Дело № 12-2/2024
УИД 22MS0082-01-2024-000030-68
РЕШЕНИЕ
с. Михайловское 29 февраля 2024 года
Судья Михайловского районного суда Алтайского края Махрачева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица Краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская центральная районная больница» (далее по тексту КГБУЗ «Михайловская ЦРБ») Бокка Александра Александровича на постановление мирового судьи судебного участка Михайловского района Алтайского края от 25 января 2024г., которым КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. составленному ведущим специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздавнадзора по Алтайскому краю, ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. обнаружено в результате внеплановой выездной проверки, что КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» осуществляя деятельность по адресу <адрес>, на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 23 декабря 2020 г. №Л041-01151-22/00347264, выданной Министерством здравоохранения Алтайского края, нарушило лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности. Так, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «б» п. 5, пп. «а» п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2021г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности», приказа Минздрава России от 12 ноября 2012 №909г « Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реанимация» (приложение № 6) не соблюдены порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» в части оснащения необходимым оборудованием отделения анестезиологии и реанимации, а именно отсутствуют: монитор оценки глубины нейромышечной проводимости; монитор оценки глубины анестезии; эндовидеоларингоскоп для трудной интубации; автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочное состояние, электролитов, глюкозы; аппарат конвекционного обогрева пациентов; аппарат УЗИ с набором датчиков для проведения контроля катетеризации крупных сосудов и периневральных пространств. Кроме того, установлены нарушения приказа Минздрава России от 31 июля 2020 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (приложение № 12), а именно в педиатрическом отделении отсутствует оборудование: негатоскоп, ростомер, весы. Указанные нарушения обязательных нормативных требований свидетельствуют о невыполнении КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» лицензионных требований в части отсутствия принадлежащего данной медицинской организации на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, оборудования, предусмотренного стандартами оснащения согласно порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным приказам Минздрава России.
Постановлением мирового судьи судебного участка Михайловского района Алтайского края от 25 января 2024 г., КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП, назначено административное наказание в виде предупреждения. Мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 00 мин. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» на основании решения руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю от 14 ноября 2023 года № П22-548/23 установлено нарушение лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, а именно отсутствовало принадлежащее на праве собственности или ином законном основании, предусматривающим право владения и пользования, оборудование, предусмотренное стандартами оснащения согласно порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным приказами Минздрава России.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» Бокк А.А. подал жалобу в суд, в которой просит постановление мирового судьи от 25.01.2024 отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что при проведении внеплановой проверки неправомерно вменены нарушения Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю анестезиологии и реаниматологии, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ №909н от 12.11.2012, поскольку КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» является медицинской организацией 1 уровня, где первичная медицинская помощь оказывается и детям и взрослым, порядка оказания медицинской помощи для смешанных отделений не существует, отделение анестезиологии и реаниматологии считается взрослым и его оснащение осуществляется в соответствии со стандартами, установленными для оснащения отделения анестезиологии для взрослых. В КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» отсутствует отделение анестезиологии, сознанное специально для оказания медицинской помощи детям. При оказании медицинской помощи детям, в отсутствие специально созданного для детей отделения они госпитализируются в отделение для взрослых. Временное отсутствие аппаратов в педиатрическом отделении не противоречит Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2012 № 366н, п. 9 которого предусмотрена возможность использования возможностей всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой организовано педиатрическое отделение.
В судебном заседании представители юридического лица, привлеченного к административной ответственности доводы жалобы поддержал в полном объеме, просили постановление мирового судьи от 25.01.2024 отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи, в том числе должно быть соблюдено требование о наличии принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Также должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, правила проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядок проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пп. «а» п. 6 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 N 909н утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "анестезиология и реаниматология", приложением 6 к которому утвержден Стандарт оснащения отделения анестезиологии-реанимации с преднаркозной палатой и палатой пробуждения, где указано, что отделение должно быть оснащено, в том числе: монитором оценки глубины нейромышечной проводимости 1 шт.; монитором оценки глубины анестезии 1 шт.; эндовидеоларингоскоп для трудной интубации 1 шт.; автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочное состояние, электролитов, глюкозы 1 шт.; аппарат конвекционного обогрева пациентов 1 шт.; аппарат УЗИ с набором датчиков для проведения контроля катетеризации крупных сосудов и периневральных пространств 1 шт.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2012 №366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи, приложением 12 к которому утвержден Стандарт оснащения педиатрического отделения, где указано, что педиатрическое отделение должно быть оснащено, в том числе: негатоскопом 2 шт., ростомером 1 шт., весами 1 шт.
Из Устава КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» следует, что основной целью деятельности учреждения является решение медико-социальных проблем на территории Михайловского района, конечным итогом которых является снижение потерь здоровья, временной утраты трудоспособности, инвалидности и смертности населения района (п. 2.1 Устава) (л.д. 32-50).
КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности: Л041-01151-22/00347264 от 23.12.2020, выданную Министерством здравоохранения Алтайского края. При оказании первичной медико-санитарной помощи организует и выполняет следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по анестезиологии и реаниматологии; при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по: педиатрии (л.д. 21-28).
Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю Зайцева В.И. от 14.11.2023 № П22-548/23 проведена внеплановая выездная проверка КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» на основании п. 4 ст. 57 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и требовании прокуратуры Алтайского края от 09.11.2023 №21-422-2023/20010001/Исорг3400-23 по обращению К.О.В. о нарушении прав несовершеннолетнего К.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ на оказание квалифицированной медицинской помощи в КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» (л.д. 16-18).
Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» организовано стационарное педиатрическое отделение на 15 коек, а также отделение анестезиологии и реанимации (4 койки) (л.д. 111-114).
Согласно акту внеплановой выездной проверки КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения обязательных нормативных требований, в том числе:
-приказа Минздрава России от 12.11.2012 №909н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиологии и реаниматологи (приложение № 6), в части оснащения необходимым оборудованием отделения анестезиологии и реанимации, в частности установлено что отсутствует оборудование: монитор оценки глубины нейромышечной проводимости -1 шт., монитор оценки глубины анестезии – 1 шт., эндовидеоларингоскоп для трудной интубации – 1 шт., автоматический анализатор газов крови, кислотно-щелочного состояния электролитов, глюкозы – 1 шт., аппарат конвекционного обогрева пациентов – 1 шт., аппарат УЗИ с набором датчиков для проведения контроля катетеризации крупных сосудов и периневральных пространств – 1 шт. (п. 11.4.1 акта);
- приказа Минздрава России от 31.07.2020 №366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (приложение №12) в части оснащения педиатрического отделения, в частности отсутствует оборудование: негатоскоп – 2 шт., ростомер – 1 шт., весы - 1 шт. (п. 11.4.2 акта) (л.д.10-15).
Данные обстоятельства также подтверждаются объяснением главного врача КГБУЗ «Михайловская ЦРБ», из которого установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ в педиатрическом отделении отсутствует оборудование: весы,ростомер, негатоскоп, поскольку весы и ростомер переданы в приемный покой, а негатоскопы находились на ремонте; в отделении анестезиологии и реанимации отсутствует оборудование указанное в акте, в связи с высокой стоимостью оборудование не могут приобрести, готовится заявка в Министерство здравоохранения Алтайского края (л.д. 29), письменными объяснениями законного представителя зафиксированными в протоколе об административном правонарушении о том, что для приобретения в отделение анестезиологии и реанимации оборудования, указанного в акте проверки подано письменное ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 181-182).
Совокупностью исследованных доказательств факт нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» нашел свое полное подтверждение.
При проведении внеплановой выездной проверке КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» выявлено противоправное действие (бездействие), которое выразилось в нарушении обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством, в том числе п. 2 ч. 1 ст. 37, п.2 ч.1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; пп. «б» п.5, пп. «а» п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"); приказа Минздрава России от 12.11.2012 №909н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология»; приказа Минздрава России от 31.07.2020 №366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП, является правильным. Все обстоятельства дела установлены полно и объективно на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП.
Довод апелляционной жалобы о том, что Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю анестезиологии и реаниматологии, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ №909н от 12.11.2012, не распространяется на КГБУЗ «Михайловская ЦРБ», поскольку в медицинской организации отсутствует отделение, созданное специально для оказания медицинской помощи детям, суд находит несостоятельным и обоснованно опровергнутым мировым судьей, учитывая, что в соответствии с п. 2.1 Устава КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» оказывает медицинскую помощь всему населению района, т.е. и взрослым и детям, при этом из лицензии и штатного расписания не следует, что отделение анестезиологии и реанимации предусмотрено для взрослого населения.
Исходя из содержания п. 6 Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 №909н следует, что бригада скорой медицинской помощи доставляет детей в медицинскую организацию, имеющую в своей структуре центр анестезиологии-реанимации, отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии, организованный по профилям заболеваний, созданные для проведения интенсивного лечения и наблюдения детей и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей, а при их отсутствии – в медицинскую организацию, имеющую в своем составе отделение анестезии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии, обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение взрослого населения.
Из изложенного следует, что в любом случае детям должна быть оказана необходимая медицинская помощь в том числе и в отделении анестезиологии предназначенном для взрослого населения. Поскольку в КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» отделение анестезиологии и реанимации не имеет разделения, соответственно оно должно быть оборудовано и в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 №909н.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что временное отсутствие аппаратов педиатрическом отделении не противоречит Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 16.04.2012 № 366н, со ссылкой на п. 9 Правил организации деятельности педиатрического отделения о том, что для обеспечения своей деятельности педиатрическое отделение использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации.
Доводы о том, что отсутствие на момент проверки оборудования не повлияло на качество оказываемой медицинской помощи не влияют на выводы о виновности юридического лица, поскольку соблюдение требований приказов Министерства здравоохранения при осуществлении медицинской деятельности является требованием и условием получения лицензии, нарушение которых влечет оказание некачественной и небезопасной медицинской деятельности и является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 КоАП и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП для данной категории дел.
Административное наказание назначено КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» в пределах санкции ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка Михайловского района Алтайского края от 25 января 2024 года о привлечении КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу законного представителя КГБУЗ «Михайловская ЦРБ» оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.В. Махрачева