Дело №2а-754/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2019г. г.Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области под председательством судьи Гетмановой Ж.В.,
при секретаре Субоновой М.В.,
с участием представителя административного истца Байрактарова М., представителя заинтересованного лица Васюкова В.В.- Аникеенко А.Н.
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Кореновской С.А.,
представителя заинтересованного лица Платуновой Л.Б.- Жданова М.А.,
заинтересованного лица Васюкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседание административное исковое заявление Байрактарова М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица Чуйко В.В., Ведина А.В., Богатырева Е.Н., Богатырев Д.А., Уелин А.В., Болгов В.П., Попова Л.В., Платунова Л.Б., Платунов Ю.В., Васюкова Н.В., Васюков В.В., о признании незаконной поставки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, обязании снять с кадастрового учета указанный земельный участок, признать незаконной регистрацию права общей долевой собственности на указанный земельный участок, обязании аннулировать записи: №, №, №, №, №, №, №, №, №, обязании восстановить регистрационные записи в отношении земельного участка с кадастровым №,
установил:
Байрактаров М. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании незаконной поставки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, обязании снять с кадастрового учета указанный земельный участок, признать незаконной регистрацию права общей долевой собственности на указанный земельный участок, обязании аннулировать записи о государственной регистрации прав на указанный земельный участок и восстановить регистрационные записи в отношении земельного участка с кадастровым №.
В обосновании административного иска указано, что Байрактаров М. является собственником земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 728 439,09 кв.м, расположенном по <адрес> В начале августа 2019 года ему стало известно о том, что площадь земельного участка 1 уменьшилась, в связи с выделом из него другого земельного участка в счет земельных долей участников общей долевой собственности. 01.04.2019 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 242 300 кв.м, расположенный по <адрес> Каких-либо уведомлений о предстоящих собраниях участников общей долевой собственности земельного участка 1, об изменении данных о регистрации права на земельный участок 1, он не получал. Публикаций в газете Семикаракорского района о проведении собраний, выделении земельных долей, согласовании границ выделяемого земельного участка не было. По мнению административного истца, земельный участок 2 был образован в результате выдела земельных долей из земельного участка 1 с нарушением норм материального права, постановка земельного участка 2 на кадастровый учет, регистрация прав на него является незаконной. При формировании земельного участка 2 местоположение его границ не было согласовано, не были учтены интересы всех участников общей долевой собственности земельного участка 1. Для осуществления выдела земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения собственник, намеревающийся выделить свою долю, принимает на себя ряд обязательств, соблюдение и исполнение которых в обязательном порядке проверяется органом осуществляющим постановку на кадастровый учет и регистрацию прав. При несоблюдении и при невыполнении которых, в силу пунктов 5, 7, 25 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган, осуществляющий постановку на кадастровый учет и регистрацию прав, обязан был приостановить постановку на кадастровый учет с последующим отказом в постановке на кадастровый учет и регистрации прав на вновь образуемый земельный участок. Орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет земельного участка 2 не дал оценку данным нормам права и не затребовал: протокол общего собрания участников долевой собственности земельного участка 1; публикацию в газете «Семикаракорские Вести»; и иные документы, предусмотренные законом. У органа кадастрового учета не имелось законных оснований для постановки земельного участка 2 на государственный кадастровый учет.
Административный истец просит суд: признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, обязать ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области снять с кадастрового учета указанный земельный участок, признать незаконной регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, обязать Управление Росреестра по Ростовской области аннулировать записи №, №, №, №, №, №, №, №, №, и восстановить регистрационные записи в отношении земельного участка с кадастровым №
Административный истец, просит суд восстановить срок для обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, поскольку о нарушенных правах ему стало известно в начале сентября 2019г., когда он обратился к ИП Васюкову В.В. за получением арендной платы.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Чуйко В.В., Ведина А.В., Богатырева Е.Н., Богатырев Д.А., Уелин А.В., Болгов В.П., Попова Л.В., Платунова Л.Б., Платунов Ю.В., Васюкова Н.В., Васюков В.В.
В судебное заседание административный истец не прибыл, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, доверил вести дело своему представителю.
Представитель административного истца Байрактарова М., заинтересованного лица Васюкова В.В. - Аникеенко А.Н., в судебном заседании поддержал административные исковые требования, считал, что действия Управления Росреестра нарушают законные права и интересы Байрактарова М., поскольку он был лишен права управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в общей долевой собственности, а также лишен части своего имущества. Васюков В.В. как арендатор, согласия на выдел земли не давал. В августе-сентябре 2019г. Байрактаров обратился к Васюкову В.В. для получения арендной платы, и от него ему стало известно о выделе земельного участка, в связи с чем просил суд восстановить срок для обжалования действий Росреестра.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ростовской области Кореновская С.А., в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что при постановке земельного участка с кадастровым № на кадастровый учет и государственной регистрация прав на него, государственным регистратором были учтены требования ГК РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В ходе правовой экспертизы выявлено, что заявителем представлены полный пакет документов. Оснований для приостановления государственной регистрации прав или отказа в государственной регистрации не установлено.
Заинтересованное лицо Васюков В.В. просил иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Платуновой Л.Б. - Жданов М.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что постановка земельного участка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на него были осуществлены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав административного истца. Площадь земельных долей, принадлежащих административному истцу, не уменьшилась.
Заинтересованные лица Чуйко В.В., Ведина А.В., Богатырева Е.Н., Богатырев Д.А., Уелин А.В., Болгов В.П., Попова Л.В., Платунова Л.Б., Платунов Ю.В., Васюкова Н.В., в судебное заседание не явились, сведения о их надлежащем уведомлении имеются, от них не поступали заявления об отложении дела по уважительным причинам, в связи с чем суд вынужден рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец Байрактаров М. является участником общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 486 139 кв. м, расположенном по адресу<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым № по состоянию на 24 октября 2019г. (т.1 л.д.25-39).
В судебном заседании установлено, что 24.01.2019 года в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 728 439,09 кв.м, расположенном по <адрес> между главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем Васюковым В.В. (арендатором) и Васюковой Натальей Петровной, Уелиным Александром Васильевичем, Вединой Анной Викторовной, Богатыревым Дмитрием Александровичем, Богатыревой Еленой Николаевной, Платуновой Лидией Борисовной, Платуновым Юрием Васильевичем, Поповой Ларисой Владимировной, Болговым Владимиром Павловичем, Байрахтаровым Мислимом, Байрокдоровой Гулчехрой Гулахмедовной, Чуйко Владимиром Викторовичем (арендодателями) заключен договор аренды, сроком до 23 января 2049г.
10.03.2019 года между Уелиным Александром Васильевичем, Вединой Анной Викторовной, Богатыревым Дмитрием Александровичем, Богатыревой Еленой Николаевной, Платуновой Лидией Борисовной, Платуновым Юрием Васильевичем, Поповой Ларисой Владимировной, Болговым Владимиром Павловичем, Чуйко Владимиром Викторовичем заключено соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, что подтверждается копией соглашения (том 2 л.д.45-48).
01.04.2019 года государственным регистратором принято решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на вновь образованный (выделенный) земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, общей площадью 242 300 кв.м, расположенный по <адрес>
Данный земельный участок был выделен из земельного участка с кадастровым № в счет долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок, принадлежащих Уелину А.В., Вединой А.В., Богатыреву Д.А., Богатыревой Е.Н., Платуновой Л.Б., Платуновым Ю.В., Поповой Л.В., Болговым В.П., Чуйко В.В.
Сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в ЕГРН 29 марта 2019г. на основании заявлений Уелина А.В., Вединой А.В., Богатырева Д.А., Богатыревой Е.Н., Платуновой Л.Б., Платунова Ю.В., Поповой Л.В., Болгова В.П., Чуйко В.В., в лице представителя по доверенности П., о чем имеются записи о регистрации №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Из письменного возражения представителя административного ответчика и документов, представленных в материалы дела, следует, что заявителями для осуществления учетно-регистрационных действий были представлены:
соглашение об определение (перераспределении) долей в праве общей долевой собственности от 10 марта 2019г;
проект межевания земельных участков от 5 марта 2019г., подготовленный ООО «ИНЖЕНЕР» кадастровым инженером И., в котором имеется заключение об отсутствие возражений относительно размера и местоположения границ, копия извещения в СМИ «Наше время»;
письменное согласие арендатора главы КФХ Васюкова В.В. от 30 мая 2018г. на выдел земельного участка;
чеки об оплате государственной пошлины;
межевой план от 12 марта 2019г.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п.1 ч.3 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.
В силу п.7 ч.2 ст.14 названного Федерального закона одним из документов-оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости помимо заявления заинтересованного лица является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).
В соответствии с п.24 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в орган регистрации прав с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности из состава земель сельскохозяйственного назначения представляется межевой план, подготовленный в соответствии с установленными требованиями, в том числе на основании проекта межевания земельных участков. При этом указанным Федеральным законом не установлены требования к подготовке проекта межевания земельных участков, проект межевания земельных участков также не входит в перечень документов, являющихся основаниями осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно п.30 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при проверке документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемый путем выдела в счет земельной доли (земельных долей) земельный участок, должен в том числе удостовериться в отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли (земельных долей) земельного участка и в соблюдении требования о допустимой разнице площадей земельного участка, указанных в межевом плане и в проекте межевания земельных участков.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч.13 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее Требования).
Согласно п.23 Требований при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на основании проекта межевания земельных участков.
Пунктом 27 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 года № 388, предусмотрено составление кадастровым инженером пояснительной записки в виде связного текста, который может включать, в том числе, иную информацию по усмотрению кадастрового инженера, обосновывающую результаты выполненных работ.
Оценив, представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Государственным регистратором не допущено процедурных нарушений, нарушений норм материального права, правильно проведена правовая экспертиза документов, по итогам которой принято законное решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права обшей долевой собственности.
Действия и решения административного ответчика по осуществлению государственного кадастрового учета вновь образованного земельного участка и государственной регистрации прав на него соответствуют требованиям закона.
Доводы представителя административного истца о том, что выделенный земельный участок образован с нарушением норм материального права, суд отклоняет, поскольку при рассмотрении требований административного истца заявленных в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, суд не исследует основания возникновения права, его законность, суд рассматривает возникший спор, исключительно оценивая законность и обоснованность действий и решений административного ответчика.
Исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца сводятся к несогласию с выделением из исходного земельного участка заинтересованными лицами своих долей и образованием нового земельного участка, действительная же воля административного истца направлена на оспаривание действий, совершенных заинтересованными лицами.
Спор между участниками общей долевой собственности исходного земельного участка о выделении из него долей и образовании нового земельного участка подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд. Доказательств того, что о нарушении своих прав оспариваемыми действиями истцу было известно в августе-сентябре 2019г., последним не представлено. В связи с чем, заявление о восстановлении пропущенного срока подлежит отклонению.
При этом пропуск указанного срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Байрактарова М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконной поставки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым №, обязании снять с кадастрового учета указанный земельный участок, признать незаконной регистрацию права общей долевой собственности на указанный земельный участок, обязании аннулировать записи: №, №, №, №, №, №, №, №, №, обязании восстановить регистрационные записи в отношении земельного участка с кадастровым №
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 2 декабря 2019г.