Решение по делу № 2-1020/2022 от 17.06.2022

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 сентября 2022 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части не ликвидации несанкционированного мест размещения строительных отходов и обязать администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>. В обоснование искового заявления указано, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках рассмотрения обращения гражданина Российской Федерации 19.09.2021 выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты 55.901218, 47.177176, и согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ имеют код 89000001724. Далее указано, что до настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены и вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью населения и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.

На судебном заседании представитель истца, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Хасанов И.М., исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, также пояснив, что имеющимися доказательствами, в том числе представленными стороной ответчика, подтверждается факт несанкционированного размещения строительных отходов на указанном в иске земельном участке, при этом они отрицают факт ремонта дороги на этом земельном участке, о чём указывала сторона ответчика.

На судебном заседании представитель ответчика, администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Васильева А.А., исковые требования не признала и просила в удовлетворении исковых требований отказать, также пояснив, что на указанном в иске участке дороги не имеется несанкционированного места размещения строительных отходов, также стороной истца не представлено доказательств этого, при этом по инициативе граждан, с целью благоустройства и с использованием собственных средств и сил граждан д. Малдыкасы Чебоксарского района Чувашской Республики, был проведён ремонт автомобильной проселочной дороги местного значения.

На судебное заседание третье лицо, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённая, своего представителя не направила, о причинах не известила.

Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.

Также при этом суд учитывает положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как указано истцом, 19 августа 2021 года в рамках рассмотрения обращения гражданина Российской Федерации выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 5 – 9), при этом согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ имеют код 89000001724.

Так, Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 42).

Этому право корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ч.1). К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2).

Частью 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8).

В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Также ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).

Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.

В силу ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).

Так, п. 16 ч. 1 ст. 8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики № 29-01 от 7.06.2018) к вопросам местного значения Чебоксарского района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Чебоксарского района.

Также на основании п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Ишакского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ишакского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ишакского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения Ишакского сельского поселения Чебоксарского района.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель также возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Однако из представленных материалов следует, что на указанном в исковом заявлении месте – на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>, не имеется несанкционированного размещения строительных отходов (бой кирпича и др.), а фактически выполнены работы по устройству подъездной дороги (укладка боем кирпича грунтовой дороги общего пользования, иного не представлено.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными стороной ответчика доказательствами, в том числе письмом ООО «Строй Сити» под от 15.08.2022, а также протоколом схода граждан <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики от 25 июня 2022 года, согласно которым на указанном в иске части земельного участка действительно был произведён ремонт дороги по инициативе жителей и за их счет, которые являются соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами по делу как письменные доказательства, при этом стороной истца в силу положений ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, опровергающих данные обстоятельства, учитывая также, что имеющийся в материалах дела акт обследования от 19.08.2021 и приложенные к нему фотографии (л.д. 5 - 9) не являются соответствующим доказательством в обоснование требований истца, так как из содержанных данных документов невозможно установить их относимость к рассматриваемому делу, так, невозможно установить юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, а именно наличие несанкционированного места размещения строительных отходов на указанном в иске земельном участке.

Иных доказательств, обосновывающих доводы стороны истца, на основании которых возможно удовлетворение заявленных исковых требований в этом виде, суду не предоставлено. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения настоящих исковых требований в заявленных пределах не имеется, что применительно к вышеприведенным нормам права, является основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о незаконным бездействие администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части не ликвидации несанкционированного мест размещения строительных отходов и обязании администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 7 сентября 2022 года.

Председательствующий, судья:                                                                          Афанасьев Э.В.

2-1020/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Ответчики
Администрация ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Судья
Афанасьев Эдуард Викторинович
Дело на странице суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее