Дело № 2а-320/2022
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием помощника прокурора Усть-Вымского района Коника Д.Ф., действующего по поручению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях,
представителя административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А.,
административного ответчика - Поздеевой А.П., принимавшей участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2022 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Поздеевой А.П. об установлении административного надзора,
установил:
... ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Поздеевой А.П., освобождаемой из мест лишения свободы, об установлении в отношении неё административного надзора на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы ... «...» Республики Коми; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе; запрещения посещения заведений, продающих спиртное на разлив; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-зрелищных и иных подобных мероприятий, а также не носящих общественно-политический характер (конкурсов, олимпиад, выставок, смотрах, фестивалях и т.п.) и участия в этих мероприятиях, отдельных публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, пикетирования).
В обоснование требований указано, что Поздеева А.П. в период нахождения под административным надзором совершила преступление, за которое приговором Ижемского районного суда Республики Коми от 06.12.2019 осуждена к лишению свободы и направлена к месту отбывания наказания, где зарекомендовала себя с положительной стороны, по данному приговору преступление совершено ею в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, часть аналогичных ограничений была ранее ей установлена решением суда, не имеет регистрации по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми А. исковые требования поддержала, уточнив их в части - просила установить административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы административно-территориального образования в составе Республики Коми по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица без разрешения органов внутренних дел.
Административный ответчик Поздеева А.П. с исковыми требованиями согласилась частично, полагая чрезмерным установление ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время суток.
Заслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Коника Д.Ф., полагавшего необходимым установить административный надзор в отношении Поздеевой А.П. сроком на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением на неё административных ограничений, предложенных администрацией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с учетом их уточнений, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона №64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что Поздеева А.П. ранее судима:
- 05.10.2007 приговором Усть-Цилемского районного суда Республики Коми по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ (2 преступления), ч.3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, п. «а, б» ч.2 ст.158 УК РФ (2 преступления), п. «а, б, в» ч.2 ст.158 УК РФ, на основании ч.3, ч.5 ст.69 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Октябрьского районного суда г.Иваново от 06.02.2011 была освобождена условно-досрочно 17.03.2011 на неотбытый срок наказания 5 месяцев 1 день. Наказание отбыто 17.07.2011;
- 28.03.2012 года приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми по ч.4 ст.150 УК РФ, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;
- 27.04.2012 приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.117 УК РФ (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 22.06.2012) в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-ФЗ, ч.1 ст.112 УК РФ в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, без ограничения свободы. В соответствии с п. «в» ч.7 ст.79 отменено Поздеевой А.П. условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, назначенного по приговору суда от 05.10.2007, на основании ст.70 УК РФ (приговор суда от 05.10.2007), в соответствии со ст.69 УК РФ (приговор от 28.03.2012) окончательно ей назначено наказание в виде 5 лет 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31.05.2017 в отношении Поздеевой А.П. был установлен административный надзор сроком на 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с возложением ряда ограничений.
После установления административного надзора Поздеева А.П. была судима:
- 07.02.2019 приговором Ижемского районного суда Республики Коми по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы без ограничения свободы, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года, с возложением обязанности не менять постоянного местожительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного;
- 05.09.2019 приговором Ижемского районного суда Республики Коми по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, в соответствии с ч.4 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение Поздеевой А.П., назначенное приговором суда от 07.02.2019, в соответствии со ст.70 УК РФ окончательно ей назначено наказание в виде 2 лет 2 месяцев лишения свободы,
осуждена приговором Ижемского районного суда Республики Коми от 06.12.2019 по п. «а, б» ч.2 ст.158 УК РФ, в соответствии с ч.5 ст.69 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. На основании постановления того же суда от 03.03.2020 в срок лишения свободы зачтен период её содержания под стражей с 05.09.2019 по 05.12.2019, период с 05.09.2019 по 17.09.2019 (день вступления приговора суда в законную силу) зачтен из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Административный надзор, установленный в отношении Поздеевой А.П. решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 31.05.2017, прекращен на основании п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона № 64-ФЗ ввиду осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания.
Вместе с тем, в силу п.4 ч.2 ст.3Федерального закона №64-ФЗ Поздеева А.П., имеющая неснятую и непогашенную судимость, является лицом, к которому должен быть установлен административный надзор, поскольку в период нахождения под административным надзором ею совершено преступление, за которое она осуждена к лишению свободы и направлена к месту отбывания наказания.
Поздеева А.П. является совершеннолетней гражданкой Российской Федерации и освобождается из мест лишения свободы 23.08.2022.
С учетом изложенного, а также данных о личности Поздеевой А.П., характеризующейся исправительным учреждением по месту отбывания наказания с положительной стороны, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к осужденной Поздеевой А.П. об установлении административного надзора на основании п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя виды административных ограничений, которые являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, суд исходит из того, что они должны способствовать предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказать на неё индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов с учетом её личности, характера преступлений и степени их общественной опасности.
При этом суд учитывает личность осужденной, её поведение в местах лишения свободы, где она за весь период отбывания наказания зарекомендовала себя с положительной стороны, (...).
В связи с тем, что административное ограничение в виде явки в орган внутренних дел по закону является обязательным, суд, принимая во внимание криминологические данные личности Поздеевой А.П., имеющую склонность к совершению противоправных деяний в период нахождения под административным надзором, её поведение во время отбывания наказания, считает необходимым установить ей административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обстоятельства, при которых Поздеевой А.П. были совершены преступления по приговору суда от 06.12.2019 и 05.09.2019, характер и степень их общественной опасности, совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, в совокупности свидетельствуют о её явном пренебрежении к правопорядку, нормам закона и морали, и, соответственно, о возможности совершения ею новых преступлений при отсутствии контроля за её поведением.
Несмотря на установление в отношении Поздеевой А.П. административного надзора ранее, последняя продолжала совершать противоправные деяния.
Поскольку приговорами Ижемского районного суда Республики Коми от 06.12.2019 и от 05.09.2019 установлено, что Поздеева А.П. совершила преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, что признано судом в качестве обстоятельств, отягчающих наказания, в ночное время суток - по приговору суда от 05.09.2019, суд, руководствуясь пунктами 1, 3 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ, полагает необходимым установить Поздеевой А.П. административные ограничения в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания установление данного ограничения в силу п.3 ч.2 ст.4 указанного Федерального закона №64-ФЗ является обязательным.
Согласно приговору Ижемского районного суда Республики Коми от 06.12.2019, до осуждения Поздеева АП. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., фактически проживала по адресу: ....
Вместе с тем, регистрация Поздеевой А.П. по месту жительства по адресу: ..., являлась временной, по данному адресу она была зарегистрирована в период с 07.02.2018 по 01.01.2021, что подтверждено свидетельством №... миграционного пункта МВД России по ... району от 07.02.2018 (л.д....).
В судебном заседании Поздеева А.П. пояснила, что после освобождения она намерена проживать в ....
Принимая во внимание, отсутствие на данный момент регистрации у Поздеевой А.П. по месту жительства, суд считает необходимым установить ограничение, предложенное административным истцом в виде запрещения выезда за пределы административно-территориального образования в составе Республики Коми по избранному ею месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица без разрешения органов внутренних дел.
При этом суд исходит из того, что вышеуказанные ограничения не ухудшают положение поднадзорного лица, и не отягчают её ответственность, а устанавливают контроль за её поведением после отбытия наказания по месту её жительства в целях охраны общественных интересов.
При установлении административных ограничений суд принимает во внимание возможность реализации прав осужденной при установленных ограничениях в порядке, предусмотренном ч.3 ст.12 Федерального закона № 64-ФЗ, а также их частичной отмены в течение срока административного надзора на основании сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица.
Одновременно суд не усматривает оснований для установления осужденной ограничения, предложенного административным истцом, в виде запрещения поднадзорному лицу посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-зрелищных и иных подобных мероприятий, а также не носящих общественно-политический характер (конкурсов, олимпиад, выставок, смотрах, фестивалях и т.п.), отдельных публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, пикетирования) и участия в этих мероприятиях.
По смыслу закона, выбор конкретных административных ограничений, установленных ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ, не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Обстоятельства совершения преступлений по приговорам суда от 06.12.2019 и 05.09.2019 не свидетельствуют об участии Поздеевой А.П. в местах проведения массовых и иных подобных мероприятий либо публичных мероприятий и её непосредственном участии в них.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Поздеевой А.П. в указанной части.
Положениями п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор в отношении указанной категории лиц, устанавливается на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судимость за совершение Поздеевой А.П. преступления средней тяжести в силу положений п. «в» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, следовательно, Поздеевой А.П. надлежит установить срок административного надзора - 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Поздеевой А.П. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении освобождаемой из мест лишения свободы Поздеевой А.П., родившейся ... года, административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Ижемского районного суда Республики Коми от 6 декабря 2019 года, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка один раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания, или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе;
- запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков на разлив;
- запрещение выезда за пределы административно-территориального образования в составе Республики Коми по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица без разрешения органов внутренних дел.
Административное исковое заявление ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми к Поздеевой А.П. в части установления административного ограничения в виде запрещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а именно спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-зрелищных и иных подобных мероприятий, а также не носящих общественно-политический характер (конкурсов, олимпиад, выставок, смотрах, фестивалях и т.п.), отдельных публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, пикетирования), а также участия в этих мероприятиях оставить без удовлетворения.
Срок административного надзора, установленного в отношении Поздеевой А.П. исчислять со дня её постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Поздеевой А.П., что в случае неприбытия без уважительных причин после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный администрацией исправительного учреждения срок, либо за самовольное оставление места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, она может быть привлечена к уголовной ответственности на основании ст.314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, к административной ответственности по ст.19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий М.Н.Таскаева
...
...
...
...
...