дело 2а-1467/2019
изготовлено 22.05.2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Ярославль |
08 апреля 2019 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Шамариной А.А.,
рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Решетова Александра Леонидовича к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ярославской области о признании действий по перерасчету налога незаконными, оспаривании решения по жалобе,
установил:
Решетов Рђ.Р›. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Управлению ФНС РїРѕ Ярославской области, Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 7 РїРѕ Ярославской области, РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным решение Управления ФНС РїРѕ Ярославской области РѕС‚ 29.11.2018 Рі. в„– 206 незаконным, неправомерными действия РїРѕ предъявлению Рє уплате перерассчитанного транспортного налога РїРѕ налоговому уведомлению в„– 82629628 РІ рамках РћРљРўРњРћ РЅР° автотранспорт ХАММЕРН2, в„– Р·Р° 2015 Рі. Рё 2016 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 47270 рублей.
Р’ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении указано, что РІ соответствии СЃ налоговым уведомлением в„– 84638494 РѕС‚ 02.03.2018 Рі. произведен перерасчет транспортного налога РїРѕ налоговому уведомлению в„– 82629628. РР· ответа налогового органа в„– 07-19/23306 РѕС‚ 24.08.2018 Рі. следует, что перерасчет произведен РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что автомобиль ХАММЕРН2, в„– отнесен Рє легковым автомобилям СЃ последующим изменением налоговой ставки. Решением Управления ФНС РїРѕ Ярославской области РѕС‚ 29.11.2018 Рі. в„– 206 жалоба Решетова Рђ.Р›. РѕС‚ 29.10.2018 Рі. РЅР° налоговое уведомление в„– 84638494 РѕС‚ 02.03.2018 Рі. Рё действия должностных лиц Межрайонной инспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 7 РїРѕ Ярославской области, связанные СЃ перерасчетом налога, оставлена без удовлетворения. Отказ мотивирован тем, что согласно полученным РїРёСЃСЊРјСѓ Рнспекции РІ Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РёСЃС…. в„– 07-19/23306 РѕС‚ 24.08.2018 Рі. Рё данным РЅР° сайте Госавтоинспекции РІ онлайн-сервисе Р“РБДДД «Проверка автомобилей» - автомобиль ХАММЕРН2 имеет тип РўРЎ «Легковые автомобили универсал», категорию РўРЎ «В», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, расчет транспортного налога РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· ставки налога для легкового транспортного средства является правильным. РЎ данным выводом истец РЅРµ согласен. РР· паспорта РўРЎ серии в„– РІРёРґРЅРѕ, что автомобиль ХАММЕРН2 зарегистрирован РІ органах Р“РБДД как РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ автомобиль категории «С», следовательно, РїСЂРё исчислении транспортного налога следует применять налоговые ставки для категории «грузовые автомобили». Р’ свидетельстве Рѕ регистрации РўРЎ указано: тип транспортного средства - «легковой универсал», категория РўРЎ – «С». РЎРїРѕСЂРЅРѕРµ транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу 3900 РєРі, то есть больше массы РўРЎ, относящихся Рє категории «В». РџСЂРё наличии сомнений (неопределенности) РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рє какому типу автомобилей относится автомобиль ХАММЕРН» расчет транспортного налога должен производиться РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· ставки для грузовых автомобилей.
Административный истец Решетов Рђ.Р›. РІ судебное заседание РЅРµ явился, доверив ведение дела представителю. Р’ судебном заседании представитель истца РїРѕ доверенности Фирсова Рњ.Р“. заявленные требования поддержала РїРѕ доводам указанным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, дополнительно пояснила, что ошибка РІ свидетельстве регистрации РўРЎ была устранена, основным документом РЅР° автомобиль является РџРўРЎ, РіРґРµ указана категория «С», для управления данным автомобилем требуются права категории «С» как для РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ автомобиля. Рстец владеет данным автомобилем СЃ 2011 Рі., изначально транспортный налог рассчитывался как для РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ автомобиля.
