Судья Маркелов М.Н. Дело № 7-21-104/20
РЕШЕНИЕ
17 февраля 2020 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Дальнереченсклес» Лабунского А.Ю. на решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 31 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дальнереченсклес»,
установил:
постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» (далее – КГКУ «Примлес») Ф.К.И. от 2 сентября 2019 года № ООО «Дальнереченсклес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 31 октября 2019 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, законный представитель ООО «Дальнереченсклес» Лабунский А.Ю. ставит вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствии в протоколе и постановлении об административном правонарушении сведений о месте совершения административного правонарушения, а также указания на акт, которым зафиксировано наличие административного правонарушения. Также ссылается на отсутствие оснований для применения максимального наказания, поскольку вменяемое правонарушение не является повторным.
ООО «Дальнереченсклес» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законного представителя либо защитника в судебное заседание не направило, дело рассмотрено в отсутствие представителя лица, привлеченного к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводам о необходимости изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Согласно части 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
На основании пункта 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения), правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Правила заготовки древесины).
Согласно пункту 11 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Подпунктами «г», «з» и «к» пункта 12 Правил заготовки древесины установлен запрет на оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке и невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, Форма технологической карты лесосечных работ, Форма акта осмотра лесосеки и Порядок осмотра лесосеки.
Согласно пункту 9 приложения № 1 к указанному приказу «Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения» к заключительным лесосечным работам относится, в том числе очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков. Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
В соответствии с пунктом 5 Порядка осмотра лесосеки, являющегося приложением №4 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
В силу пункта 10 Порядка осмотра лесосеки, при осмотре лесосек устанавливаются, в том числе качество очистки лесосек.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу (пункт 11 Порядка осмотра лесосеки).
Как следует из материалов дела, 2 октября 2008 года между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО "Т" заключен договор № аренды лесного участка для заготовки древесины, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 83171,0 га, в том числе лесной участок, расположенный в квартале № 114 Черемшанского участкового лесничества.
ООО «Дальнереченсклес» является правопреемником ООО "Т" в результате реорганизации ООО "Т" в форме присоединения к ООО «Дальнереченсклес» на основании передаточного акта от 1 сентября 2011 года.
6 июня 2018 года ООО «Дальнереченсклес» обратилось в КГКУ «Приморское лесничество» с просьбой о досрочном осмотре мест рубок лесосек 2017-2018, по договору аренды лесного участка № от 2 октября 2008 года, в связи с окончанием работ по заготовке древесины, в том числе лесного участка в Черемшанском участковом лесничестве квартал 114 выдел 6 на лесосеке 111 площадью 2 га.
Кавалеровский филиал КГКУ «Приморское лесничество» извещением, полученным представителем ООО «Дальнереченсклес», уведомило общество о проведении осмотра мест рубок 5 октября 2018 года.
По результатам проведения 5 октября 2018 года участковым лесничим Черемшанского участкового лесничества К.И.Б. в присутствии представителя ООО «Дальнереченсклес» П.В.А. осмотра места осуществления лесосечных работ в квартале № 114 выделе № 6 лесосеке № 111 Черемшанского участкового лесничества установлен факт оставления не вывезенной древесины на складах (сортиментов) в лесу объемом 6,584 м3, о чем составлен акт осмотра лесосеки от 5 октября 2018 года.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении ООО «Дальнереченсклес» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения этого юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от 27 февраля 2019 года; актом осмотра лесосеки от 5 октября 2018 года; договором аренды лесного участка для заготовки древесины № от 2 октября 2008 года, лесной декларацией № от 26 декабря 2017 года и другими материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие доказательств наличия обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, равно как и доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер для соблюдения требований заготовки древесины, ООО «Дальнереченсклес» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности ООО «Дальнереченсклес» в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств.
Оснований ставить под сомнение выявленное участковым лесничим в ходе осмотра и зафиксированное в акте нарушение не имеется, поскольку осмотр лесосеки производился в присутствии представителя общества П.В.А., который подписал акт осмотра без каких-либо замечаний.
Место совершения правонарушения, вопреки доводам жалобы, должностным лицом установлено и отражено как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о назначении административного наказания.
Как верно отмечено судьей районного суда, указание в постановлении места совершения правонарушения со ссылкой на квартал 114 выдел 6 лесосеки 111 Черемшанского участкового лесничества с учетом имеющихся в деле об административном правонарушении документов является достаточным и сомнений в правильности установления места совершения правонарушения не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Срок давности и порядок привлечения ООО «Дальнереченсклес» к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем полагаю, что при назначении ООО «Дальнереченсклес» административного наказания положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были учтены не в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Назначая ООО «Дальнереченсклес» административный штраф в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из наличия обстоятельства, отягчающего наказание, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Однако выводы должностного лица о наличии данного отягчающего наказание обстоятельства материалами дела не подтверждены.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В материалах дела имеется копия постановления заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» от 20 мая 2019 года № о привлечении ООО «Дальнереченсклес» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, однако указанное постановление было вынесено, а соответственно и вступило в законную силу уже после совершения рассматриваемого административного правонарушения, имевшего место 5 октября 2018 года.
Иных документов, подтверждающих наличие на момент совершения рассматриваемого правонарушения вступивших в законную силу постановлений о привлечении ООО «Дальнереченсклес» к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований согласиться с выводами должностного лица о наличии отягчающего наказание обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения не имеется. Это не было учтено судьей районного суда при пересмотре дела по жалобе законного представителя юридического лица, что является основанием для изменения как постановления по делу об административном правонарушении, так и решения судьи.
В связи с отсутствием иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Дальнереченсклес», а также учитывая характер и обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения и сведения о привлекаемом к ответственности юридическом лице, полагаю необходимым снизить размер назначенного ООО «Дальнереченсклес» штрафа до 60000 рублей.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенных постановления и судебного решения, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу генерального директора ООО «Дальнереченсклес» Лабунского А.Ю. удовлетворить частично.
Постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» Ф.К.И. от 2 сентября 2019 года №, решение судьи Кавалеровского районного суда Приморского края от 31 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Дальнереченсклес» изменить, исключив указание на отягчающее наказание обстоятельство – повторное совершение однородного административного правонарушения.
Снизить размер назначенного ООО «Дальнереченсклес» административного штрафа до 60000 (шестидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья А.В. Фаленчи