25 декабря 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Соловьевой О.В.
судей: Розановой М.А., Медведевой Е.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотина В.П к ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о признании незаконным решения об исключении из списка на получение жилищного сертификата, признании права на его получение (денежную компенсацию)
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 06 сентября 2017 года об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Розановой М.А., выслушав объяснения истца, его представителя Стыцюк В.Н., представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России Тишер А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Зотин В.П. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ г. он проходил военную службу по контракту в в/части №, дислоцированной в <адрес>, после чего приказом командующего от ДД.ММ.ГГГГ уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе. В ДД.ММ.ГГГГ. жилищной комиссией в/ч № его семья признана нуждающейся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Владивостоке, в связи с чем включена в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» для получения государственного жилищного сертификата, а документы направлены по команде в жилищную комиссию ДВО. ДД.ММ.ГГГГ г. жилищная комиссия в/ч № вновь оформила пакет документов на получение жилищного сертификата; аналогичные документы находились в Октябрьской КЭЧ, которая в том же году расформирована, а документы переданы в отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России. Однако недавно ему стало известно об исключении его из списка на получение жилищного сертификата. В ответ на его обращение ДД.ММ.ГГГГ начальник первого теротдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России сообщил об отсутствии оснований для предоставления его семье жилого помещения по избранному им месту жительства, поскольку семья жильем обеспечена, а истец военнослужащим не является. Поскольку об исключении истца из очереди его никто не уведомил, жильем по избранному месту жительства после увольнения с военной службы он не обеспечен, полагал, что его права на получение жилищного сертификата нарушены, в связи с чем просил признать незаконным решение об исключении его из списка на получение государственного жилищного сертификата, предоставить ему на состав семьи из двух человек государственный жилищный сертификат или денежную компенсацию для приобретения жилья от Минобороны России по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. жена Зотина является собственником жилья, которое по общей площади превышает учетную норму площади жилья по избранному месту жительства. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих признание его нуждающимся в предоставлении жилья при увольнении, в частности включения его в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), что необходимо для соблюдений требований п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военный городок № № с местом дислокации пос. Липовцы Приморского края, где проживала семья истца, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военный городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем истец перестал являться лицом, имеющим право на ГЖС при отселении из закрытого военного городка, в связи с чем просил в иске отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 06 сентября 2017 года признано незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России от 24.12.2015 об исключении Зотина В.П. из списка граждан на получение жилищного сертификата.
За Зотиным В.П. признано право на предоставление на состав семьи из двух человек, включая Зотину Н.И., государственного жилищного сертификата или денежной компенсации для приобретения жилой площади от Минобороны России по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Владивостоке в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
С решением суда не согласилось ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, представитель первого отдела которого в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку судом не установлен факт принятия истица до его увольнения с военной службы на учет нуждающихся в жилье; не принято во внимание, что с 2002 года он включен в списки на отселение из закрытого военного городка. Кроме того, суд ошибочно применил нормы постановления Правительства РФ № 1054, регулирующего деятельность органов местного самоуправления, к которым органы Минобороны России не относятся и не наделены полномочиями решать вопросы обеспечения жильем уволенных с военной службы лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, полагая, что доказательств нуждаемости истца в жилье не имеется, как оснований для предоставления ему ГЖС. Кроме того, ссылался на обеспеченность семьи истца жильем свыше учетной нормы, т.к. согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, жене истца Зотиной Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежит 2-комнатная квартира в <адрес> общей площадью 44,3 кв. м, а с ДД.ММ.ГГГГ г. – 2-х комнатная квартира в <адрес> общей площадью 65,5 кв. м.
Истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, т.к. при увольнении с военной службы истец проживал в служебном жилом помещении. Поскольку он не намеревался проживать в Октябрьском районе после увольнения с военной службы, то в соответствии с поданным им рапортом был поставлен в очередь на получение ГЖС по избранному месту жительства в г. Владивостоке. Полагал решение суда законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 13 ст. 15 названного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
Указанный статьей 15 Закона «О статусе военнослужащих» порядок постановки военнослужащих на учет на получение жилой площади органами местного самоуправления определен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054.
Согласно п. 17 указанных Правил, необходимые документы подаются военнослужащим при исключении его из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы вместе с рапортом по команде о подтверждении избранного им постоянного места жительства.
Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления (п. 19 Правил).
Судом установлено, что приказом командующего 5 Армией от ДД.ММ.ГГГГ № № Зотин В.П. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе при выслуге 27 календарных лет. (том 1 л.д. 177)
Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ № № Зотин В.П. исключен с ДД.ММ.ГГГГ г. из списков личного состава в/части. (том 1 л.д. 178)
С ДД.ММ.ГГГГ Зотин В.П. зарегистрирован по месту жительства в 3-х комнатной квартире <адрес>, что подтверждается выпиской из финансово-лицевого счета на л.д. 176, представленной управляющей организацией ООО «ГУЖФ». С ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирована по месту жительства его жена Зотина Н.И. (т. 1 л.д. 176)
Список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по гарнизону <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что майор запаса Зотин В.П. с семьей из 2 человек, в т.ч. жена Зотина Н.И., включен в число граждан, проживающих в закрытых военных городках и подлежащих отселению. Занимаемая жилплощадь – служебная в закрытом военном городке № № п. <адрес> (т. 1 л.д. 23).
Ответчик подтвердил, что Зотин В.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, с составом семьи 1 человек, т.к. проживает в военном городке с. <адрес>, который распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р отнесен к закрытым военным городкам с названием «п. Липовцы № 1-ж». Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 № 1470-р военный городок в п. Липовцы исключен из числа закрытых военных городков, в связи с чем с момента утраты военным городком данного статуса отпали основания для выдачи истцу ГЖС для переселения. Указанные обстоятельства стали известны истцу из ответа начальника первого территориального отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 24.12.2015 г. (т. 1 л.д. 18)
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав уволенного с военной службы Зотина В.П. исключением его из участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., поскольку совокупность доказательств по делу свидетельствует о том, что на момент увольнения с военной службы Зотин В.П. не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства, т.к. после увольнения с военной службы ему предоставлено служебное жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства до настоящего времени.
О принадлежности военному ведомству занимаемой истцом квартиры свидетельствует как распоряжение ею органами военного руководства при предоставлении истцу в 1999 году, нахождение ее до августа 2011 года в составе закрытого военного городка, так и ее обслуживание с 2015 года по настоящее время Обществом с ограниченной ответственностью «ГУЖФ», учредителем которого является Акционерное общество «Оборонстрой» (о чем содержится информация на сайте налоговой службы России). Доказательств передачи этого жилого фонда муниципалитету ответчик суду не представил, в связи с чем не имеется оснований для вывода об обеспечении военнослужащего при увольнении жилым помещением в избранном им месте жительства.
В связи с этим обоснованны доводы Зотина В.П. о первоначальной его постановке в ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в жилье по иному основанию - по избранному им постоянному месту жительства, с составом семьи 2 человека.
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» предусмотрено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
Реализация Указов Президента Российской Федерации в 1998 - 2002 годах осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты». Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год, а также основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700.
Несмотря на то, что ответчик в период действия указанной программы с ДД.ММ.ГГГГ г. признавал за истцом право на получение ГЖС по одному из предусмотренных программой оснований, однако соответствующим сертификатом истец не был обеспечен, а в дальнейшем исключен из кандидатов на получение ГЖС без какого-либо уведомления, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что о своем нарушенном праве Зотин В.П. узнал только из ответа ДД.ММ.ГГГГ г. на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по истечении срока действия следующей программы.
Из ответа Октябрьского РВК на запрос судьи краевого суда следует, что делопроизводство за ДД.ММ.ГГГГ г.г. уничтожено за истечением сроков хранения, а личное дело майора Зотина В.П. запрашиваемых сведений не содержит.
Признавая за истцом право на получение государственного жилищного сертификата на обеспечение его жильем по избранному месту жительства, суд первой инстанции со ссылкой на судебную практику Верховного Суда РФ пришел к обоснованному выводу о том, что такое право не было реализовано не по вине истца, а нарушение государственными органами и должностными лицами порядка учета нуждающихся в жилье граждан, уволенных с военный службы, не может повлечь негативные последствия для этих граждан.
Таким образом, отсутствовали основания для снятия истца с учета граждан, имеющих право на получение сертификата для приобретения жилья по линии Минобороны РФ, поскольку предусмотренное Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право не реализовано по независящим от истца причинам.
В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по избранному им месту жительства, т.к. пунктом 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обязанность по направлению в органы местного самоуправления необходимых документов возложена на органы военного руководства, а не на военнослужащего.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям представителя ответчика в суде первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 06 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи: