Решение по делу № 33-5795/2022 от 22.06.2022

    Судья Палагута Ю.Г.

    Судья-докладчик Губаревич И.И.                         по делу № 33-5795/2022

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    25 июля 2022 года                                                                          г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Рудковской И.А.,

судей Губаревич И.И., Сальниковой Н.А.,

при помощнике судьи Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело              № 2-1133/2022 (УИД 38RS0036-01-2022-000045-15) по иску Черновой Людмилы Викторовны к Восточно-Сибирскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о признании решения, распоряжения незаконными, возложении обязанности о восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

по апелляционной жалобе истца Черновой Л.В. на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований истец Чернова Л.В. указала, что в период с 25 ноября 2002 года по 25 ноября 2015 года она проходила службу в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «Восточно-Сибирская база МВД России» от 13 мая 2004 года № 3 она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В момент постановки на учет она была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, расположенном <адрес изъят>, (данные изъяты). Указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности ее дочери ФИО18 и ее матери ФИО19 Иных лиц по указанному адресу зарегистрировано не было.

Протоколом жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 28 августа 2010 года № 11 она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с переводом для дальнейшего прохождения службы в Восточно-Сибирском ЛУ МВД России на транспорте.

Предоставив запрашиваемый пакет документов, после правовой оценки предоставленных документов, она была поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 12 марта 2013 года № 10, утвержденным распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от     12 марта 2013 года № 26, как очередник, состоящий на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

18 мая 2016 года в связи с семейными обстоятельствами она была снята с регистрационного учета <адрес изъят>, зарегистрирована в жилом помещении <адрес изъят> (договор найма), предоставила в жилищно-бытовую комиссию документы об изменении места жительства.

Согласно выписке из протокола № 8 жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 7 сентября 2021 года № 131р, принято решение: действия жилищно-бытовой комиссии ГУ «Восточно-Сибирская военная база МВД России» признать незаконными в части принятия на учет Чернову Л.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, снять Чернову Л.В. с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего постановку на учет, при принятии соответствующего решения.

В соответствии с выпиской из протокола № 16 жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 19 ноября 2021 года № 166р, решено: в соответствии с пп. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной выплаты для приобретения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, снять Чернову Л.В. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человека (она) в связи с неправомерными действиями должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.

Подпункт «г» Правил изменен со 2 июля 2021 года, в предыдущей редакции о неправомерности действий должностных лиц комиссии речь не шла, оснований для снятия ее с учета не имелось.

До настоящего времени она является нуждающейся в улучшении жилищных условий либо получении социальной выплаты на приобретение или    строительство     жилого     помещения. По     <адрес изъят>, она не проживает, снята собственниками с регистрационного учета, проживает и зарегистрирована по договору найма жилого помещения <адрес изъят>

Истец полагает, что имела полное право быть принятой на учет на предоставление единовременной социальной выплаты. В решении не указано, в чем конкретно выразились неправомерные действия должностных лиц, тем более, что все правовые нормы (обеспеченность жилой площадью менее 15 кв.м.) соблюдены в полном объеме.

Чернова Л.В. просила суд признать решение комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 9 ноября 2021 года, утвержденное распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 19 ноября 2021 года № 166р, незаконным; признать распоряжение Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от           19 ноября 2021 года № 166р незаконным; возложить на Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте обязанность восстановить ее на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 марта 2013 года.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Чернова Л.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решение указала на его незаконность и необоснованность. Решение комиссии о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являлось правомерным и полностью соответствовало специальным правовым нормам. Неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты не выявлено. Принятое ответчиком решение о снятии ее с учета незаконно, необоснованно, базируется на неверном толковании норм права, на нормах ЖК РФ, без учета специальных норм права, имеющих приоритетное значение при решении вопроса о постановке (снятии) на учет (с учета), в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

Обращает внимание на то, что в рассматриваемом случае нельзя признать неправомерными действия должностных лиц на основании норм права, возникших в 2021 году. Подпункт «г» Правил, на котором ответчик основывает свое решение, изменен со 2 июля 2021 года, в предыдущей редакции о неправомерности действий должностных лиц комиссии речь не шла, оснований для снятия ее с учета не имелось.

Настаивает на том, что имела право быть принятой на учет на получение выплаты не только как сотрудник, имеющий менее 15 кв.м., но и как проживающая в смежной неизолированной комнате.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте –        Семенов В.А., действующий на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Губаревич И.И., истца Чернову Л.В., представителя истца Ковалеву Т.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Перякиной Е.Г., полагавшей решение не подлежащим отменен по доводам апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований к отмене либо изменению решения суда.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действующей в момент постановки истца на учет) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п.2 ч.2 ст. 4 названного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 4 ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).

В соответствии с п. 29 Правил в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью, указанных жилых помещений.

Согласно пп. «г» п. 19 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).

Из приведенных норм следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является право на принятие на такой учет, в частности, установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 4 указанного Федерального закона № 247-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Чернова Л.В. проходила службу в органах МВД с 25 ноября 2002 года по 25 ноября 2015 года.

Решением заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ «Восточно-Сибирская база МВД России» от 13 мая 2004 года № 3 Чернова Л.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В дальнейшем Чернова Л.В. переведена для дальнейшего прохождения службы в Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте.

В 2012 году Чернова Л.В. обратилась в Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с выпиской из протокола № 10 заседания жилищно-бытовой комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 12 марта 2013 года, утвержденной распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 12 марта 2013 года № 26р, принято решение принять на учет на получение единовременной социальной выплаты    Чернову Л.В. в составе семьи один человек с 6 декабря 2012 года.

Приказом от 25 ноября 2015 года начальника Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Чернова Л.В. уволена со службы в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.

Из выписки из протокола № 16 заседания комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 19 ноября 2021 года № 166р, следует, что принято решение Чернову Л.В. снять с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе один человек (она) на основании пп. «г», п. 19 Правил в связи с неправомерными действиями должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии Чернову Л.В. на учет для получения единовременной выплаты. Так, на момент постановки на учет, уровень обеспеченности ее общей площадью жилого помещения по <адрес изъят>, в котором она проживала совместно с ФИО20., ФИО21 составлял 19,53 на каждого члена семьи, что превышало установленную на тот момент учетную норму 12 кв.м. на одного члена семьи.

Из заключения служебной проверки по факту неправомерного принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21 февраля 2022 года усматривается, что в ходе служебной проверки установлено, что на дату постановки на учет 12 марта 2013 года Чернова Л.В. проживала с матерью и дочерью    в    квартире,     расположенной     по        <адрес изъят>, при этом уровень их обеспеченности общей площадью жилого помещения составлял более 15 кв.м., что в силу ч.2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ не позволяло претендовать ей на получение выплаты. Таким образом, решение комиссии по принятию на учет для предоставления единовременной выплаты Черновой Л.В. является неправомерным.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что 12 марта 2013 года - на момент постановки на учет на получение единовременной выплаты,    Чернова Л.В. являлась членом семьи собственника жилого помещения, имела обеспеченность площадью жилого помещения выше 15 кв.м., в связи с чем оснований для принятия её на учет в соответствии с п.2 ч.2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ не имелось.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что жилищно-бытовой комиссией не были проверены и учтены обстоятельства того, что, исходя из общей площади жилого помещения 58,6 кв.м. до перепланировки, на каждого члена семьи Черновой Л.В. приходится 19,5 кв.м., что превышает, установленную п.2 ч.2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ площадь в 15 кв.м.

Отклоняя доводы истца о том, что она страдает онкологическим заболеванием, в связи с чем, ей необходимо отдельное жилое помещение и она вынуждена была выехать из квартиры по <адрес изъят>, так как в указанной квартире проживает не только мать истца, но и её дочь со своим сожителем, суд первой инстанции исходил из того, что Чернова Л.В. самостоятельно приняла решение, выехала из квартиры в 2016 году, где имела право пользования.

При этом суд обоснованно указал, что представленные врачебные справки датированы 2016 годом, представленные рекомендации Кризисного центра для женщин датированы 2022 годом, и отношения к событиям 2013 года не имеют.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда о законности решения комиссии Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, утвержденного распоряжением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 19 ноября 2021 года № 166р, о снятии Черновой Л.В. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с ордером № 2340 на жилое помещение, состоящее из трех комнат, (данные изъяты) расположенное <адрес изъят>, выданного на основании решения исполнительного комитета Ленинского городского районного Совета народных депутатов от 02 марта 1982 года, ФИО22 предоставлено указанное жилое помещение, в качестве члена семьи нанимателя в ордер включены: ФИО23 (муж), ФИО24 (сын), ФИО25. (мать), Качина Л.В. (дочь).

27 июня 2002 года ФИО26 (наниматель) обратилась в Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска с заявлением о предоставлении жилого помещения, расположенного <адрес изъят>, в общую долевую собственность ФИО27 (наниматель), ФИО28 (внучка нанимателя).

Из нотариально удостоверенных заявлений Черновой Л.В., ФИО29 от 05 апреля 2002 года усматривается, что последние от участия в приватизации указанного жилого помещения отказались и просили не включать их в договор приватизации в отношении указанного жилого помещения.

Из свидетельств Номер изъят, <адрес изъят> следует, что члены семьи нанимателя ФИО30 умер 30 ноября 2001 года, ФИО31 умерла 29 мая 1996 года.

В соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность граждан от 05 июля 2002 года следует, что жилое помещение, расположенное по <адрес изъят>, состоящее из трех комнат, (данные изъяты) передано в собственность граждан ФИО32 ФИО33 (по ? доли в праве собственности).

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от       26 августа 2002 года Номер изъят Номер изъят за ФИО34, ФИО35 зарегистрировано право общей долевой собственности (по ? доли в праве) на указанное жилое помещение, (данные изъяты)

Как следует из кадастрового, технических паспортов на указанное жилое помещение, решения Комитета по управлению Ленинским округом     г. Иркутска от 15 октября 2009 года о согласовании перепланировки жилого помещения, акта приемки выполненных работ по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения по <адрес изъят> от 18 ноября 2009 года, заключения Бюро технической инвентаризации от 26 июля 2009 года, в указанном жилом помещении выполнена перепланировка, в результате чего изменилась жилая и общая площади данного жилого помещения (данные изъяты). В связи с этим, 02 февраля 2010 года право общей долевой собственности ФИО36, ФИО37 на данное жилое помещение, (данные изъяты) прекращено.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 02 февраля 2010 года Номер изъят, Номер изъят, выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, за ФИО38 ФИО39 зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное <адрес изъят>, общей площадью (данные изъяты).

Таким образом, из представленных доказательств следует, что на дату принятия на учет – 12 марта 2013 года, истец проживала с матерью и дочерью в квартире по <адрес изъят> где имела право пользования жилым помещением, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого из них составлял более 15 кв.м, поэтому оснований для принятия на учет не имелось, и соответственно не могло повлечь за собой возникновение права на получение единовременной выплаты.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы относительно изменения пп. «г» п. 19 Правил с июля 2021 года, судебная коллегия исходит из того, что при решении вопроса о снятии Черновой Л.В. с учета жилищно-бытовая комиссия руководствовалась действующими положениями Правил.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от                          25 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                И.А. Рудковская

Судьи                                                                                                И.И. Губаревич

                                                                                                       Н.А. Сальникова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2022 г.

33-5795/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чернова Людмила Викторовна
Ответчики
Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте
Другие
Ковалева Татьяна Львовна
ответчика Семенов Вадим Александрович
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Губаревич Ирина Ильинична
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
22.06.2022Передача дела судье
25.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2022Передано в экспедицию
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее