Решение по делу № 33а-2911/2021 от 25.02.2021

Дело № 33а-2911/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 апреля 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Кучеренко Н.В., Мостовенко Н.Р.,

с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асанова А.И. к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным и обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Асанова А.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым

установила:

Асанов А.И. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил суд: признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 05 августа 2020 года № 4159 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Асанову А.И.»; обязать Администрацию г. Симферополя повторно рассмотреть заявление Асанова А.И. от 06 мая 2020 года о предоставлении земельного участка.

Требования мотивированы тем, что истец 06 мая 2020 года обратился в Администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по ул<адрес>, однако постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 05 августа 2020 года № 4159 истцу отказано в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как решение утратило силу, согласно пункту 19 решения 58-й сессии Симферопольского городского совета АР Крым V созыва от 31 марта 2010 года № 951. Однако, с принятым постановлением истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим право истца на получение земельного участка бесплатно в собственность.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с вынесенным решением, Асанов А.И. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2020 года отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование указывает, что административным ответчиком не представлено доказательств того, на основании каких нормативных правовых актов в распорядительном документе установлен срок выполнения проектов землеустройства. Судом данному обстоятельству также не дана оценка. Просит учесть, что с 10 декабря 2009 года законодательством Украины не предусматривалось каких-либо ограничений по сроку действия разрешения, такие ограничения в решениях не могли быть установлены. По этим основаниям считает, что решение Симферопольского городского совета от 31 марта 2010 года №951, а именно подпункт 1.2 пункта 1, в отношении административного истца является недействующим.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Администрации города Симферополя Республики Крым Дружковой О.А. поданы возражения об оставлении без изменения решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2020 года.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06 мая 2020 года Асанов А.И. обратился в Администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. К указанному заявлению заявитель приложил следующие документы: копию паспорта, копию решения от 31 марта 2010 года №951, оптический диск с межевым планом земельного участка, копию доверенности представителя.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 05 августа 2020 года № 4159 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину РФ Асанову А.И.», Асанову А.И. отказано в предоставлении земельного участка площадью 840 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указано, что основанием для принятия указанного постановления послужило то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 05 августа 2020 года №4159.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган:

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

- в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);

3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю;

4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с положениями подпункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2015 N 355 был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до 21 марта 2014 года» (действующий на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Административный регламент).

Пункт 2.11 Административного регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.11 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Установлено, что обращаясь в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права, административным истцом, среди прочего, было предоставлено решение 58-й сессии V созыва Симферопольского городского совета от 31 марта 2010 года № 951 «О разрешении выполнения технической документации по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе».

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного решения, гражданам Украины разрешено выполнить техническую документацию по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, проекты землеустройства по отводу земельных участков в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилых домов, гаражей и утверждены материалы выбора земельных участков: гр. Асанову А.И. разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в районе <адрес>, ориентировочной площадью 0, 0817 га. (подпункт 1.2 пункта 1).

Пунктом 14 вышеназванного решения установлено, что юридическим и физическим лицам - предпринимателя, гражданам указанным в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1 и в пункте 6 настоящего решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течении 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и представить его в городской совет на утверждение.

Кроме того в пункте 19 данного решения указано, что в случае неисполнения пункта 14 настоящего решения подпункты 1.2, 1.3 пункта 1 и подпункты пункта 6 настоящего решения считать утратившими силу.

На момент принятия Симферопольским городским советом АР Крыл решения от 31 марта 2010 года № 951, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан регулировался законодательством Украины.

Так в соответствии с положениями статьи 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16 сентября 2008 года №509-VI были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, в статью 151, которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляют один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае, если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.

Законом Украины от 05 ноября 2009 года №1708-17 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю» положения статьи 118, статьи 151 Земельного кодекса Украины были изложены в новой редакции, которые не содержали указаний об определении конкретного срока, в течение которого должен быть разработан проект отвода земельного участка.

Вместе с тем, правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что, будучи собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, Симферопольская городской совет в АР Крым, в пределах своей компетенции в решении от 31 марта 2010 года №951, определил срок действия указанного решения до 31 марта 2011 года, что не противоречило действующему на тот период земельному законодательству Украины, которое не предусматривало запрета на установление срока.

При этом согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 мая 2020 года, в период с 21 марта 2014 года по 20 мая 2020 года в ЕГРН не регистрировались права, ограничение прав и обременений Асанова А.И. на земельный участок площадью 840 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В имеющейся в распоряжении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым архивной документации территориальных органов Государственного агентства земельных ресурсов Украины и Государственной регистрационной службы Украины, сведения (документы) о раннее принятых решениях об утверждении в отношении земельного участка земельный участок площадью 840 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> документации по землеустройству, о предоставлении данного земельного участка на соответствующем праве, о выдаче государственного акта на право собственности на землю или заключении договора аренды указанного земельного участка, а также о регистрации права собственности Асанова А.И. на данный земельный участок не выявлены. В архивных материалах, переданных Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, имеется государственный акт серии КМ № 007096 от 29 июня 2004 года на право собственности Асанова А.И. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

Административным истцом не представлено доказательств подачи заявлений о продлении срока действия установленного Симферопольским городским советом АР Крым в решении от 31 марта 2010 года №941, как и данных, свидетельствующих о разработке им землеустроительной документации, а также принятия мер по реализации решения от 31 марта 2010 года №951.

Принимая во внимание приведённые выше положения норм материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку согласно пункту 19 решение Симферопольского городского совета АР Крым V созыва от 31 марта 2010 года №951 утратило силу, Администрация города Симферополя Республики Крым, будучи собственником испрашиваемого земельного участка, действуя в пределах представленных полномочий, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.11 Административного регламента, правомерно отказала Асанову А.И. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, как лицу, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было установлено несоответствие действующим нормам права оспариваемого постановления, в связи с чем, районным судом правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца о признании указанного постановления незаконным.

При этом, поскольку в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, требования Асанова А.И. в части возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка также правомерно оставлены без удовлетворения.

По сути, доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Асанова А.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Н.В. Кучеренко

Судья: Н.Р. Мостовенко

33а-2911/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Асанов Алим Искандарович
Ответчики
Администрация г. Симферополя РК
МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кагитина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
25.02.2021Передача дела судье
06.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Передано в экспедицию
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее