Решение по делу № 2-1625/2024 от 01.08.2024

УИД 42RS0033-01-2024-001817-28 (№ 2-1625/2024)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Тихоновой Л.Г.

при секретаре Гараевой Д.Р.,

с участием истцов Романовой Е.В., Романовой И.А., Гитлейн С.В.,

представителя истцов Романовой Е.В., Романовой И.А. – адвоката Моргуненко Т.М., действующей на основании ордера,

представителя ответчика администрации города Прокопьевска – Гапоненко Ю.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

29 октября 2024 года

гражданское дело по иску Романова И.А., Романова И.А., Гитлейн С.В. к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Коксовая-2», заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что Романова И.А., Романова И.А., ГИтлейн С.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: гор. Прокопьевск, ул. Никитинская, 3-6 на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, где зарегистрированы и проживают по настоящее время, иного пригодного для проживания жилья не имеют. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ АО ВНИМИ жилой дом по <адрес>, расположенный на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», отнесен к категории «подработанные ветхие», подлежит сносу по критериям безопасности. Они обращались к ответчику с заявлением о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, но до настоящего времени в указанный список они не включены.

Истец Романова И.А., Романова И.А., ГИтлейн С.В., представитель истцов Романова адвокат Моргуненко Т.М. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.

Истец ГИтлейн С.В. также пояснил, что и меет право на получение социальной выплаты, так кК дом был признан подработанным после вынесения решения о предоставлении ему жилого помещения как сироте.

Представитель истцов Романова адвокат Моргуненко Т.М. пояснила, что все истцы имеют право на предоставление социальной выплаты, в том числе и ГИтлейн С.В. ДД.ММ.ГГГГ было получено решение суда, в июле 2023 года было заключение СФ АО ВНИМИ, согласно которому дом был признан подработанным ООО «Шахта Коксовая-2» и подлежащим сносу. После этого истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты.

Представитель ответчика администрации <адрес> Гапоненко Ю.Н, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ АО ВНИМИ многоквартирный жилой <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», отнесен к категории «неподработанные ветхие», не попадает в перечень сносимых домов. В 2023 году было проведено дополнительное обследование домов, расположенных на горных отводах шахт. Согласно экспертному заключению СФ АО ВНИМИ /з от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> подработан горными работами ООО «Шахта Коксовая-2». Жители дома не включены в список на переселение, так как список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2» на момент обследования СФ АО ВНИМИ – ДД.ММ.ГГГГ, а повторное обследование было проведено ДД.ММ.ГГГГ. Истцы не включены в список на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», т.к. по решению Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГИтлейн С.В. положено жилое помещение как ребенку сироте. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минэнерго России – Горшкова И.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в письменном виде отзыв на исковое заявление, согласно которому у администрации <адрес> отсутствуют правовые основания для включения истцов в уточненный список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство угольной промышленности Кузбасса, в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в письменном виде отзыв на исковое заявление.

Выслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развитияи обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

До ДД.ММ.ГГГГ порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков регулировались Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – также Правила ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в том числе, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил , действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, межбюджетные трансферты направлялись на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от 02.04.2015         ), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, … осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлись:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлся исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Аналогичные положения утверждены изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».

Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023       (далее – Правила ), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Правил основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Таким образом, изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , специальные нормы по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, закреплены в полном объеме в новом Постановлении Правительства РФ от 22.12.2023      .

Указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения. При этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Так, согласно пункту 7 Правил , социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 10 Правил ).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», государственной программы Кемеровской области-Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса в целяхоказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила ).

Согласно п. 2 Правил Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий является Министерство угольной промышленности Кузбасса (далее - Министерство).

В соответствии с абз. 3 п. 20 Правил формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области-Кузбасса в соответствии с требованиями положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, положения Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Поскольку Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются Романова И.А. в ? доле, Романова И.А. в ? доли, ГИтлейн С.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения долей в праве общей собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20-21), их право зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН (л.д. 22-25).

Согласно справки с места жительства, и как следует из копии паспортов истцов Романова И.А., Романова И.А. состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>6 с 09.09.1999г., ГИтлейн С.В. – 26.05.2001г.

Истцы Романова И.А., Романова И.А., ГИтлейн С.В. не состоят в зарегистрированном браке.

Согласно информации, представленной администрацией города Прокопьевска, заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 427 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», многоквартирный жилой дом по <адрес>, расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», отнесен к категории «неподработанный ветхий», сносу не подлежит.

В соответствии с экспертным заключением /з от ДД.ММ.ГГГГ СФ АО ВНИМИ «Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 100 жилых домов, расположенных на территории <адрес> с выдачей рекомендаций о возможности их сохранения или сноса», многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, подработан горными работами ООО «Шахта Коксовая-2».

Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта коксовая-2» составлен на момент обследования СФ АО ВНИМИ – ДД.ММ.ГГГГ. Жители <адрес> не включены в список на переселение с территории горного отвода ООО «шахта Коксовая-2», так как повторное обследование было проведено ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик отказывает истцам во включении их в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», поскольку, как пояснил представитель ответчика, имеется решение суда, которым ГИтлейн С.В. положено жилое помещение как ребенку сироте.

Между тем, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

В силу пункта 9 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023         списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.

Реализация истцами гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.

Согласно сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФНС России ДД.ММ.ГГГГ было принято решение арбитражного суда о признании ООО «Шахта Коксовая-2» банкротом и открытии конкурсного производства, деятельность ООО «Шахта Коксовая-2» прекращена ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Реализация решения о поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск принимались ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлено Заключение СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 427 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2» и на эту же дату был составлен список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2».

Таким образом, право у гражданина на получение социальной выплаты возникло после принятия решения о ликвидации ООО «Шахта Коксовая-2», при этом оценка прав должна производиться на дату составления Заключение СФ ОАО ВНИМИ (ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение принадлежит истцам с ДД.ММ.ГГГГ, истцы состоят на регистрационном учете и проживают в жилом помещении по <адрес>6 с ДД.ММ.ГГГГ, ГИтлейн С.В. с рождения – 2001 года по настоящее время.

Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, справкам БТИ города Прокопьевска, Романова, ГИтлейн С.В., помимо спорного жилого помещения по <адрес> в <адрес>, иных жилых помещений, пригодных для проживания, в собственности, во владении и пользовании не имеют, принимали участие в приватизации спорного жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение по <адрес> в <адрес> является единственным и постоянным местом жительства для истцов, иных жилых помещений в собственности, пригодных для проживания, истцы не имеют, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.

Поскольку, как установлено судом, истцы Романова, ГИтлейн С.В. на момент выдачи заключения ВНИМИ от 24.06.2013г. постоянно проживали в спорном жилом помещении по <адрес> в <адрес>, они подлежали включению в список граждан на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому подлежат включению в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включенияв списки на предоставление социальных выплат условий, при которых истцы нуждаются в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, данное право приобрели на законных основаниях, поэтому их требования к администрации <адрес> являются законными и обоснованными.

Доводы представителя ответчика о том, что согласно решению суда ГИтлейн С.В. положено жилое помещение как ребенку сироте, а потому истцы не имеют право на предоставление социальной выплаты, суд считает несостоятельными.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ГИтлейн С.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Статьей 101 ЖК РФ предусмотрены случаи расторжения в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. на 29.01.2024г.) предусмотрено, что детям-сиротам жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания этой категории граждан, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с этими лицами договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном высшим исполнительным органом <адрес> - Кузбасса.

Таким образом, предоставление истцу ГИтлейн С.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с вышеуказанным решением суда носит временный характер и не свидетельствует в рамках рассмотрения настоящего дела об обеспеченности Гитлейн С.В. жилым помещением.

В связи с указанным, суд удовлетворяет требования о включении Романова И.А., Романова И.А., Гитлейн С.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ООО «Шахта Коксовая-2».

Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истцов о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Романова И.А., Романова И.А., Гитлейн С.В. к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.

Обязать администрацию города Прокопьевска включить Романова И.А., <данные изъяты> Романова И.А., <данные изъяты>), Гитлейн С.В., <данные изъяты>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Коксовая-2».

Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Романова И.А., <данные изъяты> Романова И.А., <данные изъяты> Гитлейн С.В., <данные изъяты>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Коксовая-2».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.

Судья        <данные изъяты>                                                                                 Л.Г. Тихонова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1625/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Романова Ирина Александровна
Гитлейн Станислав Витальевич
Романова Елена Владимировна
Ответчики
администрация города Прокопьевска
Другие
Минэнерго РФ
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на странице суда
centr.kmr.sudrf.ru
01.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Подготовка дела (собеседование)
30.08.2024Подготовка дела (собеседование)
19.09.2024Подготовка дела (собеседование)
07.10.2024Подготовка дела (собеседование)
07.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее