дело № 2а-8250/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 12 ноября 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Тарских Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Живайкиной Ольги Геннадьевны, Живайкина Виктора Федоровича к администрации г.Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Живайкина О.Г., Жавайкин В.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска, в котором просили признать незаконным уведомление №Ж-5737-ек от 16 августа 2019 года, возложить обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение.
Требования мотивируют тем, что 07.08.2019г. обратились с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства. В уведомлении были указаны все необходимые сведения о планируемом строении, приложены необходимые документы. Истцы владели на праве общей совместной собственности жилым домом 1960 года постройки, площадью 31,к кв.м.. Проживание в доме было не комфортным, иного жилья истцы не имеют. Данный дом был снесен истцами в целях строительства нового. Уведомление о планируемом сносе, о завершении сноса направлялись в управление архитектуры администрации г.Красноярска. 16.08.2019г. от администрации г.Красноярска было получено уведомление о несоответствии, в связи с недопустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122, земельный участок с кадастровым номером У расположен в границах территориальной зоны «зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4)».
Административные истцы Живайкина О.Г., Живайкин В.Ф. в судебном заседании административное исковое заявление поддержали, настаивали на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Попова Г.В. действует на основании доверенности от 26.03.2019г., образование подтверждено дипломом, в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, мотивированных следующим. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами
Представитель административного ответчика администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, заказным письмом, получение подтверждается почтовым уведомлением.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося административного ответчика, явка которого судом обязательной не признавалась.
Выслушав мнение административных истцов и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административные истцы обратились с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями по предоставлению уведомления о соответствии параметра объекта строительства, в связи с чем требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
На основании части 1 и части 2 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно положениям статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются Территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесение в него изменений. Карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
При этом в силу ч.10 указанной статьи уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города муниципальной услуги по выдаче уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке определяется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 01.02.2019 N 27-р.
В соответствии с п.7 Регламента результатом предоставления Услуги является выдача застройщику: уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта параметров объекта установленным параметрам и (или) допустимости (недопустимости) размещения объекта на земельном участке (далее - уведомление о соответствии планируемого объекта); уведомления о несоответствии планируемого объекта.
Подпунктом 2 пункта 7 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о несоответствии планируемого объекта:
указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
в срок, указанный в части 9 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как следует из материалов дела, Живайкину В.Ф. и Живайкиной О.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24.:50:9199913:127, находящийся по адресу: Х, участок 52, площадь. 920кв.м. (л.д.37-48). Согласно выписки из ЕГРП от 16.08.2019г. данный земельный участок имеет категорию земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 01.09.2015г. Живайкину В.Ф., Живайкиной О.Г. на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом, площадью 31,4 кв.м., количество этажей: 1, адрес объекта: Российская Федерация, Х (л.д.18), при этом согласно кадастровому паспорту данный дом введен в эксплуатацию (завершен строительством) в 1960 году (л.д.20-22).
Согласно сведений из ИСОГД (л.д.55) спорный земельный участок располагается в территориальной зоне: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
19.03.2019г. Живайкиным В.Ф. и Живайкиной В.Г. принято решение о добровольном сносе вышеуказанного жилого дома (л.д.24), согласно акта АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» №117/1 от 05.04.2019г. вышеуказанный жилой дом прекратил существование как объект капитального строительства (л.д.23).
07.08.2019г. Живайкин В.Ф., Живайкина О.Г. обратились в Департамент градостроительства администрации города Красноярска с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке (л.д.25-28).
Уведомлением №Ж-5737-ек от 16.09.2019г. Живайкина О.Г., Живайкин В.Ф. уведомлены о недопустимости размещения объекта жилищного строительства, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122, земельный участок с кадастровым номером У расположен в границах территориальной зоны «зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4», где в части установленных видов разрешенного использования земельного участка размещение объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено (л.д.29).
В силу пункта 4 части 1 статьи34 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи85 Земельного кодексаРоссийской Федерации).
Поскольку разработка Правил землепользования и застройки городского округа города Красноярск осуществлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования (фактического расположения жилого дома на указанном земельном участке с 1960 года) несоответствие расположения земельного участка, на котором расположен указанный дом, утвержденному проекту планировки территории не может препятствовать реконструкции индивидуального жилого дома либо егое постройке после добровольного сноса, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности уведомления департамента градостроительства администрации города Красноярска №Ж-5737-ек от 16 августа 2019 года о несоответствии планируемого объекта., в связи с чем считает необходимым возложить на департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать Живайкиной О.Г., Живайкину В.Ф. уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке по адресу: Х, кадастровый У.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Живайкиной Ольги Геннадьевны, Живайкина Виктора Федоровича к администрации г.Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства администрации города Красноярска №Ж-5737-ек от 16 августа 2019 года о несоответствии планируемого объекта.
Возложить на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать Живайкиной Ольги Геннадьевне, Живайкину Виктору Федоровичу уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке по адресу: Х кадастровый У.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Басинская