостережения от 16.08.2018 года № 7-03-2018 о недопустимости нарушений законодательства о дошкольном образовании. Требования мотивированы тем, что проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях Туруханского района вызвано необходимостью устранения, в том числе, предписаний надзорных органов, в связи с чем, постановлением администрации Туруханского района от 14.08.2018 года № 911-п на период проведения ремонтных работ деятельность ДОУ «Детский сад «Кристаллик» г. Игарки и ДОУ «Детский сад «Сказка» г. Игарки приостановлена. С 06.09.2018 года в предоставлении мест на период ремонта нуждались 43 ребенка, которым для посещения предоставлены: в период с 20.08.2018 года по 05.09.2018 года 20 мест в дежурной группе на базе МКУК «Библиотека г. Игарки» и 7 мест в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота»; в МКДОУ «Детский сад «Сказка» в период с 06 по 10 сентября 2018 года 20 мест, в период с 10.09.2018 года о 01.10.2018 года еще 24 места. Таким образом, администрацией Туруханского района как учредителем дошкольных образовательных учреждений положения федерального законодательства о дошкольном образовании не нарушены, а предостережение вынесено без документальных оснований и после утверждения постановления от 14.08.2018 года № 911-п. Вынесенное предупреждение нарушает права и законные интересы главы Туруханского района, поскольку его неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении заместитель прокурора г. Игарки- Шульгин М.В. просит отменить решение суда, как незаконное и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что поступивший ответ от 14.08.2018 года главы Туруханского района Шерементьева О.И. является объяснением на основании, которого принято решение 16.08.2018 года об объявлении предостережения. Указанное предостережение имеет отметку о разъяснении права и порядок обжалования, о чем глава Туруханского района расписался. Указывает, что одновременная приостановка деятельности МКДОУ «Детский сад «Кристаллик», а также МКДОУ комбинированного вида «Детский сад «Сказка» повлечет нарушение прав воспитанников данных учреждений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, поскольку иные дошкольные образовательные учреждения на территории города отсутствуют. Полагает, что документы, на которые ссылается глава администрации Туруханского района, подтверждающие отсутствие оснований для объявления предостережения, административным истцом не представлено.

В апелляционной жалобе представитель прокуратуры Красноярского края - Шульгин М.В. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку нарушений требований законодательства при вынесении предостережения не допущено.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав прокурора, поддержавшего требования представления и апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

По мнению судебной коллегии, такие нарушения допущены судом при вынесении решения.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона).

Из положений ст. ст. 22, 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.

Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

В Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (пункт 1.1).

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (пункт 2).

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1). Предостережение оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме (пункт 2.2).

Согласно частям 1, 2 статьи 45 Устава Туруханского района глава района входит в структуру органов местного самоуправления района, является высшим должностным лицом муниципального образования Туруханский район и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава района возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов местного самоуправления района, является гарантом Устава муниципального образования Туруханский район.

К вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Красноярского края), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13 ст. 11 Устава).

В силу ст. 17 Устава Туруханского района в состав муниципального образования Туруханский район входит, наряду с иными, муниципальное образование - городское поселение город Игарка.

Решением от 12.11.2015 г. № 2-8 Туруханского районного Совета депутатов Красноярского края главой Туруханского района избран Шереметьев О.И.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Туруханского района № 885-п от 25.07.2018 г. приостановлена деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Сказка» города Игарки» с 01 по 31 августа 2018 г.

Постановлением администрации Туруханского района № 911-п от 14.08.2018 г. с 20.08.2018 г. по 01.10.2018 г. приостановлена деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кристаллик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г. Игарки.

16 августа 2018 года, по результатам проведенной проверки, и.о. прокурора г. Игарки Шульгиным М.В. главе Туруханского района Шереметьеву О.И. было вынесено предостережение о недопустимости нарушения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым глава района предостережен о недопустимости нарушений закона о дошкольном образовании, выразившихся в одновременном приостановлении деятельности двух дошкольных образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования – г. Игарка, что повлечет за собой нарушение прав воспитанников указанных учреждений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в связи с отсутствием возможности перевести их в другие учреждения дошкольного образования, и разъяснено, что в случае неисполнения содержащихся в предостережении требований будет рассмотрен вопрос о привлечении его к установленной законом ответственности.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу о наличии у и.о. прокурора г. Игарки Шульгина М.В. оснований для вынесения главе района предостережения о недопустимости нарушений Федерального закона «Об образовании», в целях предупреждения совершения противоправных действий.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах и сделан в соответствии с нормами права регулирующими спорные правоотношения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о допущенных и.о. прокурора нарушениях процедуры вынесения предостережения, которые явились основанием для признания предостережения незаконным и заключаются в том, что и.о. прокурора перед вынесением предостережения не были отобраны объяснения у главы Туруханского района, а также последнему не разъяснены право и порядок обжалования предостережения, и не указаны ссылки на закон, предусматривающий ответственность за продолжение неправомерных действий.

Так, согласно приложенной к административному исковому заявлению главы Туруханского района, копии оспариваемого предостережения, в нем имеются разъяснения, что предостережение может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в судебном порядке, также в нем указаны нормы права о недопущении нарушения которых предостерегается должностное лицо.

Кроме того, само по себе не отобрание объяснения у должностного лица о возможном нарушении норм права, не может явиться основанием для признания предостережения незаконным. Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца, в результате не отобрания у него объяснения перед вынесением предостережения, последним не представлено.

Таким образом, обстоятельства положенные судом в основания удовлетворения требований административного искового заявления, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предостережения. В связи с чем, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Игарского городского суда Красноярского края от 21 ноября 2018 года- отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований административного искового заявлению главы администрации Туруханского района Шереметьева О.И. к прокуратуре г. Игарки, и.о. прокурора г. Игарки Шульгину М.В. о признании незаконным предостережения- отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3379/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Глава Туруханского района Шереметьев О.И.
Ответчики
Прокурор г. Игарка
Прокуратура Красноярского края
Шульгин Максим Владимирович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
06.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее