№ 2-263/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года п. Переволоцкий
Оренбургская область
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чариковой Т.Н., при секретаре Бикбаеве И.Г., с участием:
представителя истца Артемьева Василия Алексеевича – Суворинова А.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области - Бактеньязовой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева Василия Алексеевича к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение
У С Т А Н О В И Л:
Артемьев В.А. обратился в суд с данным иском к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области он включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ответу администрации муниципального образования Переволоцкий район от ДД.ММ.ГГГГ он состоит в очереди на получении жилья под №, до настоящего времени указанным благоустроенным помещением он не обеспечен. Просит обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить за счет расходных обязательств субъекта РФ - Оренбургской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец Артемьев В.А., представители третьих лиц: Правительства Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От Правительства Оренбургской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца Суворинов А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., иск поддержал, обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении, просил суд обязать орган местного самоуправления администрацию МО Переволоцкий район предоставить Артемьеву В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. помещений общей площадью не менее 33 кв.м.
Представитель ответчика Бактеньязова А.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., указала, что Артемьев В.А, включен в список детей-сирот и лиц, из их числа подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма под № Жилое помещение не представлено Артемьеву В.А., в следствии того, что переданные государственные полномочия не подкреплены финансовыми средствами. Просила оставить исковое заявление Артемьева В.А. без удовлетворения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 указанного федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1. ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
В соответствии со ст. 6 Устава МО «Переволоцкий район» органы местного самоуправления МО «Переволоцкий район» осуществляют отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке. Органы и должностные лица муниципального района вправе использовать дополнительные средства для осуществления государственных полномочий.
То есть, обязанность по осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилого помещения истцу возлагается на администрацию муниципального образования «Переволоцкий район».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органом, осуществляющим данные полномочия в Оренбургской области, является Правительство Оренбургской области.
Согласно п. 13 Указа губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 года № 183-ук «Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства социального развития Оренбургской области» Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями проживающих на территории Оренбургской области отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
При этом законом не предусмотрен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года №7-КГ17-12.
Установлено, что истец Артемьев В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ., Распоряжением администрации Переволоцкого района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ Артемьев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Переволоцкого филиала ГУП ОЦИОН у Артемьева В.А. отсутствуют объекты недвижимого имущества на территории Переволоцкого района. То есть, закрепленного жилья, либо жилья в собственности у истца не имеется.
Истец Артемьев В.А. жилой площадью не обеспечен, в собственности, по договору социального или специализированного найма жилья не имеет. В связи с изложенным суд пришел к выводу о законности и обоснованности требований истца, подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Артемьева Василия Алексеевича удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области предоставить Артемьеву Василию Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Переволоцкий районный суд.
Судья Т.Н. Чарикова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.05.2018г.
Судья Т.Н. Чарикова