Дело № 12-46/2017
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Тальменка 04 сентября 2017 г.
Судья Тальменского районного суда Алтайского края Конаков Е.И.,
с участием защитника администрации Тальменского района Рымарь Н.С.,
рассмотрев жалобу главы Тальменского района Алтайского края Самсоненко С.Д. на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора № отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 Е.В. от 20.07.2017 г. №, которым
администрация Тальменского района Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №, составленному 21.06.2017 г. государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского Управления Ростехнадзора Поповой Е.В., при проведении анализа представления отчетности о производственном контроле за 2016 год на опасном производственном объекте – сети газоснабжения, рег. №№, III класса опасности, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем администрации Тальменского района, в 10 часов 00 минут 21.04.2017 г. выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: эксплуатация опасных производственных объектов без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, то есть выявлены нарушения требований ст.15 ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Вышеуказанным постановлением администрация Тальменского района Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с постановлением, глава Тальменского района Самсоненко С.Д. обратился в Тальменский районный суд с жалобой на предмет его отмены и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на то, что администрация Тальменского района является казенным учреждением, финансируемым из бюджета, а бюджетной сметой не предусмотрена оплата договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта – распределительного газопровода до жилых домов по <адрес> в <адрес>. Поскольку одним из принципов бюджетной системы является адресность и целевой характер бюджетных средств, то администрация района не имела возможности оплатить договор обязательного страхования и не имеет средств для оплаты штрафа в назначенном размере. Оспариваемое постановление нарушает права администрации района на самостоятельное распоряжение бюджетными средствами, предусмотренное ст.209 ГК РФ, а также осуществление бюджетного процесса, определение форм и направлений расходования средств бюджетов в соответствии со ст.31 БК РФ.
В судебном заседании защитник администрации Тальменского района Рымарь Н.С. жалобу поддержала, в ее обоснование ссылалась на теже доводы. Дополнительно просила судью о снижении размера штрафа, при этом представила заверенные копии решения Тальменского районного Совета народных депутатов от 30.12.2016 г. № «О бюджете Тальменского района на 2017 год» и информации Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о приостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевом счете администрации Тальменского района в связи с неисполнением требований исполнительных документов и решений налогового органа.
Законный представитель администрации Тальменского района Самсоненко С.Д. о времени и месте рассмотрения его жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не просил об отложении рассмотрения жалобы. В соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие законного представителя привлеченного к ответственности юридического лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав защитника Рымарь Н.С., судья приходит к следующему.
Согласно ст.9.19 КоАП РФ эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии со ст.15 ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Требованиями ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" предусматривается обязанность владельца опасного объекта на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии со ст.10 этого же Федерального закона договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.
Согласно требованиям ст.11 Федерального закона от 27.02.1997 г. № 225-ФЗ страхователь обязан в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов.
Контроль за исполнением владельцем опасного объекта установленной настоящим Федеральным законом обязанности по обязательному страхованию осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных производственных объектов (ст.27 Федерального закона от 27.02.1997 г. № 225-ФЗ).
Вина администрации Тальменского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от 21.06.2017 г., составленным в отношении администрации района по факту эксплуатации опасного производственного объекта (сети газоснабжения, рег. №А63-03991-0001, III класса опасности, расположенном по адресу: <адрес>) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
а также заверенными копиями представленных территориальным органом Ростехнадзора и администрацией Тальменского района:
- карты учета опасного производственного объекта III класса опасности (сеть газоснабжения – распределительный газопровод до жилых домов по <адрес> в <адрес>) со сведениями об эксплуатирующей организации администрации Тальменского района, дата регистрации 19.12.2015 г., регистрационный номер № в Сибирском управлении Ростехнадзора,
- свидетельства о регистрации №, выданного 21.12.2015 г. Сибирским управлением Ростехнадзора, о регистрации за администрацией Тальменского района, как эксплуатирующей организацией, вышеуказанной сети газоснабжения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно Уставу муниципального образования Тальменский район Алтайского края администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района и обладает правами юридического лица (ст.39).
При таких обстоятельствах, судья приходит к тому, что выводы должностного лица о наличии события правонарушения и виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.
Какие-либо объективные доказательства, опровергающие вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении отсутствуют, довод жалобы о невиновности противоречит имеющимся доказательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что администрацией района принимались все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательства объективной невозможности соблюдения организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, действующего законодательства в области промышленной безопасности, не представлены они и судье, рассматривающему жалобу.
Довод жалобы о том, что администрация Тальменского района является казенным учреждением, финансируемым из бюджета, при этом бюджетной сметой не предусмотрена оплата договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, а оспариваемое постановление нарушает права администрации района на самостоятельное распоряжение бюджетными средствами и влечет вмешательство в осуществление бюджетного процесса, противоречит действующему законодательству.
Как следует из преамбулы ФЗ от 21.07.1997 г. №116-ФЗ положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с требованиями ч.8 ст.29 Федерального закона от 27.02.1997 г. № 225-ФЗ в отношении опасных объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах положения настоящего Федерального закона применяются с 1 января 2013 года.
Кроме того, рассматривая в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и проверяя дело в полном объеме судьей установлено, что в его производстве находится жалоба главы Тальменского района Алтайского края Самсоненко С.Д.на постановление по делу об административном правонарушении от 20.07.2017 г. №, вынесенное государственным инспектором № отдела по надзоруза объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 Е.В., в соответствии с которым администрация Тальменского района привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с наложением на нее административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Частью 1 статьи9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При этом оба правонарушения выявлены в 10 часов 00 минут 21.04.2017 г. одним и тем же должностным лицом Ростехнадзора при анализе представления отчетности о производственном контроле за 2016 год на опасном производственном объекте – сети газоснабжения, рег. №№, III класса опасности, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем администрации Тальменского района.
Таким образом, из материалов дел усматривается, что в рамках проведенного должностным лицом анализа отчетности в отношении администрации Тальменского района выявлен ряд нарушений законодательства в области промышленности, образующих составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными статьями Главы 9 КоАП РФ.
Вместе с тем соответствующие нарушения допущены в результате не одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействия) администрации <адрес>. В связи с чем, положения ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неприменимы. Административное наказание обоснованно назначено администрации <адрес> по правилам части 1 данной статьи, которой установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Однако при этом судья находит заслуживающим внимания довод жалобы, что наложение административного штрафа в установленных санкцией ст.9.19 КоАП РФ пределах 300000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав органа местного самоуправления муниципального образования «Тальменский район».
Учитывая представленные судье доказательства о дефицитном бюджете района, наличие большого количества имеющихся неисполненных администрацией района исполнительных документов, повлекших приостановку Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю операций по лицевому счету администрации района, и принимая во внимание положения ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 150000 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу главы Тальменского района Алтайского края Самсоненко С.Д. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора № отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 Е.В. от 20.07.2017 г. № о привлечении администрации Тальменского района Алтайского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания ввиде административного штрафа в размере 300000 рублей, снизив размер этого штрафа до 150000 рублей.
В остальной части это постановление оставить без изменения, а жалобу главы Тальменского района Алтайского края Самсоненко С.Д. - без удовлетворения.
Копию решения направить участвующим в деле лицам.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение 10 суток.
Судья Е.И. Конаков