Мотивированное решение Дело № 2-1600/2015
изготовлено 16.03.2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.03.2015 г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Кораблевой Е.П., с участием представителя заявителя Рябий Р.А., представителя <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» Канаева И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ковтун ФИО6 о признании незаконным отказа <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» в предоставлении служебного жилою помещения, возложении на <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» обязанности обеспечить служебным жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Ковтун Е.А. обратилась в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что в октябре 2014 г. она обратилась в <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» с заявлением об обеспечении ее служебным жилым помещением как лицу гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Согласно ответу должностного лица от 22.10.2014, полученного по почте в середине ноября 2014г., ей отказано в предоставлении служебного жилого помещения в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление служебного жилья МО РФ лицам, не обладающим статусом военнослужащего. Между тем, для организации механизма предоставления служебного жилья в МО РФ, 18.07.2014 МО РФ издан приказ №485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее по тексту – Приказ от 18.07.2014 №485). Данный приказ утвердил Инструкцию об организации в Вооруженных Силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Согласно п.3 указанной Инструкции служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ. Пункты 5 и 6 Инструкции указывают на <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» как на должностное лицо, обязанное рассматривать вопрос об обеспечении заявителя служебным жильем. Ковтун Е.А. выполнила требования п.7 Инструкции, направив в адрес <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» заявление с необходимым приложением. Считает, что у должностного лица отсутствовали основания считать, что Ковтун Е.А. не может быть обеспечена служебным жильем от МО РФ.
Просит признать незаконным отказ <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» в предоставлении Ковтун Е.А. служебного жилого помещения; возложить на <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» обязанность обеспечить ее служебным помещением.
Истец в судебное заседание не явилась, суду представила заявление о том, что настаивает на заявленных требованиях, просит рассмотреть заявление в ее отсутствие, с участием ее представителя. Представитель заявителя адвокат Рябий Р.А., действующий на основании ордера, настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснив, что в октябре 2014 г. Ковтун Е.А. обратилась в <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» с заявлением об обеспечении ее служебным жилым помещением. От <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» заявитель получила только отказ от 22.10.2014 № 06/11/4-6230, остальные документы, приложенные к заявлению, ей не вернули.
Представитель <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» по доверенности Канаев И.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, в дополнение пояснив, что указанный отдел действует на основании Положения о <данные изъяты> Федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом от 20.01.2015 № 02-ОД начальником ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ. На основании данного Положения и Приказа от 18.07.2014 №485 <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» уполномочено заниматься вопросами обеспечением жилья военнослужащих и лиц гражданского персонала. На момент поступления в <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» заявления Ковтун Е.А., в отделе отсутствовал Приказ от 18.07.2014 №485.
Суд, с учетом требований ч.2 ст.257 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Материалами дела установлено, что Ковтун Е.А. с 14.08.2008 по настоящее время, на основании трудового договора от 14.08.2008, состоит в трудовых отношениях с войсковой частью №, является лицом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с уведомлением от 26.12.2014 <данные изъяты> отсутствуют сведения о правах заявителя на недвижимое имущество.
Согласно положениям ст.ст.92 и 94 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Приказом начальника ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ от 20.01.2015 № 02-ОД, утверждены Положения о территориальных отделах ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны РФ в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> согласно приложениям к настоящему приказу с 20.01.2015; начальникам территориальных подразделений приказано организовать работу согласно введенным изменениям. Ранее действовавший приказ № 136/1 ОД считается утратившим силу.
В силу п.1.1 Положения о <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2015, приложения № 1 к Приказу от 20.01.2015 № 02-ОД, <данные изъяты> является территориальным структурным подразделением Федерального государственного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется его начальнику.
В соответствии с Разделом 3 Положения о <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2015 основной задачей <данные изъяты> является организация работы по обеспечению военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей, проходящих военную службу по контракту на территории <данные изъяты>, за исключением <данные изъяты> и <данные изъяты> района (далее - подконтрольная территория), жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны РФ.
Для реализации задач, предусмотренных п.3.1 Положения, Отдел осуществляет в установленном порядке следующие виды деятельности: … признание военнослужащих нуждающимися в предоставлении служебных жилых помещений; ведение реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении специализированными жилыми помещениями (служебным жильем и общежитиями).
В судебном заседании из пояснений представителя <данные изъяты> «<данные изъяты>» следует, что отдел, как и работодатель заявителя, расположен в <данные изъяты>, вопросы обеспечения заявителя, являющегося лицом гражданского персонала, жилым помещением специализированного фонда отнесены к компетенции отдела.
Для организации в Вооруженных Силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», вступившим в силу 16.09.2014, утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Инструкция).
Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ.
Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - уполномоченный орган) или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) (п.5); решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) (Приложение № 1 к настоящей Инструкции) (п.6);
По правилам п.7 Инструкции для рассмотрения вопроса о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии лицо гражданского персонала представляет в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) заявление по рекомендуемому образцу, к которому прилагаются документы согласно перечня.
Ковтун Е.А. в октябре 2014 г. обратилась в <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» с заявлением (которое сторонами суду не представлено) об обеспечении ее служебным жилым помещением как лицу гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, что сторонами не оспаривалось.
Письмом <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» от 22.10.2014 № 06/11/4-6230, заявителю отказано в предоставлении служебного жилого помещения с формулировкой о том, что порядок предоставления служебного жилья, находящегося в распоряжении Министерства обороны, военнослужащим установлен Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998, а так же Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», с последующими изменениями. Указанные нормативные акты не устанавливают порядок предоставления служебного жилья гражданскому персоналу воинских частей и в настоящее время этот вопрос законодательством РФ не урегулирован. В первоочередном порядке служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие МО РФ и постановка на учет гражданского персонала воинских частей в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях не производится и договоры найма служебного жилья с гражданским персоналом не заключаются.
Анализируя и оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что письмо <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» от 22.10.2014 № 06/11/4-6230, в предоставлении заявителю служебного жилого помещения не соответствует закону, а также нарушает право заявителя на улучшение жилищных условий, т.к. прямо противоречит положениям Инструкции.
При этом ссылку представителя <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» на отсутствие в отделе Приказа от 18.07.2014 №485 на момент рассмотрения заявления и дачи обжалуемого ответа суд находит несостоятельной, т.к. указанный приказ в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (в редакции от 02.02.2013, действовавшей на момент опубликования Приказа от 18.07.2014 №485) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (05.09.2014 в Российской газете). Кроме того, отсутствие иного нормативно-правового акта, устанавливающего порядок реализации Приказа от 18.07.2014 №485 <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» на момент подачи заявления, не может влиять на реализацию прав заявителя и служить основанием для отказа в удовлетворении ее заявления, поскольку именно на <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» Инструкцией возложена обязанность по принятию решений по результатам рассмотрения таких заявлений.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки (ч.1 ст.249 ГПК РФ).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» суду не представлено.
Относительно требований заявителя о возложении обязанности на государственный орган обеспечить ее служебным помещением суд полагает необходимым отметить, что вопросы возложения данной обязанности не относятся к компетенции суда, поскольку ч.1 ст.258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение. При этом в силу ч.2 ст.258 ГПК РФ решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, решение которого было оспорено, который, в свою очередь, согласно ч.3 ст.258 ГПК РФ должен сообщить суду и заявителю об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. При этом решение суда исполняется по правилам, указанным в ч.2 ст.206 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд полагает, что избрание способа устранения допущенных нарушений в данном случае относится к компетенции органа принудительного исполнения.
Признавая отказ <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>», выраженный в письме от 22.10.2014 № 06/11/4-6230, в предоставлении заявителю служебного жилого помещения, незаконным, суд полагает необходимым возложить на <данные изъяты> обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Ковтун Е.А. о предоставлении служебного жилого помещения с учетом установленных судом нарушений ее прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ковтун ФИО8 о признании незаконным отказа <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» в предоставлении служебного жилого помещения, возложении на <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» обязанности обеспечить служебным жилым помещением –удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>», выраженный в письме от 22.10.2014 № 06/11/4-6230, в предоставлении Ковтун ФИО10 служебного жилого помещения.
Обязать <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты>» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Ковтун ФИО11 о предоставлении служебного жилого помещения.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья К.В. Синицын