Решение по делу № 33-49/2024 (33-1068/2023;) от 20.12.2023

Судья Надбитова Г.П. Дело № 33-49/2024(33-1068/2023)

                                                      дела суда 1-й инстанции № 2-2338/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2024 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кашиева М.Б.,

судей Андреевой А.В. и Даваева А.Ю.,

при секретаре Кравцовой В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства по апелляционному представлению прокурора Юстинского района Республики Калмыкия Горского А.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2023 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б. об обстоятельствах дела, объяснения помощника прокурора Республики Калмыкия Лиджиевой В.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика Зацаринной М.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее - ООО «Специализированное автомобильное хозяйство»; Общество) о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что основным видом деятельности ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» является сбор, транспортировка, хранение и утилизация отходов.

Общество является арендатором земельного участка площадью 2500кв.м с кадастровым номером <….>, расположенного по адресу: <….>.

На указанном земельном участке размещена открытая площадка для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) из Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Бергинского, Эрдниевского и Харбинского СМО Юстинского района.

В ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов Роспотребнадзора проверки установлено, что поверхность площадки с размещенными на ней отходами не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытием брезентом, оборудованием навеса), ограждение, выполненное из металлической проволоки (сетка-«рабица»), имеет механические повреждения и дефекты, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение.

Несоблюдение Обществом санитарно-эпидемиологического законодательства ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с этим прокурором 9 июня 2023 года в адрес Общества внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

На основании изложенного прокурор с учетом уточнений исковых требований просил суд обязать ООО «Специализированное автомобильное хозяйство»:

- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов в соответствие с требованиями санитарных правил: оборудовать укрытие всей поверхности открытой площадки для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки и получить санитарно-эпидемиологическое заключение;

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов вследствие повреждения ограждения площадки.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элиста Савин Н.Е. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Очиров С.П. направил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска в части возложения на общество обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и оборудовать укрытие всей поверхности площадки для защиты от атмосферных осадков и ветров отказать ввиду исполнения ответчиком данных требований в ходе рассмотрения дела.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явился.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия
от 26 октября 2023 года исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия удовлетворены частично.

На ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов при эксплуатации мусороперегрузочной станции в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <….>, площадью <….> кв.м по адресу: <….>.

На ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов по адресу: <….>, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов.

В удовлетворении исковых требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в части возложения на ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать указанную выше площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров – отказано, ввиду исполнения ответчиком данного требования.

Взыскана с ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в бюджет г. Элисты государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На указанное решение прокурором Юстинского района Республики Калмыкия Горским А.С. подано апелляционное представление, в котором он просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в возложении обязанности на ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров(укрытие брезентом, оборудование навесом), в указанной части иск прокуратуры удовлетворить. Ссылается на то, что ответчиком полноценная защита площадки накопления твердых бытовых отходов до настоящего времени не обеспечена, что подтверждается результатами акта осмотра прокурором данной площадки от 22 ноября 2023 года и фотографиями, из которых видно, что укрытие поверхности брезентом отсутствует. В результате отсутствия полноценного надлежащего укрытия накопленные отходы распространяются на большой территории, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»", статей 11, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и исходил из того, что ответчиком при эксплуатации площадки временного накопления отходов не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, направленного на благоприятную окружающую среду.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела ответчиком эта обязанность исполнена.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»", определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

В силу статьи 13.4 поименованного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).

Пунктом 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 2 приведенных правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 22).

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования - градостроительных регламентов, строительных, экологических, - санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В соответствии с пунктом 12.4.8 раздела 12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» таблицы 7.1 «Санитарная квалификация» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 26 сентября 2016 года № 204 на основании статей 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Калмыкия.

Предписано при размещении эксплуатации мест временного накопления отходов (мусороперегрузочных станций) обеспечить соблюдение требований, в том числе в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее также - СанПин 2.1.3684-21).

В силу пункта 220 СанПин 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Согласно части 1 статьи 129 Конституции РФ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняют иные функции.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 9 января 2017 года
№ 3 утверждены «Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», которые определяют цели, задачи, функции и порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия (далее Правила № 3).

Пунктом 1.2 Правил № 3 установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу, определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого Аппаратом Правительства Республики Калмыкия.

В соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 26 мая 2017 года № З/ТКО/2017 и соглашениями от 19 июня 2017 года и 1 июля 2017 года № 1 с ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории республики, согласно которому Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Калмыкия сроком на 15 лет.

Следовательно, ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» осуществляет функции регионального оператора по обращению с коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия, его основным видом деятельности является сбор, транспортировка, хранение и утилизация коммунальных отходов.

В соответствии с условиями договора аренды от 25 июня 2018 года № 18 Обществу сроком на 10 лет (до 24 июня 2028 года) предоставлен земельный участок площадью <….>кв.м с кадастровым номером <….>, расположенный по адресу: <….>.

На данном земельном участке размещена открытая площадка для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) из муниципальных образований Цаганаманского, Юстинского, Татальского, Бергинского, Эрдниевского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующего вывоза.

Таким образом, спорная площадка предназначена для временного накопления твердых бытовых отходов для последующий их перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности.

В июне 2023 года прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований поверхность размещенных на указанной выше открытой площадке для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров укрытием брезентом, оборудованием навеса, металлическое ограждение площадки имеет механические повреждения и дефекты, ответчиком не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение.

9 июня 2023 года прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия в адрес ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» вынесено представление об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, которое ответчиком не исполнено.

Согласно акту осмотра вышеуказанного земельного участка от 17 июля 2023 года, составленному прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия, установлено, что земельный участок, используемый для временного накопления отходов, с четырех сторон по периметру огорожен сеткой -«рабица», которая имеет повреждения. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, вследствие чего накопленные твердые бытовые отходы из-за повреждения ограждения площадки вываливаются за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку, что подтверждается также приложенной к акту фототаблицей (л.д.23-25).

В целях устранения выявленных прокуратурой нарушений ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» приобрело у индивидуального предпринимателя <….> по договору от 30 июня 2023 года № 8 тент тарпаулин (120 г) 20 х 20 со слюверсами в количестве 4 шт., который был поставлен Обществу 7 августа 2023 года.

2 октября 2023 года Обществом суду представлены фотографии, датированные 2 октября 2023 года 13 час. 59 мин., согласно которым площадка для временного накопления отходов защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров путем укрытия тентом тарпаулин.

На основании представленных ответчиком фотографий суд первой инстанции пришел к выводу об исполнении Обществом требований прокурора в части укрытия площадки защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, вследствие чего судом в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на Общество обязанности оборудовать открытую площадку для временного накопления отходов защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) было отказано.

Вместе с тем, принимая фотографии в качестве надлежащего доказательства выполнения ответчиком требований прокурора в части обеспечения площадки для накопления отходов полноценным укрытием, суд первой инстанции не проверил данные доказательства на их относимость и допустимость, не выяснил, отражено на этих фотографиях состояние именно спорной площадки для временного накопления отходов, а не какой-либо иной, имеется ли акт осмотра земельного участка, составленный с участием представителей надзорных органов и заинтересованных лиц, тем самым реальность исполнения Обществом требований об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил суд не установил.

Согласно имеющейся в деле справке прокуратуры Юстинского района Республики Калмыкия от 2 октября 2023 года и приложенной к ней фототаблице, на проверяемую дату (2 октября 2023 года в 12 час. 15 мин.) отсутствовалополноценное укрытие всей поверхности открытой площадки для временного накопления отходов защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), в том числе отсутствовало укрытие площадки тентом тарпаулин, который имелся на представленных ответчиком суду фотографиях (л.д.136-143).

В нарушение части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ данные обстоятельства какой-либо правовой оценки суда первой инстанции не получили.

Кроме того, факт отсутствия на площадке для временного накопления отходов полноценной защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) и их распространение на прилегающей территории подтверждено также справкой прокуратуры Юстинского района Республики Калмыкия, составленной 22 ноября 2023 года в 12 час. 30 мин. и приложенной к ней фототаблицей (л.д. 190-192).

Отсутствие укрытия площадки приводит к распространению ветром отходов на прилегающей территории, что нарушает приведенные выше требования санитарно-эпидемиологических правил как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

При таких обстоятельствах само по себе представление Обществом
фотографий от 2 октября 2023 года, на которых открытая площадка для временного накопления отходов была укрыта лишь тентом тарпаулин, об исполнении требований прокурора по оборудованию укрытия всей поверхности этой площадки полноценной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) не свидетельствуют.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных пунктом 220 СанПин 2.1.3684-21 санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» требования санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации открытой площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <….>,, не соблюдаются, что приводит к нарушению прав и законных интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Поэтому на Общество, как арендатора земельного участка и регионального оператора по обращению с коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия, в чьи полномочия входит содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений путем оборудования указанной площадки полноценной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

С учетом приведенного выше состоявшееся по делу судебное решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия о возложении на ответчика обязанности оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и принятия нового решения об удовлетворении требований прокурора в указанной части.

При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу что указанный прокурором срок для исполнения ответчиком обязанности по оборудованию открытой площадки временного накопления твердых коммунальных отходов полноценной защитой – три месяца со дня вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Довод представителя ответчика о том, что на момент проведения проверки прокурором 2 октября и 22 ноября 2023 года укрытие площадки (тент тарпаулин) было временно снято Обществом для проведения работ, а затем возвращено на место, какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, отвечающими требованиям действующего законодательства, не подтвержден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать открытую площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) отменить.

Исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в указанной части удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (ИНН 0816016559) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать открытую площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <….>, площадью <….> кв.м по адресу: <….>, защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий М.Б. Кашиев

Судьи А.В. Андреева

А.Ю. Даваев

Судья Надбитова Г.П. Дело № 33-49/2024(33-1068/2023)

                                                      дела суда 1-й инстанции № 2-2338/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2024 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Кашиева М.Б.,

судей Андреевой А.В. и Даваева А.Ю.,

при секретаре Кравцовой В.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства по апелляционному представлению прокурора Юстинского района Республики Калмыкия Горского А.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2023 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б. об обстоятельствах дела, объяснения помощника прокурора Республики Калмыкия Лиджиевой В.П., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика Зацаринной М.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (далее - ООО «Специализированное автомобильное хозяйство»; Общество) о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что основным видом деятельности ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» является сбор, транспортировка, хранение и утилизация отходов.

Общество является арендатором земельного участка площадью 2500кв.м с кадастровым номером <….>, расположенного по адресу: <….>.

На указанном земельном участке размещена открытая площадка для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) из Цаганаманского, Татальского, Юстинского, Бергинского, Эрдниевского и Харбинского СМО Юстинского района.

В ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов Роспотребнадзора проверки установлено, что поверхность площадки с размещенными на ней отходами не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытием брезентом, оборудованием навеса), ограждение, выполненное из металлической проволоки (сетка-«рабица»), имеет механические повреждения и дефекты, Обществом не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение.

Несоблюдение Обществом санитарно-эпидемиологического законодательства ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с этим прокурором 9 июня 2023 года в адрес Общества внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

На основании изложенного прокурор с учетом уточнений исковых требований просил суд обязать ООО «Специализированное автомобильное хозяйство»:

- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести площадку временного накопления отходов в соответствие с требованиями санитарных правил: оборудовать укрытие всей поверхности открытой площадки для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки и получить санитарно-эпидемиологическое заключение;

- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов вследствие повреждения ограждения площадки.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элиста Савин Н.Е. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Очиров С.П. направил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска в части возложения на общество обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и оборудовать укрытие всей поверхности площадки для защиты от атмосферных осадков и ветров отказать ввиду исполнения ответчиком данных требований в ходе рассмотрения дела.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явился.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия
от 26 октября 2023 года исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия удовлетворены частично.

На ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов при эксплуатации мусороперегрузочной станции в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <….>, площадью <….> кв.м по адресу: <….>.

На ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления отходов по адресу: <….>, вследствие механического повреждения имеющегося ограждения и отсутствия укрытия поверхности площадки временного накопления отходов.

В удовлетворении исковых требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в части возложения на ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать указанную выше площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров – отказано, ввиду исполнения ответчиком данного требования.

Взыскана с ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в бюджет г. Элисты государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На указанное решение прокурором Юстинского района Республики Калмыкия Горским А.С. подано апелляционное представление, в котором он просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в возложении обязанности на ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров(укрытие брезентом, оборудование навесом), в указанной части иск прокуратуры удовлетворить. Ссылается на то, что ответчиком полноценная защита площадки накопления твердых бытовых отходов до настоящего времени не обеспечена, что подтверждается результатами акта осмотра прокурором данной площадки от 22 ноября 2023 года и фотографиями, из которых видно, что укрытие поверхности брезентом отсутствует. В результате отсутствия полноценного надлежащего укрытия накопленные отходы распространяются на большой территории, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны площадки временного накопления отходов и ликвидировать несанкционированную свалку отходов, образовавшуюся в радиусе 100 метров за пределами площадки временного накопления, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»", статей 11, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и исходил из того, что ответчиком при эксплуатации площадки временного накопления отходов не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, направленного на благоприятную окружающую среду.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела ответчиком эта обязанность исполнена.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»", определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

В силу статьи 13.4 поименованного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).

Пунктом 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктом 2 приведенных правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 22).

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования - градостроительных регламентов, строительных, экологических, - санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

В соответствии с пунктом 12.4.8 раздела 12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» таблицы 7.1 «Санитарная квалификация» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 26 сентября 2016 года № 204 на основании статей 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Калмыкия.

Предписано при размещении эксплуатации мест временного накопления отходов (мусороперегрузочных станций) обеспечить соблюдение требований, в том числе в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее также - СанПин 2.1.3684-21).

В силу пункта 220 СанПин 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Согласно части 1 статьи 129 Конституции РФ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняют иные функции.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 9 января 2017 года
№ 3 утверждены «Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», которые определяют цели, задачи, функции и порядок осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия (далее Правила № 3).

Пунктом 1.2 Правил № 3 установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу, определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, проводимого Аппаратом Правительства Республики Калмыкия.

В соответствии с протоколом о результатах конкурсного отбора от 26 мая 2017 года № З/ТКО/2017 и соглашениями от 19 июня 2017 года и 1 июля 2017 года № 1 с ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории республики, согласно которому Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Калмыкия сроком на 15 лет.

Следовательно, ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» осуществляет функции регионального оператора по обращению с коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия, его основным видом деятельности является сбор, транспортировка, хранение и утилизация коммунальных отходов.

В соответствии с условиями договора аренды от 25 июня 2018 года № 18 Обществу сроком на 10 лет (до 24 июня 2028 года) предоставлен земельный участок площадью <….>кв.м с кадастровым номером <….>, расположенный по адресу: <….>.

На данном земельном участке размещена открытая площадка для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) из муниципальных образований Цаганаманского, Юстинского, Татальского, Бергинского, Эрдниевского и Харбинского сельских муниципальных образований Юстинского района Республики Калмыкия для их последующего вывоза.

Таким образом, спорная площадка предназначена для временного накопления твердых бытовых отходов для последующий их перегрузки и вывоза, то есть является мусороперегрузочной станцией, относящейся к IV классу опасности.

В июне 2023 года прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия в отношении ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований поверхность размещенных на указанной выше открытой площадке для временного накопления твердых бытовых отходов без тары (навалом, насыпью) не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров укрытием брезентом, оборудованием навеса, металлическое ограждение площадки имеет механические повреждения и дефекты, ответчиком не разработан проект санитарно-защитной зоны площадки и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение.

9 июня 2023 года прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия в адрес ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» вынесено представление об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, которое ответчиком не исполнено.

Согласно акту осмотра вышеуказанного земельного участка от 17 июля 2023 года, составленному прокуратурой Юстинского района Республики Калмыкия, установлено, что земельный участок, используемый для временного накопления отходов, с четырех сторон по периметру огорожен сеткой -«рабица», которая имеет повреждения. Площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, въездные ворота сломаны, вследствие чего накопленные твердые бытовые отходы из-за повреждения ограждения площадки вываливаются за ее пределы и разносятся ветром на прилегающую к ней территорию. Отходы под воздействием ветра, солнца, атмосферных осадков разлагаются и распространяются на большой площади, прилегающей к арендуемому земельному участку, что подтверждается также приложенной к акту фототаблицей (л.д.23-25).

В целях устранения выявленных прокуратурой нарушений ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» приобрело у индивидуального предпринимателя <….> по договору от 30 июня 2023 года № 8 тент тарпаулин (120 г) 20 х 20 со слюверсами в количестве 4 шт., который был поставлен Обществу 7 августа 2023 года.

2 октября 2023 года Обществом суду представлены фотографии, датированные 2 октября 2023 года 13 час. 59 мин., согласно которым площадка для временного накопления отходов защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров путем укрытия тентом тарпаулин.

На основании представленных ответчиком фотографий суд первой инстанции пришел к выводу об исполнении Обществом требований прокурора в части укрытия площадки защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров, вследствие чего судом в удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на Общество обязанности оборудовать открытую площадку для временного накопления отходов защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) было отказано.

Вместе с тем, принимая фотографии в качестве надлежащего доказательства выполнения ответчиком требований прокурора в части обеспечения площадки для накопления отходов полноценным укрытием, суд первой инстанции не проверил данные доказательства на их относимость и допустимость, не выяснил, отражено на этих фотографиях состояние именно спорной площадки для временного накопления отходов, а не какой-либо иной, имеется ли акт осмотра земельного участка, составленный с участием представителей надзорных органов и заинтересованных лиц, тем самым реальность исполнения Обществом требований об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил суд не установил.

Согласно имеющейся в деле справке прокуратуры Юстинского района Республики Калмыкия от 2 октября 2023 года и приложенной к ней фототаблице, на проверяемую дату (2 октября 2023 года в 12 час. 15 мин.) отсутствовалополноценное укрытие всей поверхности открытой площадки для временного накопления отходов защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), в том числе отсутствовало укрытие площадки тентом тарпаулин, который имелся на представленных ответчиком суду фотографиях (л.д.136-143).

В нарушение части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ данные обстоятельства какой-либо правовой оценки суда первой инстанции не получили.

Кроме того, факт отсутствия на площадке для временного накопления отходов полноценной защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) и их распространение на прилегающей территории подтверждено также справкой прокуратуры Юстинского района Республики Калмыкия, составленной 22 ноября 2023 года в 12 час. 30 мин. и приложенной к ней фототаблицей (л.д. 190-192).

Отсутствие укрытия площадки приводит к распространению ветром отходов на прилегающей территории, что нарушает приведенные выше требования санитарно-эпидемиологических правил как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

При таких обстоятельствах само по себе представление Обществом
фотографий от 2 октября 2023 года, на которых открытая площадка для временного накопления отходов была укрыта лишь тентом тарпаулин, об исполнении требований прокурора по оборудованию укрытия всей поверхности этой площадки полноценной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) не свидетельствуют.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из установленных пунктом 220 СанПин 2.1.3684-21 санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» требования санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации открытой площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <….>,, не соблюдаются, что приводит к нарушению прав и законных интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Поэтому на Общество, как арендатора земельного участка и регионального оператора по обращению с коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия, в чьи полномочия входит содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений путем оборудования указанной площадки полноценной защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

С учетом приведенного выше состоявшееся по делу судебное решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия о возложении на ответчика обязанности оборудовать площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и принятия нового решения об удовлетворении требований прокурора в указанной части.

При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу что указанный прокурором срок для исполнения ответчиком обязанности по оборудованию открытой площадки временного накопления твердых коммунальных отходов полноценной защитой – три месяца со дня вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Довод представителя ответчика о том, что на момент проведения проверки прокурором 2 октября и 22 ноября 2023 года укрытие площадки (тент тарпаулин) было временно снято Обществом для проведения работ, а затем возвращено на место, какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, отвечающими требованиям действующего законодательства, не подтвержден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Юстинского района Республики Калмыкия о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» обязанности в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать открытую площадку временного накопления твердых коммунальных отходов защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) отменить.

Исковые требования прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в указанной части удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство» (ИНН 0816016559) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать открытую площадку временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <….>, площадью <….> кв.м по адресу: <….>, защитой поверхности от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий М.Б. Кашиев

Судьи А.В. Андреева

А.Ю. Даваев

33-49/2024 (33-1068/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Юстинского района РК
Ответчики
ООО "Специализированное автомобильное хозяйство"
Другие
Территориальный отдел "Северо-Восточный"Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Яшкульском и Юстинском районах
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Кашиев Мацак Басангович
Дело на сайте суда
vs.kalm.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
25.01.2024Судебное заседание
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2024Передано в экспедицию
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее