Решение по делу № 2а-4463/2022 от 11.03.2022

УИД 11RS0001-01-2022-004211-38 Дело № 2а-4463/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Войтко М.Н.,

с участием представителя административного истца Павлова Р.А.,

представителя Военного комиссариата Республики Коми Филимоновой Л.В.,

рассмотрев 18 мая 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Ткачук Александра Васильевича к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми, Военному комиссариату города Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным заключения, обязании восстановить нарушенные права путем выдачи военного билета,

установил:

Ткачук А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным заключения от 17.12.2021 обязании восстановить нарушенные права путем выдачи военного билета.

В обоснование административного иска указано, что 17 декабря 2021 года призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар» признала административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением призывной комиссии не согласен, поскольку военным комиссариатом и призывной комиссией не проводились мероприятия в отношении Ткачук А.В. по призыву на военную службу, повестки о явке в отдел военного комиссариата не направлялись.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Военный комиссариат г.Сыктывкар, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, Военный комиссариат Республики Коми.

Ткачук А.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Павлов Р.А. на требованиях настаивал.

Представитель Военного комиссариата Республики Коми Филимонова Л.В. возражала против удовлетворения административного иска, указав на необоснованность требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав представителя Ткачук А.В., представителя Военного комиссариата Республики Коми, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами в дело доказательства, суд приходит к следующему.

Решение призывной комиссии в силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть обжаловано в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что Ткачук А.В. был поставлен и состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми с 30.01.2008.

07.12.2009 призывной комиссией МО ГО «Сыктывкар» была предоставлена Ткачук А.В. отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в <данные изъяты> до 2010 на основании ст.24 п.2 п.п. «а» ФЗ № 53-ФЗ.

06.12.2010 призывной комиссией МО ГО «Сыктывкар» была предоставлена Ткачук А.В. отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в <данные изъяты> до 30.06.2014 на основании ст.24 п.2 п.п. «а» ФЗ № 53-ФЗ.

09.07.2013 административный истец был отчислен из образовательного учреждения - <данные изъяты> за невыполнение учебного плана.

25.10.2013 призывной комиссией МО ГО «Сыктывкар» была предоставлена Ткачук А.В. отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья до 01.10.2014 на основании ст.5.1 п.4 п.п. «а» ФЗ № 53-ФЗ.

21.10.2014 Ткачук А.В. был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решением призывной комиссии МОГ ГО «Сыктывкар» от 25.10.2014 решение о призыве на военную службу административного истца отменено в соответствии со ст.24 п.1 п.п. «а» по состоянию здоровья на полгода.

В призывной период 2015, 2016, 2017 годов административный истец на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не являлся.

06.12.2018 Ткачук А.В. снят с воинского учёта в связи с достижением 27-летнего возраста.

Заключением призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 17.12.2021 Ткачук А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имя на то законных оснований, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Порядок призыва на военную службу в Российской Федерации и основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности урегулированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Вступившим в силу с 01.01.2014 пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определены в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

Таким образом, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (пункт 44 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2018 год).

Согласно копии личного дела Ткачук А.В. в сентябре 2015 года административным ответчиком была осуществлена попытка вручения повестки об обязательной явки 13.10.2015 к 09 час. 00 мин. в отдел военного комиссариата по двум адресам: ...

В соответствии с объяснительной должностного лица Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району повестка по адресу: ... призывнику Ткачук А.В. не была вручена, со слов бабушки административный истец находится в Республике Татарстан.

01.10.2015 Начальником отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкар и Сыктывдинскому району в адрес отдела адресно-справочной работы УФМС России по Республике Татарстан был направлен запрос о месте регистрации Ткачук А.В.

29.10.2015 на указанный запрос административный ответчик получил ответ, согласно которому Ткачук А.В. не зарегистрирован по месту жительства в Республике Татарстан.

В 2016 году административным ответчиком была осуществлена попытка вручения повестки об обязательной явки 05.10.2016 к 09 час. 00 мин. в отдел военного комиссариата по двум адресам...

Согласно объяснительным должностного лица Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району от 03.10.2016 повестки по адресам: ..., призывнику Ткачук А.В. не были вручены, поскольку дверь не открыли.

30.11.2017 повестка о прохождении медицинской призывной комиссии, которая назначена на 04.12.2017, была вручена бабушке административного истца Лекановой, которая обещала передать повестку внуку вечером, пояснила, что Ткачук А.В. находится на работе, что подтверждается докладной запиской должностного лица Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району от 01.12.2017.

06.12.2017 должностным лицом Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району была предпринята попытка вручения повестки Ткачук А.В. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу на 08.12.2017, однако дверь не открыли.

07.12.2017 должностным лицом Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району была предпринята попытка вручения по адресу: ..., повестки Ткачук А.В. для прохождения медицинской призывной комиссии 11.12.2017 с 09 час. 00 мин.

Согласно объяснительной должностного лица Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району от 07.12.2017 со слов бабушки Ткачук А.В. по адресу..., не проживает, уехал в город Санкт-Петербург, номер телефона внука ей не известен.

Кроме того, 13.10.2017 военным комиссаром города Сыктывкар, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми в адрес начальника УМВД России по г.Сыктывкар были направлены списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представлялось возможным вручить в установленном порядке, в которых, в том числе указан Ткачук А.В.

Согласно представленного ответа УМВД России по г.Сыктывкар от 17.05.2022 на запрос суда, УМВД России по г.Сыктывкар в 2015 году был объявлен в розыск Ткачук А.В. как лицо, уклоняющееся от призыва в вооруженные силы Российской Федерации. Сведений о проводимых розыскных мероприятий за 2017 год не сохранилось.

Из объяснений Ткачук А.В., данных суду следует, что его постоянным местом жительства являлась квартира 29 по адресу: ...

В учетной карточке призывника Ткачук А.В. указаны адрес регистрации: ...

Как указал представитель Военного комиссариата Республики Коми данные сведения о месте жительства и регистрации указываются со слов призывника.

Ткачук А.В. о ином место своего фактического проживания в военкомат не сообщал, тем самым не выполнил возложенную на него законом обязанность об уведомлении органа о смене места жительства и создав препятствия к проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком многократно как лично принимались все возможные меры, направленные на вручение Ткачук А.В. повесток, вызову его для прохождения медицинской комиссии, по адресам, указанным в учётной карточке призывника, так и направлялись запрос в миграционный орган для установления места жительства административного истца, обращение в органы полиции с просьбой установить местонахождение призывника, оказать содействие по вручению повестки. Однако, названные мероприятия оказались безрезультативными.

Таким образом, административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения, поскольку последний своими действиями создал условия, препятствующие военному комиссариату исполнить решение о призыве на военную службу.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

Оценивая представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что военным комиссариатом и призывной комиссией после окончания предоставленной Ткачук А.В. отсрочки от призыва были организованы мероприятия по призыву на военную службу до достижения им возраста 27 лет, однако воинскую обязанность он не исполнил, не имея на то законных оснований; оспариваемое административным истцом решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции и не противоречит с учетом конкретных выявленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств требованиям закона, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ткачук Александра Васильевича к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми, Военному комиссариату города Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным заключения, обязании восстановить нарушенные права путем выдачи военного билета отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Прилепова Н.Н.

Мотивированное решение составлено 23 мая 2022 года.

2а-4463/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ткачук Александр Васильевич
Ответчики
Призывная комиссия МО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.03.2022Регистрация административного искового заявления
14.03.2022Передача материалов судье
14.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее