Дело № 2-276/2021

55RS0008-01-2021-000364-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года                             с. Азово

    Азовский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Амержановой Р.О.,

при секретаре Бочкаревой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Азовского немецкого национального района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Сосновский детский сад «Алёнушка» об обязании разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг,

у с т а н о в и л:

    прокурор Азовского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Сосновский детский сад «Алёнушка» об обязании разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в деятельности образовательного учреждения установлены нарушения законодательства об образовании и законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами организации требований действующего законодательства. Представление прокурора от .... не исполнено, нарушения не устранены. Просит обязать МБДОУ «Сосновский детский сад «Алёнушка» разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 года № 599.

В судебном заседании помощник прокурора Богатова Н.А. на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Полагала возможным установить срок до .....

Представитель ответчика МБДОУ «Сосновский детский сад «Алёнушка», третьего лица Комитета по образования Азовского ННМР Омской области участия не принимал, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без участия представителя, просил установить срок для исполнения решения суда.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в том числе на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельствах.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На территории Азовского немецкого национального муниципального района Омской области проживают и получают образование 59 детей-инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. В силу закона каждому их этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

На основании п. 16 Порядка организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных п. 11,12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599.

На основании письма Министерства образования и науки России от 12.02.2016 года № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» организациям, подведомственным Министерству образования и науки России необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности.

Кроме того, указанное письмо регламентирует, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие условия должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятия должно быть включено в «дорожную карту» с указанием срока, когда эти условия будут созданы.

Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.

Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:

- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа № 1309;

- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);

- список и контакты ответственных лиц за мониторинг, и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;

- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.

В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

Неразработка плана мероприятий препятствует повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Предусмотренная федеральным законодательством публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом нормы Федерального закона № 181-ФЗ не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от права собственности на помещение либо отсутствие таковой.

Согласно уставу МБДОУ «Сосновский детский сад «Алёнушка» владеет и распоряжается зданием школы, относящимся к объектам социальной инфраструктуры, на праве оперативного управления. К основным целям деятельности школы относится реализация прав граждан на получение образования. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение относится к субъектам, на которые законодателем возложена обязанность, создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в целях реализации права на получение образовательных услуг, что соответствует предмету и цели деятельности образовательного учреждения, определенной уставом.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Азовского района проверки соблюдения дошкольным образовательным учреждением требований законодательства РФ, установлено, что в дошкольном образовательном учреждении имеется паспорт доступности, вместе с тем планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг не приняты. По результатам проверки дошкольному образовательному учреждению внесено представление, в котором указано на устранение выявленных нарушений, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Вместе с тем в судебном заседании доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений, не представлено.

При указанных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ («░░░░░░░░ ░░░░░») ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ .... ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ («░░░░░░░░ ░░░░░») ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ .... .

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ .....

░░░░░                                             

2-276/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Азовского района Омской области
Ответчики
МБДОУ "Сосновский детский сад "Аленушка"
Другие
Комитет по образованию Азовского ННМР Омской области
Суд
Азовский районный суд Омской области
Судья
Амержанова Раушан Оразаловна
Дело на сайте суда
azovocourt.oms.sudrf.ru
30.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021Дело оформлено
24.11.2021Дело передано в архив
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее