Дело №2-473/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка Приморский край                                              «21» октября 2015 года

    Чугуевский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Литовченко М.А.,

при секретаре судебного заседания Лёвиной А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Чугуевский лесозаготовительный комплекс» и обществу с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» о взыскании ущерба, причиненного лесам,

     установил:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в Чугуевский районный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью «Чугуевский лесозаготовительный комплекс» и обществу с ограниченной ответственностью «Дальнереченсклес» о взыскании ущерба, причиненного лесам, о возмещении ущерба, причиненного лесам.

В обоснование заявленных требований, указал, что обществами с ограниченной ответственностью «Чугуевский лесозаготовительный комплекс» (далее по тексту «Чугуевский ЛЗК») и «Дальнереченсклес» используется в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ , согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору на оказание услуг управления и осуществление функций генерального подрядчика № от ДД.ММ.ГГГГ и по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ помощником Приморского межрайонного природоохранного прокурора в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ был произведен осмотр лесосеки в выделе 19 квартала 25 <данные изъяты>, разрабатываемой ООО «Дальнереченсклес» с привлечением субподрядной организации ООО «Чугуевский ЛЗК», а также прилежащей территории. В результате проведенной проверки был установлен факт незаконной рубки лесных насаждений, в ходе которой были незаконно срублены и повреждены до степени прекращения роста определенные породы деревьев, не предназначенные в рубку и кустарники.

Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> районного суда г<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ООО «Дальнереченсклес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния).

В отношении ООО «Чугуевский ЛЗК» ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление Советского районного суда <адрес> о привлечении организации к административной ответственности по ч.2 ст. 8.28 КоАП РФ. Названное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

Размер ущерба, по результатам незаконной рубки, совершенной ООО «Дальнереченсклес» и ООО «Чугуевский ЛЗК», рассчитанный ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ вследствие незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста деревьев составил 2 627 334 рубля.

Просит суд на основании ст. 1064, 1068 ГК РФ, ст. 99,100 Лесного кодекса РФ, ст. 77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» взыскать с ООО «Чугуевский ЛЗК» и ООО «Дальнереченсклес» солидарно, в пользу Российской Федерации ущерб, причиненный лесам Российской Федерации вследствие нарушения лесного законодательства в размере 2 641 557 рублей.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Чугуевского района Приморского края Федоренко О.В., действующая на основании доверенности и по поручению, уточнила исковые требования в части размера ущерба, указав сумму - 2 637 853 рубля. Исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика - ООО «Чугуевский ЛЗК» - ФИО3 и ФИО4, действующие каждый по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали. Представитель ответчика ФИО3 в суде пояснила, что решения Советского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Чугуевский ЛЗК» и ООО «Дальнереченсклес» к административной ответственности, не носят преюдициального характера, не являются доказательствами, бесспорном подтверждающими факт виновности ответчика и причинения ущерба в заявленном размере. Истец не установил наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением организаций и наступлением неблагоприятных последствий. Указывает, что лесная декларация не является разрешительным документом, а носит лишь заявительный характер; сумма ущерба, представленная истцом, рассчитана неверно. Суду ответчик предоставил собственный расчет, согласно которому признан факт незаконной рубки лесных насаждений в объеме 3,3 м3 на общую сумму 29 225 рублей.

Представитель ответчика - ООО «Дальнереченсклес» - ФИО5, действующая по доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель третьего лица - Департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО6 исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Полномочия прокурора по защите интересов Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц определены Законом «О прокуратуре Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года и п. 1 ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с настоящим иском о возмещении ущерба, причиненного ответчиком лесному фонду.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 1 Лесного Кодекса РФ одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п.п.1, 8 ст. 29 Лесного Кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Требования ч. 9 ст. 29 настоящего кодекса указываю, что правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ предусматривает, что порядок осуществления рубки лесных насаждений устанавливается Правилами заготовки древесины.

Согласно п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года №337, рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Пункт 5 данных Правил указывает, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).

Согласно пункту 13 Правил, при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Информации о фактически осуществленной рубке декларация не содержит.

Пунктом 2 ст. 26 Лесного кодекса РФ, пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 (далее - Порядок) установлена обязанность арендаторов лесных участков ежегодно представлять в орган государственной власти, предоставивший лесной участок, лесную декларацию, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В силу ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В соответствии со ст.75, п.1 ст.77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры в ходе осмотра лесосеки №1, расположенной в выделе 9 квартала 25 Измайлихинского участкового лесничества Рощинского лесничества, разрабатываемой ООО «Дальнереченсклес» в соответствии с лесной декларацией с привлечением подрядной организации ООО «Чугуевский ЛЗК», были выявлены нарушения действующего законодательства, которые выразились в рубке деревьев сверх установленного в лесной декларации объема. Из них: береза белая – 7,88 куб м., береза желтая – 10.43 куб.м., дуб – 41,89 куб.м., ель – 62, 685 куб.м, ильм- 7,715 куб.м., липа – 0,705 куб.м., пихта – 14,885 куб.м., ясень – 10,085 куб.м. Кроме того, установлена порубка деревьев, не указанных в лесной декларации, либо заготовка которых не допускается: кедр- 1,365 куб.м., орех – 0,39 куб. м., осина 2,1 куб.м, клен – 0,585 куб.м.

Постановлением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дальнереченсклес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.28 КоАП РФ. Постановленное судебное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

Постановлением указанного выше суда от ДД.ММ.ГГГГ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ было признано ООО «Чугуевский ЛЗК». Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данному в п.8 постановления от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении", на основании ч.4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч.4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении обязательны для суда при рассмотрении и разрешении дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение) по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещении. В полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо, либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Исходя из этого, при разрешении настоящего спора суд рассматривает лишь вопросы о размере возмещения ущерба. Вина ответчика в совершении административных правонарушений и причинении ущерба установлена судебными актами и в рамках настоящего гражданского дела оспариванию не подлежит.

Размер ущерба, рассчитанный на основании Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года №273, вследствие незаконной рубки и повреждения до степени прекращения роста деревьев составил 2 627 334 рубля.

Из материалов дела следует, что за пределами лесосеки в результате выезда лесотранспортной техники были повреждены до степени прекращения роста деревья: клен- 2 шт, береза белая – 1 шт., ель – 1шт., осина – 1 шт., пихта – 1 шт., элеутерококк – 3 куста. Размер ущерба, в результате повреждения деревьев за пределами лесосеки составил 10 519 рублей.

Таким образом, общий размер ущерба, причиненный вследствие незаконной рубки, составил 2 637 853 рубля.

Данный расчет произведен верно, сумма ущерба определена в соответствии со ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Постановлениями Правительства РФ от 08.05.2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ «Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», письмом Управления лесным хозяйством Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом размеров повреждения и вырубки деревьев, площади уничтоженного плодородного слоя почвы.

Причиняя ущерб окружающей среде, ответчик нарушает указанные права граждан. Своими действиями ответчик причиняет единый ущерб и Российской Федерации и гражданам.

При таких обстоятельствах, ответчик обязан возместить причиненный ущерб.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ч.2 ст.61.1 БК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 21389 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 637 853 ░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 21 389 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ «26» ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░░

2-473/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приморский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Дальнереченсклес"
ООО "Чугуевский лесозаготовительный комплекс"
Другие
Департамент лесного хозяйства Приморского края
Суд
Чугуевский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
chuguevsky.prm.sudrf.ru
09.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2015Судебное заседание
21.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее