Дело № 2а-380/2019
32RS0004-01-2019-000124-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2019 года г. Брянск
Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Кузьменковой Н.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Володарского района г.Брянска к Яшкину Р.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района г. Брянска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Яшкину Р.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указывая, что Яшкин Р.С. 07.09.2018 г. получил удостоверение на право управления транспортными средствами при этом он поставлен на профилактический учет в ГАУЗ «Брянский областной наркологический диспансер» и имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
В судебное заседание прокурор не явился, направил отзыв на возражения Яшкина Р.С., в котором указал, что Яшкиным Р.С. не представлено заключения врачебно-консультативной комиссии о снятии с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией.
Ответчик Яшкин Р.С. в судебное заседание не явился, причины неявки не известны, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Шараевский А.В. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании 20.02.2019 г. Яшкин Р.С. и его представитель Шараевский А.В. просили в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в апреле 2006 года Яшкин Р.С. был поставлен на диспансерный учет с диагнозом «Наркомания опийная» и как указано в приговоре Солнечногорского городского суда Московской области от 25 июня 2015 года, снят с учета в связи с осуждением. С момента его задержания в феврале 2015 г., по настоящее время наркотические средства не употребляет. В время отбытия наказания в ФКУ ИК-№.... УФСИН Брянской области и ФКУ ИК-№.... УФСИН Брянской области он находился на диспансерном учете врача-нарколога, за время наблюдения у него была выявлена стойкая ремиссия. После освобождения, в марте 2018 г. он предоставил справку о стойкой ремиссии в Брянский наркологический диспансер, однако с учета снят не был. Кроме того, 06.09.2018 г. им пройдено обязательное медицинское освидетельствование в связи с заменой водительских прав, согласно результатам которого, противопоказания к управлению транспортными средствами отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, в отзыве на исковое заявление просил об удовлетворении административного иска.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как указано в ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст.3 вышеуказанного закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 указанного закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 28 указанного федерального закона определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" наличие у гражданина заболевания "наркомания» является несовместимым с управлением авто- и мототранспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В соответствии с пунктом 7 раздела I, к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения: психотические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10 - F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".
Таким образом, федеральным законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортным средством поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В судебном заседании установлено, что Яшкин Р.С. имеет водительское удостоверение №...., выданное ему 07.09.2018 года МРЭО ГИБДД УМВД РФ по Брянской области.
В материалы дела представлена копия медицинского заключения ГАУЗ «БГП№4» формы №....-В/у серия №.... №.... от 06.09.2018 г. об отсутствии у Яшкина Р.С. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно информации ГАУЗ «Брянский областной наркологический диспансер» №.... от 20.12.2018 г. Яшкин Р.С. состоит на диспансерном учете у врача-нарколога с диагнозом «Наркомания опийная». Состояние стойкой ремиссии не установлено. Имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Из медицинской карты амбулаторного наркологического больного ГБУЗ «Брянский наркологический диспансер» следует, что Яшкин Р.С. был снят с учета 12.12.2006 г., в связи с осуждением. С марта 2018 г. после освобождения из мест лишения свободы Яшкин Р.С. регулярно посещает врача-нарколога. В 2018 году медицинское обследование при замене водительского удостоверения не проходил.
Довод Яшкина Р.С. о том, что в 2018 г. он необоснованно поставлен на профилактический учет несостоятелен, поскольку в 2006 г. он был снят с учета не по медицинским показаниям, а в связи с осуждением.
Довод Яшкина Р.С. о том, что у него зафиксирована стойкая ремиссия, которая подтверждается медицинской справкой филиала «Больница» ФКУЗ МЧС 32 ФСИН 32 России №.... от 30.11.2017 г., также является несостоятельным. Данной справки не достаточно для установления стойкой ремиссии и снятия с учета, поскольку осужденные, страдающие наркоманией и хроническим алкоголизмом, в период их содержания в местах лишения свободы, находятся в условиях вынужденного воздержания от употребления психоактивных веществ и алкогольных напитков.
В силу статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (часть 6).
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента (часть 7).
Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством. В перечне медицинских противопоказаний указано, что противопоказаниями к управлению транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, для снятия гражданина с учета у врача-нарколога необходимо заключение врачебной комиссии, однако, ответчик, ссылаясь на установление у него стойкой ремиссии, не представил суду такое заключение, и в ходе рассмотрения дела ходатайств о проведении судебной медицинской экспертизы не заявлял.
В ходе рассмотрения дела у ответчика установлено наличие прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, что, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движении.
С учетом того, что автомобиль и иные транспортные средства как источники повышенной опасности создают высокую вероятность причинения вреда окружающим, управление же мото-и автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (участников дорожного движения) и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, суд удовлетворяет требования прокурора о прекращении действия на управление транспортными средствами ответчика.
В силу ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░