Решение по делу № 21-55/2018 от 10.01.2018

Дело №21-55/2018 Судья Иванов Н.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

30 января 2018 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республики Кармянковой А.В. на решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Ядринмолоко»

Установил:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года открытое акционерное общество «Ядринмолоко» (далее по тексту- ОАО «Ядринмолоко») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор) по Чувашской Республике на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление- государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кармянкова А.В. просит отменить решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года и направить дело на новое рассмотрение, считая его незаконным и необоснованным.

Рассмотрев доводы жалобы и изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор) по Чувашской Республике Кармянковой А.В., Кочкомазовой О.С., защитников Степанова А.В., Ярусова И.Н., прихожу к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

По смыслу ст. 8.5 КоАП РФ объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону такого правонарушения образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Сокрытием информации является недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения ОАО «Ядринмолоко» обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, административным органом выявлены факты нарушения требований природоохранного законодательства.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике юридического лица от 29 сентября 2017 года № 02-02/09-05.

Указанное явилось основанием для составления в отношении ОАО «Ядринмолоко» протокола об административном правонарушении от 05 октября 2017 года и вынесения постановления от 13 октября 2017 года о привлечении ОАО «Ядринмолоко» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Отменяя по результатам рассмотрения жалобы указанное постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом при вынесении постановления не определены конкретные действия или бездействия, а также не установлена вина юридического лица (в форме умысла), не установлено время совершения административного правонарушения, а также не раскрыты объекты, принадлежащие ОАО «Ядринмолоко», оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и природные ресурсы.

Установив наличие существенных нарушений процессуальных требований, судья районного суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменил постановление должностного лица и вернул дело на новое рассмотрение.

Между тем, постановление должностного лица, вопреки выводам суда, содержит описания объективной стороны административного правонарушения, а именно указание на нарушения ОАО «Ядринмолоко» требований природоохранного законодательства- сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно: неуказание при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников; непредставление до 01 апреля 2017 года в Министерство природных ресурсов Российской Федерации отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществах, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию за 2016 год, искажение (неверное указание географических координат объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и стационарных источников); отнесение ко II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо 1 категории; указание недостоверных сведений в форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год) полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Следует также отметить, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда не соблюдены требования статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.

С учетом изложенного, решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене с направлением дела в суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Ядринмолоко» отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Ядринский районный суд Чувашской Республики.

Судья Н.П. Краснова

21-55/2018

Категория:
Административные
Другие
ОАО "Ядринмолоко"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Краснова Н. П.
Статьи

8.5

Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
10.01.2018Материалы переданы в производство судье
30.01.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее