УИД № 61RS0003-01-2023-001005-71
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-10668/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-1522/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 11 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мотиной И.И., Парасотченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Говорухина Ф.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в сельский стаж и назначении повышенной фиксированной выплаты,
по кассационной жалобе Говорухина Ф.И. на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Говорухин Ф.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) о включении периодов работы в сельский стаж и назначении повышенной фиксированной выплаты, указав в обоснование заявленных исковых требований, что является получателем пенсии по старости, имеет многолетний трудовой стаж, подтвержденный записями в трудовой книжке. В связи достижением пенсионного возраста 05.11.1996г. вышел на пенсию, ему выдано пенсионное удостоверение.
В связи с несогласием с размером начисляемой пенсии истец обратился в адрес Клиентской службы в Шолоховском районе Ростовской области в целях перерасчета размера начисляемой пенсии.
В письме Клиентской службы в Шолоховском районе Ростовской области от 04.07.2022 сообщалось, что расчет пенсии произведен в соответствии с ФЗ-400 «О страховых пенсиях», а в последующем в письме Клиентской службы от 14.07.2022 указано об отсутствии специального трудового стажа и что специальных надбавок к пенсии не предусмотрено.
Полагая данный ответ необоснованным, уточнив исковые требования в порядке 39 ГПК РФ, Говорухин Ф.И. просил суд обязать ОСФР по Ростовской области включить в стаж работы в сельском хозяйстве период с 11.12.1973г. по 17.11.1995г. в Вешенском племпредприятии и обязать ответчика повысить фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента установления пенсии.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 мая 2023 года исковые требования Говорухина Ф.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Говорухин Ф.И. ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Вешенское племпредприятие является организацией, основной деятельностью, которой является сельское хозяйство, указанная организация подчинялась непосредственно Министерству сельского хозяйства. При этом факт занятости Истца на работах в сельском хозяйстве, подтвержден представленными в судебное заседание документами.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Говорухин Ф.И. с 05.11.1996г. является получателем пенсии по старости на основании ст. 10 Закон РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
Полагая, что размер пенсии ему установлен неверно, истец обратился в адрес Клиентской службы в Шолоховском районе в целях перерасчета размера начисляемой пенсии.
Согласно ответу Клиентской службы в Шолоховском районе от 04.07.2022г. расчет пенсии произведен в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В ответе от 14.07.2022г. истцу указано на отсутствие у него специального трудового стажа, а также на то, что специальных надбавок к пенсии не предусмотрено.
Говорухин Ф.И. не согласился с такими ответами пенсионного органа, полагая, что имеет соответствующий специальный стаж.
Из трудовой книжки истца следует, что трудовая деятельность Говорухина Ф.И. в период с 11.12.1979г. по 17.11.1995г. протекала в Вешенском племпредприятии, где истец работал на разных должностях (заместитель директора по хозчасти, инженер по криогенному оборудованию, электрик), указанная деятельность не включена ответчиком в сельский стаж.
Разрешая спор, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что согласно Справочнику ОКВЭД, действовавшего в период трудовой деятельности истца Вешенское племпредприятие осуществляло предоставление услуг за вознаграждение или на договорной основе в области животноводства по искусственному осеменению животных, (старый код ОКВЭД 01.42.; новый ОКВЭД 01.61), то есть не относилось к предприятиям и организациям животноводства, а работа истца протекала в должностях не соответствующих Списку №1440.
Поскольку без учета указанного периода у истца отсутствует необходимая продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве 30 лет, суд не усмотрел оснований для установления доплаты повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятого по делу судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списком № 1440 предусмотрены три вида производств сельского хозяйства: растениеводство, животноводство и рыбоводство. При этом, в разделе 2 наименований работ, производств сельского хозяйство определено, что при применении настоящего Списка к животноводству относится верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе, осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
Таким образом, для включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, в соответствии с которым устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, необходимы следующие условия: выполняемая работа должна быть связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, или структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство; ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных должно осуществляться для производства животноводческих продуктов; наименование должности должно быть предусмотрено в Списке № 1440.
При этом, названный Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), который введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст, и Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), который введен в действие постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 года № 367.
Исходя из ОКВЭД, к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и производство продукции животноводства. При этом животноводство (подкласс 01.4) - это выращивание и разведение всех видов животных, кроме водных.
Искусственное осеменение животных согласно ОКВЭД в группировку видов экономической деятельности "01.4 Животноводство" не включается, то есть, не относится к животноводству, данная деятельность относится к вспомогательным видам деятельности для сельскохозяйственного производства, а также к близким сельскому хозяйству, не используемым в целях производства (подкласс 01.6 "Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции").
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отмечено, что в период с 1 января 1976 года по 1 января 2003 года применялся Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» 1 75 018 (ОКОНХ), согласно которому отраслью народного хозяйство является сельское хозяйство. К данной отрасли относилось сельскохозяйственное производство (растениеводство (код 21100), животноводство (код 21200), рыбоводство (код 21300), охота, пушной промысел и разведение дичи (код 21400), вылов рыбы и других водных биоресурсов (код 21500)). К другим организациям по обслуживанию сельского хозяйства относились предприятия и организации по искусственному осеменению животных (код 22300).
Согласно Справочнику ОКВЭД действовавшего в вышеуказанный период трудовой деятельности истца Вешенское племпредприятие осуществляло предоставление услуг за вознаграждение или на договорной основе в области животноводства по искусственному осеменению животных, (старый код ОКВЭД 01.42.; новый ОКВЭД 01.61).
Анализируя указанное и приведенные нормы права, судами первой и апелляционной инстанции сделан вывод, что Вешенское племпредприятие не относилось к предприятиям и организациям животноводства, а работа истца протекала в должностях не соответствующих Списку №1440.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Фактически доводы кассационной жалобы истца сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, ошибочному толкованию норм материального права, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке. При этом переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 ГПК РФ, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Говорухина Ф.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи