Дело № 2 – 135/2024 Изготовлено 01.02.2024
УИД 76RS0016-01-2023-004264-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2024 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Сибиренковой Н.А. при помощнике судьи Чистяковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ТГК-2» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Рещикова О.Ю. обратилась в суд с иском к ПАО «ТГК-2», с учетом уточнений требований просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы по отоплению по <адрес> по <адрес> в <адрес> за период с 01.01.2021 по 30.08.2022 исходя из показаний общедомомовго прибора учета.
В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Ответчик является ресурсоснабжающей организацией по отпуску тепловой энергии многоквартирного дома, в котором расположена квартира истцов. В спорный период плата по коммунальной услуге отопление начислялась исходя из норматива потребления коммунального ресурса, с чем истец не согласна, поскольку многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Произвести перерасчет в добровольном порядке ответчик отказывается.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО «Управдом Дзержинского района», территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля, ООО «ТФ Эльдорадо», ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль», АО «Ярославские Энергосистемы».
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Борисов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал письменные возражения по иску, смысл которых сводится к тому, что до 01.09.2022 прибор учета, установленный в многоквартирном доме, не отвечал признакам общедомового учета.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.
Выслушав правовые позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В ч. 7 ст. 155 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 Кодекса.
В случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится соответствующей ресурсоснабжающей организации (часть 7.5).
Исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, изложенные нормативные положения устанавливают обязанность потребителя по оплате за коммунальные услуги только фактически потребленного объема такой коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Абзац 8 п. 2 Правил № 354 определяет понятие "коллективный (общедомовый) прибор учета" как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Управляющей организацией многоквартирного дома, в котором расположена указанная квартира, является АО «Управдом Дзержинского района». В спорный период исполнителем коммунальной услуги по отоплению являлось ПАО «ТГК-2». Расчет платы за потребленную тепловую энергию и выставление платежных документам собственникам указанного многоквартирного дома осуществляет ПАО «ТГК-2».
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, поэтому суд считает их установленными.
Также из материалов дела, в частности из решения Управления антимонопольной службы по Ярославской области от 09.12.2021 (в полном объеме изготовлено 23.12.2021) о прекращении дела №076/01/10-660/2021 усматривается, что актом от 23.09.2019 узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме допущен в эксплуатацию с 23.09.2019 по 04.06.2022. Данный прибор учета был установлен на транзитном трубопроводе, поскольку теплоснабжение здания магазина ООО «Торговая фирма Эльдорадо», расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Бабича, д.28, осуществлялось через трубопровод, проходящий через технический подвал многоквартирного дома по адресу: Ленинградский проспект, д. 76/26, на основании схемы теплоснабжения, определенной техническими условиями от 01.07.2003 №05-10/60, выданными ранее существующей теплоснабжающей организаций (ОАО «Тепловая энергетическая социальная система») и согласованными управляющей организацией. Подключение объекта ООО «Торговая фирма Эльдорадо» к тепловой сети было осуществлено после узла учета, установленного в многоквартирном доме. Кроме того, из пояснений участников процесса и материалов дела следует, что в дальнейшем точка подключения объекта ООО «Торговая фирма Эльдорадо» была изменена, подключение данного объекта к тепловой сети было осуществлено до прибора учета, установленного в многоквартирном доме. 01.09.2022 узел учета тепловой энергии многоквартирного дома вновь введен в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.12.2022 АО «Управдом Дзержинского района» отказано в удовлетворении иска к ПАО «ТГК-2» об обязании производить начисление платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме № 76/26 по показаниям общедомового прибора учета с 01.01.2021 по 30.06.2022. Решение суда вступило в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что в спорный период прибор учета тепловой энергии был установлен на транзитном трубопроводе, не относящемся к общедомовому имуществу указанного выше многоквартирного дома, в связи с чем учитывал отпущенный коммунальный ресурс не только для нужду многоквартирного дома, но и для нужд других объектов, в связи с чем не мог быть признан общедомовым прибором учета, поэтому у ПАО «ТГК-2» отсутствовали основания для расчета платы за тепловую энергию на содержание общего имущества с учетом показаний прибора учета тепловой энергии.
В силу ст. 61 ГПК РФ, поскольку Рещикова О.Ю. не являлась стороной рассмотренного Арбитражным судом Ярославской области дела, преюдициального значения данное решение суда для настоящего дела не имеет.
Вместе с тем, оснований не согласится с указанными выводами суда не имеется, поскольку они касаются одних и тех же фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения заявленного Рещиковой О.Ю. иска.
Таким образом, поскольку в спорный период прибор учета, установленный в многоквартирном доме, не отвечал признакам общедомового прибора учета, оснований для возложения на ПАО «ТГК-2» обязанности произвести перерасчет платы по отоплению по <адрес> по <адрес> проспекту в г. Ярославле за период с 01.01.2021 по 30.08.2022 исходя из показаний общедомомовго прибора учета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт №) к ПАО «ТГК-2» (ИНН №) о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.А. Сибиренкова