Представитель Управления ФНС РїРѕ Ярославской области РїРѕ доверенности Бовыкина Рђ.Р’. требования РЅРµ признала РїРѕ доводам, изложенным РІ письменных возражениях (Р».Рґ. 50-54), полагала, что указание РІ РџРўРЎ категории транспортного средства «С» РЅРµ свидетельствует Рѕ том, что автомобиль является грузовым. Налоговые органы РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ самостоятельно определять тип транспортного средства, руководствуются сведениями, предоставленными Р“РБДД. РџРѕ запросу РѕС‚ 18.11.2015 Рі. Р“РБДД предоставило сведения Рѕ том, что Решетов Рђ.Р›. является собственником РўРЎ «легковой автомобиль универсал», категория транспортного средства «В». Установленный налоговым законодательство РїРѕСЂСЏРґРѕРє перерасчета соблюден.
Представитель Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 7 РїРѕ Ярославской области РїРѕ доверенности Лапшинова Р›.Р’. требования РЅРµ признала РїРѕ доводам, изложенным РІ письменных возражениях (Р».Рґ. 37-40), указала, что СЃ учетом сведений, предоставленных Р“РБДД, налоговая ставка применена правильно.
Заинтересованные лица Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области, РњРћРР РўРћР РђРњРўРЎ Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области РІ судебное заседание СЃРІРѕРёС… представителей РЅРµ направили, отзыв РЅР° РёСЃРє РЅРµ представили.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования Решетова А.Л. подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Налоговое уведомление № 84638494 от 02.03.2018 г. было получено Решетовым А.Л. не позднее июля 2018 г., что подтверждается его обращением в Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по Ярославской области от 25.07.2018 г. (л.д. 14).
Таким образом, на 25.07.2018 г. административному истцу было известно о предполагаемом нарушении его прав как плательщика транспортного налога в отношении автомобиля ХАММЕРН2 за 2015, 2016 годы. Вместе с тем административные исковые требования о признании неправомерными действий налогового органа по перерасчету налога и предъявлению уточненного налогового уведомления обжалованы в суд только 19.02.2019 г., с нарушением установленного законом срока.
Оснований для восстановления срока на обращения в суд судом не усматривается. Уважительных причин пропуска срока стороной истца не приведено. Досудебное обжалование действий налогового органа в вышестоящий орган не является обязательным в данном случае. При этом действия налоговой инспекции были обжалованы Решетовым А.Л. в Управление ФНС России по Ярославской области по истечение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219, ч. 5 ст. 180 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требований об оспаривании действий Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области по предъявлению к уплате перерассчитанного транспортного налога по налоговому уведомлению № 82629628 в рамках ОКТМО на автотранспорт ХАММЕРН2, № за 2015 г. и 2016 г.
Решение Управления ФНС России по Ярославской области от 29.11.2018 г. получено Решетовым А.Л. 13.12.2018 г. (л.д. 10), поэтому срок на его обжалование не пропущен.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно Рї. 1 СЃС‚. 358 РќРљ Р Р¤ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы Рё РґСЂСѓРіРёРµ самоходные машины Рё механизмы РЅР° пневматическом Рё гусеничном С…РѕРґСѓ, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные СЃСѓРґР°, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые СЃСѓРґР°) Рё РґСЂСѓРіРёРµ водные Рё воздушные транспортные средства, зарегистрированные РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.Положения СЃС‚. 357 РќРљ Р Р¤, связывают наличие обязанности РїРѕ уплате транспортного налога СЃ фактом регистрации транспортного средства РЅР° конкретное лицо. Рных оснований для освобождения РѕС‚ обязанности РїРѕ уплате транспортного налога, РєСЂРѕРјРµ снятия транспортного средства СЃ регистрационного учета, СѓРіРѕРЅР° транспортного средства, либо возникновения права РЅР° налоговую льготу действующее налоговое законодательство РЅРµ предусматривает.
РџРѕ сведениям Управления Р“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области РІ 2015, 2016 годах Решетов Рђ.Р›. являлся собственником транспортного средства ХАММЕРН2, РіРѕСЃ рег. знак в„–.
В соответствии со ст. ст. 357, 358, 362, 363 НК РФ, ст. 1 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» от 05.11.2002 г. № 71-з Решетов А.Л. является плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № 84638494 от 02.03.2018 г. налог на транспортное средство ХАММЕРН2, гос рег. знак №, с мощностью двигателя 326 л.с., рассчитан по ставке 145 руб. за 1 л.с., то есть как для легковых автомобилей (ч. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 г. № 71-з).
РџСЂРё определении категории транспортного средства учитываются технические характеристики Рё особенности конструкции, Рё используется классификация, установленная Комитетом РїРѕ внутреннему транспорту Европейской экономической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РћРћРќ (РљР’Рў Р•РРљ РћРћРќ) Рё Техническим регламентом таможенного СЃРѕСЋР·Р° «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Таможенного СЃРѕСЋР·Р° РѕС‚ 09.12.2011 в„–877. Р’ приложении в„–1 Технического регламента определена классификация транспортных средств:
Категория L - Мототранспортные средства, в том числе: L1- Г6 мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы квадрициклы, а также L7-четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6. масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория М - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
Категория Ml - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория М2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория МЗ - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Транспортные средства категорий М2 и МЗ вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс А, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс В, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий М2 и МЗ вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов -автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Согласно положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)» ПТС указывается классификация транспортных средств, соответствующая классификации, установленной п. 5 Приложения № 6 Конвенции о дородном движении, заключенной в Вене.
Категории транспортных средств, установленные данным пунктом, определены для выдачи соответствующих удостоверений на право управления такими транспортными средствами.
Категория А — мотоциклы и другая мототехника.
Категория В — автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория С — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.
Категория Е — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Согласно паспорту транспортного средства (л.д. 16) спорное транспортное средство ХАММЕРН2 имеет разрешенную максимальную массу 3901 кг, т.е. более массы транспортных средств относящихся к категории «В» (легковые автомобили), в графе 3 тип транспортного средства указано «универсал», в графе 4 (Категория ТС) указано «С». ПТС сведений о том, что данное транспортное средство является легковым автомобилем не содержит.
РР· свидетельства Рѕ регистрации РўРЎ следует, что автомобиль административного истца отнесен Рє «легковым» РїРѕ типу транспортного средства, Р° РЅРµ РїРѕ категории.
Таким образом, указание органом Р“РБДД РІ свидетельстве Рѕ регистрации РўРЎ сведений Рѕ легковом типе СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ транспортного средства РЅРµ давало оснований для налогового органа считать данный объект налогообложения «легковым автомобилем», что повлекло Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ применение РїСЂРё расчете транспортного налога повышенной ставки налогообложения.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ выписке РёР· базы данных РђРРЎ Налог, которая представлена РІ судебном заседании Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 7 РїРѕ Ярославской области, следует, что РІРёРґ объекта собственности Решетова Рђ.Р›. (автомобиль ХАММЕРН2) определен как автомобиль РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ (Р».Рґ. 27).
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (ч.б).
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (ч.7).
Таким образом, учитывая правовую неопределенность по вопросу, к какому типу автомобилей «грузовой» или «легковой», полежит отнесению спорный автомобиль ХАММЕРН2, суд приходит к выводу, что решение Управления ФНС России по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 не соответствует указанным требования налогового законодательства и нарушает права Решетова А.Л. как плательщика транспортного налога, необоснованно возлагает на него обязанность по излишней оплате транспортного налога.
Поскольку оспариваемое решение судом признается незаконным в виду допущенных административным ответчиком нарушений, жалоба Решетова А.Л. от 29.10.2018 г. должна быть повторно рассмотрена Управлением ФНС России по Ярославской области (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Решетова Александра Леонидовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области от 29.11.2018 г. № 206 по жалобе Решетова Александра Леонидовича на перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от 02.03.2018 г. № 84638494.
В целях устранения допущенных нарушений обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Ярославской области повторно рассмотреть жалобу Решетова Александра Леонидовича на перерасчет транспортного налога по налоговому уведомлению от 02.03.2018 г. № 84638494 в течение месяца после вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья А.Ю. Козлов