Дело № 2-1965/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Степанниковой Е.П.,
с участием истцов Брусниковой Н.В., Алексиенко И.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сероштанова С.Н.,
представителя ответчика Администрации г. Нвошахтинска – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №... от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусниковой Н.В., Алексеенко И.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сероштанова Д.А., Брусникова А.В., Гончарова С.Н., Гордей Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гордей А.Ю., Лях Л.Н., Лях Е.А. к Администрации г. Новошахтинска Ростовской области об обязании включить в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда и обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска включить Гордей А.Ю., ... года рождения, в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что их семья в составе 8 человек была включена в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «...» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности, что подтверждается ответом администрации г. Новошахтинска.
Однако, до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения в администрацию г. Новошахтинска, социальная выплата на приобретение жилья им не предоставлена, договор о предоставлении социальной выплаты с ними не заключен.
На их письменное обращение, администрация г. Новошахтинска сообщает, что заключение договора на предоставление социальной выплаты возможно при наличии средств в 2019 г.
Считают, что отсутствие денежных средств не является основанием для бездействия Администрации г. Новошахтинска по предоставлению им социальной выплаты.
В судебном заседании истцы Брусникова Н.В., Алексиенко И.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сероштанова Д.А., уточнили заявленные исковые требования, не поддержав требования о включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.. . Гордей А.Ю., поскольку ответчик это сделал в добровольном порядке. Просили обязать ответчика заключить с ними договор о предоставлении соцвыплаты для приобретения жилья на вторичном рынке до 31.12.2019. В остальном поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Просили требования удовлетворить.
Истцы Брусников А. В., Гончаров С. Н., Гордей Е. С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гордей А.Ю., Лях Л.Н., Лях Е.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Ранее предоставили в материалы дела заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что требования о включении в Список.. Гордей А.Ю. не поддерживают, поскольку ответчик это сделал в добровольном порядке. Просили обязать ответчика заключить с ними договор о предоставлении соцвыплаты для приобретения жилья до 31.12.2019. Дело рассмотрено в отсутствие истцов Брусникова А. В., Гончарова С.Н., Гордей Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гордей А.Ю., Лях Л.Н., Лях Е.А. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что претензий к пакету документов, представленных истцами не имеется, однако, оснований для их первоочередного переселения не имеется, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, его неявка не является препятствием к рассмотрению настоящего дела в соответствии сост. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев в судебном заседании учетное дело истцов, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы Брусников А.В., Гончаров С.Н., Гончарова Е.С., Лях Л.Н., Лях Е.А., Брусникова Н.В., Сероштанова И.С., Сероштанов Д.А. зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес>, включены в дополнительный список №... граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «...» ОАО «Ростовуголь» под №.... Данный Список… утвержден протоколом Минэнерго РФ от 27.09.2016 № АЯ-672 пр.
Как установлено в судебном заседании протоколом рабочей комиссии Администрации г. Новошахтинска от 29.11.2018, в указанный список включена Гордей А.Ю., ... года рождения. Этим же протоколом внесены коррективы в установочные данные лиц, включенных в Список..: фамилия Гончаровой Е.С. изменена на Гордей, Сероштановой И.С. – на Алексиенко.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что истцы обращались к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты, на что Администрация г. Новошахтинска ответила об отсутствии денежных средств для заключения с ними такого договора.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Вместе с тем, при разрешении данного спора суд учитывает, что проживание в доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, которым является дом по <адрес>, создает угрозу жизни и здоровью истцов.
Суд также обращает внимание на то, что если проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то предоставление жилья, взамен признанного непригодным, не должно зависеть от установленного плана и срока расселения, а также от наличия либо отсутствия финансирования данных мероприятий.
При этом суд полагает необходимым отметить, что несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий. Направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.
В связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии у истцов первоочередного права на переселение, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку в отсутствие установленного графика переселения, вести речь о наличии либо отсутствии права на первоочередное переселение суд полагает неверным.
При разрешении данного спора, суд также полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат. Право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с Брусниковой Н.В., Алексеенко И.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сероштанова Д.А., Брусниковым А.В., Гончаровым С.Н., Гордей Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гордей А.Ю., Лях Л.Н., Лях Е.А., зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено в окончательной форме ... с учетом положений ст. 108 ГПК РФ