Решение по делу № 22-3324/2022 от 12.12.2022

Судья Минина О.Н. Дело № 22-3324/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар 23 декабря 2022 года

Верховный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Рябова А.В.

судей Корчаговой С.В., Ямбаева Р.Р.

при секретаре судебного заседания Ронжиной А.А.

с участием прокурора Матвеева Е.Г.

осужденного Б.А.И.

защитника Кибардина И.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Б.А.И. на приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 октября 2022 года, которым

Б.А.И., родившийся <Дата обезличена> в <Адрес обезличен> Коми АССР, гражданин РФ, не судимый,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в виде содержания под стражей до вступления приговора в силу оставлена без изменения.

Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом времени содержания Б.А.И. под стражей с 08.07.2022 до дня вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

С Б.А.И. взысканы процессуальные издержки в размере 20 385 рублей, выплаченные адвокату Фридриху Н.С., за оказание юридической помощи в период предварительного расследования.

Решен вопрос о судьбе вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Рябова А.В., выступления осужденного Б.А.И. и защитника Кибардина И.П., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Матвеева Е.Г., предложившего оставить жалобу без удовлетворения, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Б.А.И. признан виновным в совершении убийства, то есть умышленном причинении смерти другому лицу, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе осужденный Б.А.И. выражает несогласие с приговором, указывая, что суд не признал в качестве смягчающего наказание обстоятельства аморальность поведения потерпевшего, выразившееся в его оскорблении нецензурной бранью и высказанном условии принести бутылку водки для возврата телефона, в связи, с чем просит снизить назначенное судом первой инстанции наказание.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу осужденного государственный обвинитель Черкасов А.Г. предлагает оставить ее без удовлетворения, находя приговор законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Вина Б.А.И. в совершении убийства, то есть умышленного причинения смерти другому лицу, нашла свое подтверждение в судебном заседании на основе достаточно полной исследованной и получившей надлежащую оценку совокупности доказательств, приведенных в приговоре.

Несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неподтверждения их представленными доказательствами, наличия в этих выводах существенных противоречий, а равно неучтения каких-либо обстоятельств, могущих повлиять на них, наличия неразрешенных сомнений, подлежащих истолкованию в пользу осужденного, не имеется.

Обстоятельства происшедшего судом были установлены и исследованы с достаточной полнотой.

Как видно из приговора и материалов уголовного дела, <Дата обезличена> в период времени с <Дата обезличена> Б.А.И., находясь в состоянии алкогольного опьянения в комнате <Адрес обезличен> Республики Коми, на почве возникших личных неприязненных отношений к П.Р.А., вызванных ссорой с последним, умышленно, осознавая противоправность и общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления в результате его действий общественно-опасных последствий в виде смерти П.Р.А., и желая наступления именно таких последствий, с целью причинения смерти последнему, вооружившись кухонным ножом, используя указанный предмет в качестве оружия, нанес не менее двух ударов ножом П.Р.А. в жизненно важные части тела – область передней поверхности грудной клетки, в результате получения телесных повреждений в виде двух проникающих колото-резаных ран передней поверхности грудной клетки с повреждением дуги аорты и верхней доли правого легкого потерпевший скончался на месте происшествия.

Б.А.И. вину признал и показал, что подозревал в краже ранее купленного им телефона П.Р.А., который ранее неоднократно привлекался за воровство. Встретив П., сказал, чтобы тот вернул телефон, но П. попопросил в обмен на телефон бутылку водки. Он разозлился, сходил в дом сожительницы по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, взял нож с прозрачной ручкой на клепках, вернулся в дом П., где в то время находились П. с отцом и матерью. Он спросил, отдаст ли П. телефон, в ответ он ухмыльнулся и попросил бутылку водки за телефон, что его разозлило, он подошел к потерпевшему, сидящему в кресле, со спины, и ножом, лезвие которого было направлено вниз, ударил в переднюю часть его тела не менее 2 раз, бил сверху вниз. П. закричал, хотел схватиться за нож левой рукой и порезал палец руки, понимал, что от его ударов в грудь ножом П. может погибнуть. Удары наносил из-за злости, в том числе по причине нахождения в состоянии опьянения.

Вина осужденного также подтверждается: показаниями потерпевших П.А.В. и П.Ж.И. – родителей П.Р.А., которые указали о нанесении Б.А.И. двух ударов ножом в область груди сыну, который сидел на кресле и отрицал хищение телефона у Б., после указанных ударов из грудной клетки сына пошла кровь, он сполз с кресла на пол и остался лежать на спине, уже не подавал признаков жизни; показаниями свидетеля П.Е.Д – сожительницы Б.А.И., указавшей, что Б.А.И. мыл нож и сказал, что ударил несколько раз П.Р.А. в грудь и не знает, попал ли в сердце; показаниями свидетеля Л.А.С. – фельдшера скорой помощи, который прибыл по вызову на место происшествия, находившаяся там П.Ж.И. пояснила, что сына ударил знакомый ножом в грудь и он уже умер, в доме он осмотрел труп, удостоверился, что признаков жизни у П.Р.А. не было, пульс не прощупывался, зрачки без фотореакции; показаниями свидетелей Ш.А.С. и С.К.К., пояснивших о вызове скорой помощи по просьбе П.Ж.И., которая сказала, что Б. ударил ножом ее сына.

Кроме того, вина осужденного подтверждается письменными доказательствами по делу: протоколами осмотров мест происшествия, согласно которым в жилом доме по адресу: <Адрес обезличен>, д. Разгорт, <Адрес обезличен> обнаружен труп П.Р.А., лежащий на спине, в области грудной клетки имеются две колото-резаные раны, а также в жилом доме... по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>. изъяты два кухонных ножа, согласно заключению эксперта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на клинке ножа <Номер обезличен> (с рукоятью из прозрачного полимерного материала) обнаружена кровь человека, которая произошла от П.Р.А. и не произошла от Б.А.И.; заключением эксперта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, согласно которому при судебно-медицинской экспертизе трупа П.Р.А. обнаружено: две проникающие колото-резаные раны передней поверхности грудной клетки с повреждением дуги аорты и верхней доли правого легкого; резаная рана 2 пальца левой кисти, садины 1 пальца левой кисти, передней поверхности правого коленного сустава, 1 пальца правой стопы. Причиной смерти П.Р.А. явилось колото-резаное ранение передней поверхности грудной клетки слева (рана <Номер обезличен>), с повреждением дуги аорты и кровоизлияния в полость сердечной сорочки. Резаная рана в

Оснований не доверять показаниям указанных выше лиц не имеется, поскольку они последовательны, не содержат существенных противоречий, соответствуют друг другу.

Квалификация действиям осужденного по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому лицу, судом первой инстанции дана верно, сторона защиты ее не оспаривает.

Характер и локализация телесных повреждений обнаруженных у потерпевшего, нанесение удара ножом с применением значительной физической силы в жизненно-важную часть тела – грудную клетку свидетельствуют об умысле осужденного на умышленное причинение смерти П.Р.А. При этом Б.А.И. не находился в состоянии необходимой обороны либо в условиях превышения ее пределов, поскольку в момент нанесения удара ножом П.Р.А., последний сидел в кресле и никаких действий по отношению к Б.А.И. не предпринимал.

Между действиями Б.А.И. и наступлением смерти П.Р.А. имеется прямая причинно-следственная связь.

При назначении наказания суд первой инстанции учитывал в соответствии со ст. 6, 60 УК РФ, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновного лица, его состояние здоровья, наличие смягчающих и отягчающего наказания обстоятельств.

Суд признал в качестве смягчающих наказание обстоятельств: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, принесение извинений потерпевшей стороне в зале суда, как иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением, противоправность действий П.Р.А., выразившихся в неправомерном завладении телефоном осужденного и истребовании за его возврат спиртного, полное признание вины, состояние здоровья виновного, имеющего хронические заболевания.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции мотивировал отсутствие оснований для признания в качестве смягчающего наказание обстоятельства аморальности поведения потерпевшего ввиду того, что каких-либо аморальных действий П.Р.А. в отношении Б.А.В. не предпринималось.

ст. 61 УК РФ учтено судом в качестве смягчающего наказание.

Суд первой инстанции обоснованно признал в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя мотивировав свое решение.

Доводы осужденного о том, что он не находился в момент совершения преступления в состоянии опьянения, противоречат материалам дела, в том числе и показаниями осужденного, который не отрицал, что удары ножом наносил из-за злости, в том числе по причине нахождения в состоянии опьянения.

В приговоре суд мотивировал отсутствие оснований для применения положений ч. 6 ст.15, а также ст. 64, 73 и 53.1 УК РФ.

Наказание, назначенное Б.А.И. соразмерно содеянному, соответствует личности виновного, требованиям уголовного закона, чрезмерно суровым не является и смягчению не подлежит.

Вид исправительного учреждения осужденному суд определил верно в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, как исправительную колонию строгого режима.

Суд апелляционной инстанции считает, что приговор в отношении Б.А.И. отмене или изменению не подлежит за отсутствием предусмотренных законом оснований.

Руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Приговор Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 11 октября 2022 года в отношении Б.А.И. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение 6 месяцев со дня его вынесения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения копии апелляционного определения. Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

    

Председательствующий      А.В. Рябов    

Судьи                 С.В. Корчагова

Р.Р. Ямбаев

22-3324/2022

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Истцы
Черкасов Александр Геннадьевич
Другие
Бушенев Андрей Иванович
Фридрих Николай Савельевич
Кибардин И.П.(по назнач)
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Рябов А.В.
Статьи

105

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее