Решение по делу № 2-3751/2013 ~ М-3694/2013 от 17.06.2013

Дело № 2-3751

Принято в окончательной форме

23 июля 2013 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2013 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего – судьи Серовой Ю.Н.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молибога Т.И к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Молибога Т.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Свои требования обосновала тем, что она владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером №***, площадью 1132 кв. м., расположенным по адресу: город Мурманск, Адрес***, что подтверждается договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №*** от Дата, заключенного с Комитетом имущественных отношений города Мурманска, со сроком по *** Договор аренды земли зарегистрирован в ЕГРП от Дата.

С целью определения рыночной стоимости объекта, истцом проведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка, которая согласно отчету об оценке оценщика ФИО 1. по состоянию на Дата составила ***, что существенно отличается от действующей кадастровой стоимости земельного участка. За использование земельного участка истица вносит арендную плату, рассчитанную исходя из ее кадастровой стоимости.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №***, площадью 1132 кв. м., адрес объекта: город Мурманск, Адрес*** в размере рыночной стоимости – ***, дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской в судебное заседание не явился, представил отзыв в котором указывает, что не согласны с отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, составленным Дата по состоянию на Дата, так как в кадастровая стоимость земельных участков в случаях указанных в п.1 2 Методических указаний, отражаются в соответствующем акте, который утверждается должностным лицом Управления Роснедвижимости по субъектам РФ. Поскольку результаты кадастровой стоимости, которые оспариваются заинтересованным лицом, утверждены соответствующим актом органа исполнительной власти субъекта РФ, то в этом случае надлежащим ответчиком по этой категории дел может выступать указанный орган. При этом в случае установления кадастровой стоимости в судебном порядке, орган кадастрового учета в соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ и на основании решения суда, вступившего в законную силу, внесет в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость.

Вместе с тем орган кадастрового учета не заявляет возражений относительно данных, полученных в результате оценки рыночной стоимости земельного участка с к.н. №*** и отраженный в соответствующем отчете, поскольку он не обладает специальными познаниями в этой сфере деятельности.

Просит суд отказать Молибога Т.И. в удовлетворении искового требования.

Третье лицо *** в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, объяснений по иску не представил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ.

Судом установлено, что истец владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером №***, из категории земель-населенных пунктов, площадью 1132 кв. м., расположенным по адресу: город Мурманск, Адрес***, что подтверждается договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №*** от Дата, заключенного с Комитетом имущественных отношений города Мурманска, со сроком действия по Дата.

Договор аренды земли зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается отметкой в договоре №*** от Дата.

Постановлением Правительства Мурманской области от 28 августа 2012 года № 425-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером к.н. №*** определена в размере ***.

С целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости в виде земельных участков, истцом была проведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка.

Согласно отчету об оценке оценщика ФИО 1. №*** от Дата рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером к.н. №***, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: город Мурманск, Адрес***, определенная по состоянию на Дата составляет ***.

Указанный отчет подтвержден экспертным заключением №*** от Дата, подготовленным экспертом НП «***» ФИО 2. В соответствии с данным заключением рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №***, определенная по состоянию на Дата, определена корректно, отчет оценщика ФИО 2. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Закона № 167-ФЗ не может.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона № 167-ФЗ), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции, допускал не только определение кадастровой стоимости в порядке, определенном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 года № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 года № 275-О-О).

Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Закон № 135-ФЗ в новой редакции Закона №167-ФЗ, глава III.1).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после его официального опубликования и работы по проведению которой, не завершились в указанный срок.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 года № 508 утвержден федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4), согласно пункту 3 которого под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

Во исполнение указанных положений Минэкономразвития России Приказом от 22.02.2011 года № 69 утверждены Типовые требования к порядку создания и работы комиссии, вступившие в силу с 12.08.2011 года.

Вместе с тем, до настоящего времени соответствующая комиссия на территории Мурманской области не создана. Однако отсутствие механизма реализации положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не может являться препятствием для реализации землепользователем его права на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, и не должно лишать права истца на установление справедливой и обоснованной кадастровой стоимости и права на гарантированную судебную защиту.

Названная норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, определенном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости

Для установленная кадастровой стоимости земельного участка в случае определения его рыночной стоимости, эта рыночная стоимость является базовой оценочной величиной, в размере которой и устанавливается кадастровая стоимость.

Истцом проведена самостоятельная оценка и представлен соответствующий отчет №*** об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата, которая отличается от кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Величина рыночной стоимости, указанная в отчете оценки, ответчиком не оспорена, ходатайств об экспертизе не заявлено.

В силу статьи 12 Закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив указанный отчет в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем рыночной информации и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельного участка, суд приходит к выводу, что отчет независимого оценщика ФИО 2. №*** отвечает предъявленным к отчету требованиям, содержит необходимые реквизиты, рыночная стоимость объекта с кадастровым номером к.н. №*** составляет ***.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Вместе с тем, требование об установлении кадастровой стоимости участка на дату Дата поставлено истцом некорректно.

В соответствии со статьей 24.19 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при рассмотрении судом спора о внесении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, определение такой рыночной стоимости осуществляется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.

На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №***, ░░░░░░░░ 1132 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░***, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ***.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №***, ░░░░░░░░ 1132 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░***, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ***.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

2-3751/2013 ~ М-3694/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Молибога Татьяна Ивановна
Ответчики
Управление Росреестра
Другие
КИО
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Серова Юлианна Николаевна
17.06.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2013[И] Передача материалов судье
17.06.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2013[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.07.2013[И] Предварительное судебное заседание
18.07.2013[И] Судебное заседание
23.07.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее