Дело <№>
УИД 33RS0<№>-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 9 октября 2024 года
Ковровский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Рябининой М.В.,
при помощнике судьи Кожемякиной Ю.Е.,
с участием истца Е.М.,
представителя ответчика О.В., ответчика М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Е.М. к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>», главному инспектору сектора по предоставлению гражданам <адрес> жилищных субсидий ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» М.В. о признании решения об отказе в предоставлении субсидии незаконным, возложении обязанности назначить субсидию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ
Е.М. обратилась в суд с иском с учетом уточнений от <дата> к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>», главному инспектору сектора по предоставлению гражданам <адрес> жилищных субсидий ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» М.В., в котором просит признать незаконным решение ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» от <дата> за подписью главного инспектора М.В. об отказе в предоставлении субсидии, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» назначить субсидию с <дата>, взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 35000 руб., а также понесенные по делу судебные расходы.
В обоснование исковых требований указано, что решением от <дата> ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» за подписью главного инспектора М.В. истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании п. 8 «а» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ <№> от <дата>, в связи с отсутствием документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства. Между тем Е.М., обращаясь с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, <дата> предоставила следующие документы: паспорт, СНИЛС, квитанции ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», ООО ЕРИЦ <адрес>, ООО «Энергосбыт Волга» на оплату коммунальных услуг за июль 2024 года по адресу: <адрес>, и соответствующие чеки об оплате, с которых специалистом были сняты ксерокопии. В дополнение к вышеуказанным документам по требованию работников сектора по предоставлению жилищных субсидий гражданам <дата> истцом на электронную почту организации предоставлена копия договора социального найма жилого помещения, копия адресной справки, номер расчетного счета ПАО Почта Банк, копия решения Ковровского городского суда от <дата>. Требований о предоставлении иных документов от работников сектора не поступало. Ссылаясь на положения ст. 60,69, 159 ЖК РФ, правовую позицию Верховного суда РФ, выраженную в определениях от <дата> <№>-КГ18-28, от <дата> <№>-КГ18-38, истец обратилась с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец Е.М. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям, полагает, что ею был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ <№> от <дата>. Отказ в предоставлении жилищной субсидии вызван некомпетентностью сотрудников ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>». Поэтому просила признать решение об отказе в предоставлении субсидии от <дата> незаконным, обязать ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» назначить ей жилищную субсидию с даты возникновения у нее права на получение жилищной субсидии, то есть с <дата>, а также в связи с нарушением ее права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, что отразилось на ее эмоциональном состоянии и причинило ей нравственные страдания, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 35000 руб. и понесенные по делу судебные расходы.
Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» О.В. с иском не согласилась, указав, что <дата> Е.М. обратилась в сектор по предоставлению гражданам жилищной субсидий по <адрес> с намерением оформить жилищную субсидию, предоставила инспектору паспорт и квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2024 года. Инспектор сектора по предоставлению жилищных субсидий пояснила, что это неполный комплект документов, необходимый для назначения жилищных субсидий. <дата> Е.М. по электронной почте прислала договор социального найма, адресную справку от <дата>, где было указано, что по адресу: <адрес>, зарегистрировано 6 человек. Е.М. также направила заявление, напечатанное в произвольной форме о назначении жилищной субсидии и решение суда по гражданскому делу <№> от <дата>, которым было установлено, что Е.М. и Л.А. членами семьи Н.М. не являются. Данное обстоятельство могло быть учтено при расчете дохода Е.М. для назначения жилищной субсидии, а именно доходы Н.М. и членов ее семьи на дату оформления жилищных субсидий не учитывались бы, так как они не являются членами семьи истца. Соответственно, учитывался бы доход только Е.М. В ходе проверки представленных документов было установлено, что договор социального найма заключен на Л.А., которая умерла <дата>, лицевые счета на все коммунальные и жилищные услуги оформлены на Л.А., при этом в квитанциях по всем услугам было указано количество зарегистрированных 4 человека. Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес> дополнительное соглашение к договору социального найма, заключенное с Е.М., отсутствует. По адресу: <адрес>, зарегистрировано 3 человека. Е.М. было предложено решить вопрос о переофомлении договора социального найма на действующую текущую дату, которое было ею проигнорировано. Поэтому, проанализировав представленный пакет документов, было принято решение об отказе Е.М. в назначении жилищных субсидий на основании п. 8 «а» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ <№> от <дата>. Полагает принятое решение от <дата> законным и просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Ответчик главный инспектор сектора по предоставлению гражданам <адрес> жилищных субсидий ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» М.В. поддержала пояснения представителя ответчика О.В. Дополнительно пояснила, что Е.М. не представлено договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором она была бы указана нанимателем. В предоставленном ею договоре социального найма нанимателем значится Л.А., умершая <дата>. Поэтому истцу было отказано в назначении жилищной субсидии по причине непредставления документа, подтверждающего право пользования жилым помещением. Кроме того, полагала, что каких-либо нравственных страданий принятым решением от <дата> истцу не причинено. Просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что не может быть ответчиком по делу, поскольку является работником ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» и решение ею подписано от имени юридического лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности исполнительный орган субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в редакции, действующей на дату обращения Е.М.) для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:
а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857 (далее - Приказ N 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Методические рекомендации).
В пункте 44.1 Методических рекомендаций указано, что для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется относить один из следующих документов: а) договор социального найма жилого помещения; б) договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; в) договор найма жилого помещения; г) договор найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами); д) договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан;е) судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта.
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (абзац первый пункта 41 Правил).
Действия (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно Уставу ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» создано на основании постановления губернатора <адрес> от <дата> <№> в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, в том числе субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 1.1, 3.2.3).
Согласно должностной инструкции главного инспектора сектора по предоставлению гражданам жилищных субсидий ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» главный инспектор назначается на должность и увольняется с нее приказом директора учреждения в соответствии с действующим законодательством, следовательно состоит в трудовых отношениях с Учреждением.
<дата> Е.М. обратилась в ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» за предоставлением субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес>, предоставив документы: паспорт, СНИЛС, квитанции ООО «Газпроммежрегионгаз Владимир», ООО ЕРИЦ <адрес>, ООО «Энергосбыт Волга.
<дата> от Е.М. в ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» поступило заявление, согласно которому в дополнение к ранее представленным документам истцом предоставлены копия договора социального найма жилого помещения, копия адресной справки, номер расчетного счета ПАО Почта Банк
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Решением в ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» от <дата> за подписью главного инспектора М.В. Е.М. отказано в предоставлении субсидии на основании п. 8 «а» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, в связи с отсутствием документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. В решении также указано, что договор социального найма, заключенный с МУ <адрес> «СЕЗ» в настоящее время считается недействительным, т.к. заключен на Л.А., которая умерла <дата>. Дополнительного соглашения к договору социального найма нет.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Частью 2 статьи 82 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Эти положения воспроизводят (применительно к договору социального найма) нормы пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях. При этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями.
Сонаниматели становятся обладателями всех прав и обязанностей, которыми обладал прежний наниматель. На стороне нанимателя будут выступать не один, а несколько нанимателей, а следовательно, обязательство по пользованию жилым помещением превратится в обязательство со множественностью лиц на стороне нанимателя, каждый из которых имеет самостоятельное право пользования жилым помещением и без заключения дополнительного соглашения и несет ответственность перед наймодателем.
Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено по договору социального найма муниципальным учреждением <адрес> «Служба единого заказчика» Л.А. и членам ее семьи.
Л.А. умерла, что подтверждается актовой записью о смерти <№> от <дата>.
Согласно справкам, предоставленным администрацией <адрес> от <дата>, <дата>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью МО <адрес>, в жилом помещении зарегистрированы: С.Д., А.Д., Е.М.
Решением Ковровского городского суда от <дата> по делу <№> установлено, что Е.М. и Е.А. членами семьи Н.М. не являются, С.Д., А.Д. являются членами семьи Н.М. (ее детьми). Е.М. является членом семьи матери Л.А.
Таким образом, с учетом положений ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, п. 2 ст. 686 ГК РФ, после смерти Л.А. зарегистрированные в жилом помещении граждане Е.М., С.Д., А.Д. являются сонанимателями и несут все обязанности нанимателя жилого помещения без заключения дополнительного соглашения к договору социального найма.
При таких обстоятельствах, при обращении в ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» Е.М. с заявлением о предоставлении субсидии были предоставлены все документы, в том числе, документ, предоставление которого предусмотрено п. 8 «а» Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, а именно документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
Следовательно, оснований для отказа Е.М. в назначении жилищной субсидии у ответчика не имелось и решение ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» от <дата> является незаконным.
Согласно п. 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
При таких обстоятельствах, поскольку все необходимые для назначения субсидии документы были предоставлены Е.М. <дата>, на ответчика ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» следует возложить обязанность по назначению субсидии истцу с <дата>.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из разъяснений, данных в п. 1 и п. 2, 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).
Моральный вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, подлежит компенсации работодателем (абзац первый пункта 1 статьи 1068 ГК РФ).
Из разъяснений, данных в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту (п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№>).
По настоящему делу установлено наличие оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Е.М., поскольку было нарушено её право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Нарушение данного права лишает гражданина не только возможности поддерживать необходимый уровень жизни, но и отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, что нарушает личные неимущественные права истца.
С учётом характера спора, степени нравственных страданий, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым уменьшить размер компенсации морального вреда с 35 000 рублей до 2000 рублей.
Оснований для солидарного взыскания компенсации морального вреда с ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» и его работника -главного инспектора М.В. в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ и разъяснений, данных в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суд не усматривает.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истцом Е.М. при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере <дата> руб., что подтверждено чеком-ордером от <дата>.
При таких обстоятельствах, с ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» в пользу истца Е.М. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░