Дело№ 2-834/2020
УИД 44RS0003-01-2020-001554-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Злобиной Н.С., с участием истца Морозовой И.В., представителей ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) Королева А.С., действующего на основании доверенности № 6 от 09.01.2020 года, Казарина О.Н., действующего на основании доверенности № 9 от 09 января 2020 года, при секретаре судебного заседания Воронцовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию
Установил:
Морозова И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ г. Шарье Костромской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию. Исковые требования мотивированы тем, что 26 августа 2020 года Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Шарье Костромской области в отношении нее, Морозовой И.В., принято решение об отказе в установлении ей досрочной трудовой пенсии по старости № 182328/20 от 26.08.2020 г. в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 в соответствии с ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (осуществление педагогической деятельности).Это решение нарушает ее конституционное право на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет. Указанное решение нарушает ее право и требования (нормы) действующего законодательства на получение пенсии за выслугу лет по следующим основаниям:с 15 июля 1990 года по 03 декабря 1990 года она работала в Шекшемском детском саду Шекшемского лесопункта, входившего в Шарьинский комплексный леспромхоз территориально-производственного объединения «Костромалеспром», в должности воспитателя. Данный период (четыре месяца девятнадцать дней) был исключен из педагогического стажа, дающего право на получение пенсии за выслугу лет.Как ей объяснили в Управлении Пенсионного Фонда РФ в г. Шарье Костромской области данный период не включен в стаж, т.к. по архивной справке отдела по делам архивов администрации городского округа город Шарья № 859 от 10.09,2015 года невозможно определить занятие штатной должности. Она считает принятое в отношении нее решение незаконным. С 15 июля 1990 г. ее приняли воспитателем на период очередных отпусков основных работников, т.е. занимавших штатные должности, С 14 августа 1990 года по 03 декабря 1990 г. ей был предоставлен больничный лист (дородовый и послеродовый отпуск). Планировалось, что после отпуска по уходу за ребенком ее переведут на постоянную работу на освободившееся место ушедшего за это время на пенсию основного работника. После смерти ребенка 27.11.1990 года она решила снова приступить к очному обучению в педагогическом институте и уволилась сразу по истечении больничного листа.В сентябре 2013 года она предоставила в Пенсионный фонд справку из архива о том, что работала воспитателем в Шекшемском детском саду. Справку не приняли, объяснив, что по ней не указано, что заработная плата начислялась ежемесячно и что запрос в архив сделают сами специалисты пенсионного фонда. Запрос в отдел по делам архивов администрации городского округа г. Шарья отправил специалист Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области в августе 2015 года, В течение пяти лет до ее обращения за назначением пенсии в июле 2020 года претензий по архивной справке специалисты ПФ не предъявляли и других документов для назначения досрочной пенсии не требовали. С учетом вышесказанного считаю, что четыре месяца девятнадцать дней должны быть включены в период льготного (специального) стажа педагогическим работникам, дающим право на получение ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (осуществление педагогической деятельности). С учетом включения в ее специальный педагогический стаж указанного периода (4 месяца 19 дней) по ее пониманию трудового законодательства, назначение пенсии уже должно быть назначено. Просила признать недействительным решение об отказе в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области № 182328/20 от 26.08.2020 года, на основании которого из ее льготного (специального) педагогического стажа исключается период указанных выше четырех девятнадцати дней. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г, Шарье Костромской области устранить допущенные нарушения трудового законодательства РФ посредством включения в ее льготный педагогический трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (за выслугу лет) периода работы в Шекшемском детском саду с 15 июля 1990 г, по 04декабря 1990 г, (04 месяца 19 дней). Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.. Шарье Костромской области сделать перерасчет стажа и назначение ей досрочной льготной трудовой пенсии по старости с включением в ее льготный педагогический стаж периода 04 месяца 19 дней. Датой фактического назначения льготной пенсии (с включением периода 04 месяца 19 дней) просила признать дату после перерасчета стажа педагогической деятельности с момента достижения 25 лет.
В судебном заседании истец Морозова И.В, исковые требования уточнила. Просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области № 182328/20 от 26.08.2020 года,. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г, Шарье Костромской области включить в льготный педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы в Шекшемской лесопункте в должности воспитателя с 15.07.1990 года по 13.08.1990 года, а также период отпуска по беременности и родам с 14.08.1990 года по 03.12.1990 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.. Шарье Костромской области сделать перерасчет стажа и назначение ей досрочной льготной трудовой пенсии по старости с даты после перерасчета стажа педагогической деятельности с момента достижения 25 лет. В дополнении суду пояснила, что несмотря на то, что в трудовой книжке не указаны данные периоды работы, а также не представляется возможным установить местонахождение приказов о приеме и увольнении за данный период времени по данной организации, из сведений содержащихся в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза за июль-декабрь 1990 года возможно определить в должности воспитателя, а также ей был предоставлен больничный лист в связи с отпуском по беременности и родам. Поскольку Шекшемский детский сад находился в ведомственном подчинении Шекшемского лесопункта, следовательно она работала воспитателем Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта, иных учреждений в ведомственном подчинении Шекшемского лесопункта не имелось. Факт ее работы в Шекшемском детском саду в судебном заседании также подтвердила свидетель ФИО31 Непосредственно с должности воспитателя Шекшемского детского сада ей был предоставлен отпуск по беременности и родам с 14.08.1990 года по 03.12.1990 года. После предоставления ей отпуска по уходу за ребенком она планировала продолжить работу в Шекшемском детском саду, однако в связи со смертью ребенка, она восстановилась в институте на очную форму обучения.
Представитель ответчика Королев А.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Просил отказать в удовлетворении исковых требований Морозовой И.В. о включении отдельных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии в полном объеме.
Представитель ответчика Казарин О.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Просил отказать в удовлетворении исковых требований Морозовой И.В. о включении отдельных периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии в полном объеме. Также пояснил, что документально период работы истца в должности воспитателя Шекшемского детского сада не подтвержден, в имеющихся лицевых счетах имеются сведения об Адеевой И.В. (предыдущая фамилия истца), однако не указано конкретное ее место работы. Кроме того, ввиду отсутствия штатного расписания невозможно установить замещала ли Адеева в данный период штатную должность.
Из письменных возражений на исковые требования следует, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарье Костромской области (межрайонное) не признает исковые требования Морозовой И.В., считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям:
20.07.2020г. Морозова И.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, а так же в соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, в том числе лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.В результате анализа представленных Морозовой И.В. документов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (далее по тексту - специальный стаж) включено 24 года 08 месяцев 01 день.Продолжительность страхового стажа имеется.Не включен в специальный стаж периоды работы истца в Шекшемском лесопункте с 15.07.1990г. по 03.12.1990г. (00 лет 04 месяца 19 дней).В трудовой книжке АТ-У1 № 2269301 с датой заполнения 15.08.1991г. запись о работе Морозовой И..В. с 15.07.1990г. по 03.12.1990г. в должности воспитателя детского сада Шекшемского лесопункта отсутствует. Первая запись в трудовой книжке датирована 15.08.1991г.В архивной справке от 10.09.2015г. № 859 в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Шекшемского лесопункта Адеева И.В. значится в должности воспитателя в июле и августе 1990г. При этом, приказы о приеме Адеевой И.В. на указанную штатную должность воспитателя детского сада, как структурного подразделения Шекшемского лесопункта, и увольнении с указанной должности, истцом не представлены. В период с августа по декабрь 1990г. должность истца в лицевых счетах не указана, данный период обозначен как б/лист. Приказ о предоставлении Адеевой И.В. отпуска по беременности и родам, как штатному воспитателю детского сада, отсутствует.По документам, представленным Морозовой И.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не возможно определить занятие истцом штатной должности воспитателя в структурном подразделении детский сад.На основании вышеизложенного, просили отказать в удовлетворении исковых требований Морозовой И.В. в полном объеме.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьёй 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Пунктом 2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусмотрены детские сады и должность воспитатель.
Как следует из материалов дела заявителем является Морозова И.В., ДД.ММ. года рождения.
Согласно свидетельства о заключении брака I-ГО № 423649 Соловьева И.В. ДД.ММ. года вступила в брак с ФИО23, после заключения брака жене присвоена фамилия - Адеева.
Исходя из справки № А-00813 брак между ФИО24 и Адеевой И.В. расторгнут ДД.ММ. года, актовая запись № 537, после расторжения брака жене присвоена фамилия - Соловьева.
Согласно свидетельства о заключении брака I-ГО №423676 Соловьева И.В. ДД.ММ. года вступила в брак с ФИО27 после заключения брака жене присвоена фамилия - Морозова.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В трудовой книжке AT-VI № 2269301, дата заполнения 15.08.1991 года, внесены записи о трудовой деятельности Морозовой (Соловьевой) И.В., ДД.ММ. года рождения начиная с 15 августа 1991 года.
Вместе с тем в данной трудовой книжке отсутствуют сведения о работе истца в должности воспитателя Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза.
В качестве подтверждения своей работы в указанные периоды истцом Морозовой И.В. представлена архивная справка № 859 от 10.09.2015 года из которой следует, что в документах Шарьинского комплексного леспромхоза территориально- производственного объединения «Костромалеспром», в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Шекшемского лесопункта значится Адеева И.В. : 1990 год июнь - не значится; июль: воспит. 72, август воспит. 72, б/лист 14.08.-8.10., сентябрь : нет записей, октябрь : б/л 20, ноябрь б/лист 9.10.- 3.12, декабрь б/л -1. В книгах приказов по личному составу по управлению с июня по декабрь 1990 года приказы о приеме и об увольнении в отношении Морозовой (Адеевой) И.В. не обнаружены. Книги приказов по личному составу Шекшемского лесопункта за 1990 год на хранение в отдел по делам архивов администрации городского округа город Шарья не поступали. Других работников по фамилии Адеева в документах не значится.
Сведения указанные в архивной справке соответствуют сведениям содержащимся в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза за июль-декабрь 1990 года.
Согласно постановления главы администрации Шарьинского района Костромской области от 28 декабря 1993 года №м 232 о передаче ведомственных детских дошкольных учреждений на местный бюджет на баланс поселковых администраций с баланса леспромхозов приняты дошкольные учреждения с количеством 175 мест, в том числе два детских сада Зебляковского леспромхоза на 115 мест и один детский сад Шарьинского леспромхоза на 60 мест в поселке Шекшема.
В соответствии со справкой администрации Шарьинского муниципального района от 18 августа 2015 года № 296 Постановлением главы администрации Шарьинского района № 232 от 28.12.1993 года «О передаче ведомственных детских дошкольных учреждений на местный бюджет» детский сад Шарьинского леспромхоза в посёлке Шекшема передан на баланс Шекшемской поселковой администрации. Приказом управления образования № 191 от 30.12.1993 года «О передаче дошкольных учреждений Зебляковского и Шекшемского леспромхозов» сотрудники детского сада Шекшемского леспромхоза переведены с 01.01.1993 года в штат Шекшемского яслей-сада.
Следовательно в период работы (1990 год) Морозовой ( Адеевой ) И.В. в Шекшемском лесопункте Шарьинского леспромхоза имелось ведомственное детское дошкольное учреждение - детский сад.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО34 суду показала, что в 1990 году она работала заведующей Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза. Морозова (Адеева) И.В. была принята на работу в детский сад на должность воспитателя на период временного отсутствия других воспитателей. Поскольку Морозова (Адеева И.В.) была беременная, ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. В лицевых счетах имеются сведения о периоде работы Морозовой(Адеевой) И.В., куда передавались архивные документы Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта ей неизвестно.
Согласно ответа на запрос администрации городского округа город Шарья Костромской области от 27 октября 2020 года № 72 администрация городского округа город Шарья Костромской области сообщает, что в книгах приказов по личному составу по управлению Шарьинского леспромхоза с июля по декабрь 1990 года приказы о приеме и увольнении Адеевой И.В. не обнаружены. Книги приказов по личному составу Шекшемского лесопункта, в т.ч. Шекшемского детского сада за 1990 год на хранение в отдел не поступали. Личная карточка Т-2 за 1990 год на Адееву И.В. не обнаружена. Табели учета рабочего времени с июля по декабрь 1990 года включительно, трудовой договор и дополнительные соглашения, журналы, в которых отражается трудовая деятельность Адеевой И.В. на хранение в отдел по делам архивов администрации городского округа город Шарья не поступали.
Согласно ответа на запрос администрации городского округа город Шарья Костромской области от 16.11.2020 года в документах архивного фонда (Р-26) Шарьинского комплексного леспромхоза территориально-производственного объединения «Костромалеспром» Костромской области, в документах Шекшемского лесопункта штатное расписание Шекшемского детского сада за 1990 год на хранение в отдел по делам архивов администрации городского округа город Шарья не поступало. В документах по управлению Шарьинского комплексного леспромхоза за 1990 год штатное расписание Шекшемского детского сада не обнаружено.
В соответствии с информаций администрации Шарьинского муниципального района от 02.11.2020 года архивные копии документов о заработной плате и стаже на Адееву И.В. за период ее работы с 15.07.1990 года по 03.12.1990 года в Шекшемском детском саду Шекшемского лесопункта Шарьинского комплексного леспромхоза не представляется возможным, т.к. документы Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта Шарьинского комплексного леспромхоза за 1990 год на хранение в сектор по делам архивов администрации Шарьинского муниципального района Костромской области не поступали.
Согласно ответа на запрос от 03.12.2020 года ОГКУ ГАКО документы по личному составу Шарьинского комплексного леспромхоза территориально-производственного объединения «Костромалеспром» Шекшемского лесопункта Шекшемского детского сада за 1990 год в ОГКУ «Государственный архив Костромской области» на хранение не поступали.
Исходя из ответа на запрос от 04.12.2020 года ОГКУ «ГАНИКО» документы Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта, а также Шарьинского комплексного леспромхоза территориально-производственного объединения «Костромалеспром» на хранение в ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области» не поступали.
Таким образом, установить местонахождение архивных документов за 1990 год Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза не представилось возможным.
Вместе с тем, записями в лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза за июль-декабрь 1990 года, также допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО36 подтверждается, что в спорный период с 15.07.1990 года по 13.08.1990 года Морозова (Адеева) И.В. осуществляла педагогическую деятельность учреждении для детей (Шекшемском детском саду), подведомственном Шекшемскому лесопункту Шарьинского леспромхоза.
20.07.2020 года Морозова И.В. обратилась с заявлением в ГУ - УПФ РФ в г.Шарье о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Шарье Костромской области (межрайонное) № 182328/20 от 26.08.2020 года Морозовой И.В. отказано в назначении пенсии по старости. Решением комиссии установлено, что по представленным документам стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии составил 24 года 8 месяцев 01 день.
Не зачтен в специальный стаж, в том числе период с 15.07.1990 года по 03.12.1990 года ( 4 месяца 19 дней). Данный период не включен в стаж, т.к. по архивной справке невозможно определить занятие штатной должности.
Истец Морозова И.В. с учетом уточненных исковых требований просила включить в ее специальный стаж периоды работы в должности воспитателя Шекшемского детского сада Шекшемского лесопункта с 15.07.1990 года по 13.08.1990 года, а также период отпуска беременности и родам с 14.08.1990 по 03.12.1990 года, общей продолжительностью 04 месяца 19 дней.
Факт работы Морозовой (Адеевой ) И.В. в период с 15.07.1990 года по 13.08.1990 года в должности воспитателя (согласно лицевых счетов указана должность воспит.) детского сада подведомственного Шекшемскому лесопункту Шарьинского леспромхоза нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. Истцу была начислена заработная плата исходя из количества отработанных часов.
Следовательно, период работы истца в должности воспитателя детского сада подведомственного Шекшемскому лесопункту Шарьинского леспромхоза с 15.07.1990 года по 13.08.2020 подлежит включению в специальный стаж истца дающий право на досрочное назначение пенсии.
Как следует из сведений содержащихся в лицевых счетах с 14.08.1990 года по 03.12.1990 года Морозовой И.В. производилась оплата по больничному листу.
В судебном заседании истец Морозова И.В. пояснила, что в период с 14.08.1990 года по 03.12.1990 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам.
Свидетельством о рождении I-ГО № 319433 подтверждается, что ФИО37 родился ФИО38 года, его матерью является истец.
Статьей 165 КЗоТ РСФСР было предусмотрено, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, предусмотрено включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с письмом Министерства труда от 01.04.1994 года № 552-КВ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, имевшие место до25.09.1992 года, могут засчитываться в льготный стаж, независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.
Кроме того, согласно информационному письму Минтруда РФ и ПФР от 04.02.2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 основанием для предоставления отпуска по уходу за ребенком служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России № 206 и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации №21 от 19.10.1994, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, учитывая, что отпуск по беременности и родам был предоставлен истцу после периода работы, подлежащего включению в специальный трудовой стаж, период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 14.08.1990 года по 03.12.1990 года, подлежит включению в специальный трудовой стаж Морозовой И.В. в полном объеме.
Следовательно, требования Морозовой И.В. о включении в ее специальный стаж периода работы в должности воспитателя детского сада Шекшемского лесопункта Шарьинского леспромхоза с 15.07.1990 года по 13.08.1990 года, а также периода отпуска беременности и родам с 14.08.1990 по 03.12.1990 года, общей продолжительностью 04 месяца 19 дней являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом включения в специальный стаж истицы спорных периодов, специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости на день обращения в Пенсионный фонд 20.07.2020 года составляет более 25 лет (24 года 08 мес. 1 день + 4 мес. 19 дн = 25 лет 20 дней).
Рассматривая требования истца о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 26.08.2020 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты после перерасчета стажа педагогической деятельности с момента достижения 25 лет, суд учитывает, следующее.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В связи с чем пенсия истице подлежит назначению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Морозовой И.В. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 26.08.2020 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты после перерасчета стажа педагогической деятельности с момента достижения 25 лет следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Морозовой И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации) в г. Шарье Костромской области (межрайонное) включить Морозовой И.В. в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости период ее работы в должности воспитателя детского сада Шекшемского лесопункта с 15 июля 1990 года по 13.08.1990 года, а также период отпуска по беременности и родам с 14.08.1990 года пот 03.12.1990 года
В удовлетворении остальной части исковых требований Морозовой И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шарье Костромской области (межрайонное) отказать.
Назначить Морозовой И.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.С. Злобина