дело 2а-1467/2019
изготовлено 22.05.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
08 апреля 2019 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Решетова Александра Леонидовича к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области о признании действий по перерасчету налога незаконными, оспаривании решения по жалобе,
установил:
Решетов А.Л. обратился в суд с административным иском к Управлению ФНС по Ярославской области, Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, просил признать незаконным решение Управления ФНС по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 незаконным, неправомерными действия по предъявлению к уплате перерассчитанного транспортного налога по налоговому уведомлению № 82629628 в рамках ОКТМО на автотранспорт ХАММЕР Н2, № за 2015 г. и 2016 г. в сумме 47270 рублей.
В административном исковом заявлении указано, что в соответствии с налоговым уведомлением № 84638494 от 02.03.2018 г. произведен перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению № 82629628. Из ответа налогового органа № 07-19/23306 от 24.08.2018 г. следует, что перерасчет произведен в связи с тем, что автомобиль ХАММЕР Н2, № отнесен к легковым автомобилям с последующим изменением налоговой ставки. Решением Управления ФНС по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 жалоба Решетова А.Л. от 29.10.2018 г. на налоговое уведомление № 84638494 от 02.03.2018 г. и действия должностных лиц Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области, связанные с перерасчетом налога, оставлена без удовлетворения. Отказ мотивирован тем, что согласно полученным письму Инспекции в ГИБДД МВД России исх. № 07-19/23306 от 24.08.2018 г. и данным на сайте Госавтоинспекции в онлайн-сервисе ГИБДДД «Проверка автомобилей» - автомобиль ХАММЕР Н2 имеет тип ТС «Легковые автомобили универсал», категорию ТС «В», в связи с чем, расчет транспортного налога исходя из ставки налога для легкового транспортного средства является правильным. С данным выводом истец не согласен. Из паспорта ТС серии № видно, что автомобиль ХАММЕР Н2 зарегистрирован в органах ГИБДД как грузовой автомобиль категории «С», следовательно, при исчислении транспортного налога следует применять налоговые ставки для категории «грузовые автомобили». В свидетельстве о регистрации ТС указано: тип транспортного средства - «легковой универсал», категория ТС – «С». Спорное транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу 3900 кг, то есть больше массы ТС, относящихся к категории «В». При наличии сомнений (неопределенности) по вопросу к какому типу автомобилей относится автомобиль ХАММЕР Н» расчет транспортного налога должен производиться исходя из ставки для грузовых автомобилей.
Административный истец Решетов А.Л. в судебное заседание не явился, доверив ведение дела представителю. В судебном заседании представитель истца по доверенности Фирсова М.Г. заявленные требования поддержала по доводам указанным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ошибка в свидетельстве регистрации ТС была устранена, основным документом на автомобиль является ПТС, где указана категория «С», для управления данным автомобилем требуются права категории «С» как для грузового автомобиля. Истец владеет данным автомобилем с 2011 г., изначально транспортный налог рассчитывался как для грузового автомобиля.
Представитель Управления ФНС по Ярославской области по доверенности Бовыкина А.В. требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 50-54), полагала, что указание в ПТС категории транспортного средства «С» не свидетельствует о том, что автомобиль является грузовым. Налоговые органы не могут самостоятельно определять тип транспортного средства, руководствуются сведениями, предоставленными ГИБДД. По запросу от 18.11.2015 г. ГИБДД предоставило сведения о том, что Решетов А.Л. является собственником ТС «легковой автомобиль универсал», категория транспортного средства «В». Установленный налоговым законодательство порядок перерасчета соблюден.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области по доверенности Лапшинова Л.В. требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 37-40), указала, что с учетом сведений, предоставленных ГИБДД, налоговая ставка применена правильно.
Заинтересованные лица ГИБДД УМВД России по Ярославской области, МОЭРТОР АМТС ГИБДД УМВД России по Ярославской области в судебное заседание своих представителей не направили, отзыв на иск не представили.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования Решетова А.Л. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Налоговое уведомление № 84638494 от 02.03.2018 г. было получено Решетовым А.Л. не позднее июля 2018 г., что подтверждается его обращением в Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по Ярославской области от 25.07.2018 г. (л.д. 14).
Таким образом, на 25.07.2018 г. административному истцу было известно о предполагаемом нарушении его прав как плательщика транспортного налога в отношении автомобиля ХАММЕР Н2 за 2015, 2016 годы. Вместе с тем административные исковые требования о признании неправомерными действий налогового органа по перерасчету налога и предъявлению уточненного налогового уведомления обжалованы в суд только 19.02.2019 г., с нарушением установленного законом срока.
Оснований для восстановления срока на обращения в суд судом не усматривается. Уважительных причин пропуска срока стороной истца не приведено. Досудебное обжалование действий налогового органа в вышестоящий орган не является обязательным в данном случае. При этом действия налоговой инспекции были обжалованы Решетовым А.Л. в Управление ФНС России по Ярославской области по истечение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219, ч. 5 ст. 180 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требований об оспаривании действий Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области по предъявлению к уплате перерассчитанного транспортного налога по налоговому уведомлению № 82629628 в рамках ОКТМО на автотранспорт ХАММЕР Н2, № за 2015 г. и 2016 г.
Решение Управления ФНС России по Ярославской области от 29.11.2018 г. получено Решетовым А.Л. 13.12.2018 г. (л.д. 10), поэтому срок на его обжалование не пропущен.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.Положения ст. 357 НК РФ, связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо. Иных оснований для освобождения от обязанности по уплате транспортного налога, кроме снятия транспортного средства с регистрационного учета, угона транспортного средства, либо возникновения права на налоговую льготу действующее налоговое законодательство не предусматривает.
По сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Ярославской области в 2015, 2016 годах Решетов А.Л. являлся собственником транспортного средства ХАММЕР Н2, гос рег. знак №.
В соответствии со ст. ст. 357, 358, 362, 363 НК РФ, ст. 1 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» от 05.11.2002 г. № 71-з Решетов А.Л. является плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № 84638494 от 02.03.2018 г. налог на транспортное средство ХАММЕР Н2, гос рег. знак №, с мощностью двигателя 326 л.с., рассчитан по ставке 145 руб. за 1 л.с., то есть как для легковых автомобилей (ч. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 г. № 71-з).
При определении категории транспортного средства учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877. В приложении №1 Технического регламента определена классификация транспортных средств:
Категория L - Мототранспортные средства, в том числе: L1- Г6 мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы квадрициклы, а также L7-четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6. масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория М - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
Категория Ml - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория МЗ - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Транспортные средства категорий М2 и МЗ вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс А, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс В, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий М2 и МЗ вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов -автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Согласно положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)» ПТС указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной п. 5 Приложения № 6 Конвенции о дородном движении, заключенной в Вене.
Категории транспортных средств, установленные данным пунктом, определены для выдачи соответствующих удостоверений на право управления такими транспортными средствами.
Категория А — мотоциклы и другая мототехника.
Категория В — автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория С — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.
Категория Е — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Согласно паспорту транспортного средства (л.д. 16) спорное транспортное средство ХАММЕР Н2 имеет разрешенную максимальную массу 3901 кг, т.е. более массы транспортных средств относящихся к категории «В» (легковые автомобили), в графе 3 тип транспортного средства указано «универсал», в графе 4 (Категория ТС) указано «С». ПТС сведений о том, что данное транспортное средство является легковым автомобилем не содержит.
Из свидетельства о регистрации ТС следует, что автомобиль административного истца отнесен к «легковым» по типу транспортного средства, а не по категории.
Таким образом, указание органом ГИБДД в свидетельстве о регистрации ТС сведений о легковом типе спорного транспортного средства не давало оснований для налогового органа считать данный объект налогообложения «легковым автомобилем», что повлекло за собой применение при расчете транспортного налога повышенной ставки налогообложения.
Кроме того, в выписке из базы данных АИС Налог, которая представлена в судебном заседании Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, следует, что вид объекта собственности Решетова А.Л. (автомобиль ХАММЕР Н2) определен как автомобиль грузовой (л.д. 27).
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (ч.б).
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (ч.7).
Таким образом, учитывая правовую неопределенность по вопросу, к какому типу автомобилей «грузовой» или «легковой», полежит отнесению спорный автомобиль ХАММЕР Н2, суд приходит к выводу, что решение Управления ФНС России по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 не соответствует указанным требования налогового законодательства и нарушает права Решетова А.Л. как плательщика транспортного налога, необоснованно возлагает на него обязанность по излишней оплате транспортного налога.
Поскольку оспариваемое решение судом признается незаконным в виду допущенных административным ответчиком нарушений, жалоба Решетова А.Л. от 29.10.2018 г. должна быть повторно рассмотрена Управлением ФНС России по Ярославской области (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Решетова Александра Леонидовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 по жалобе Решетова Александра Леонидовича на перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от 02.03.2018 г. № 84638494.
В целях устранения допущенных нарушений обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области повторно рассмотреть жалобу Решетова Александра Леонидовича на перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от 02.03.2018 г. № 84638494 в течение месяца после вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов